Поиск по сайту

Взгляд эксперта ЕГЭ по русскому языку и литературе

Автор: Дзюба Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ №118, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе


Учитель русского языка и литературы ГОУ №118, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе Дзюба Е.В.

Я не буду описывать структуру ЕГЭ по литературе и русскому языку, для этого есть определенные сайты и книги. Я лишь поделюсь наблюдениями на основе проверенных мною работ. Надеюсь, для вас какие-то мои выводы будут полезны.

Отмечу сразу, работы очень разные. Наверное, то, что я скажу не относится к тем, кто написал работы на высокий балл.

Наиболее часто встречавшаяся в проверенных мною работах ошибка – отсутствие комментария проблемы. Впечатление такое, что ребята не совсем понимают, что такое комментарий проблемы. Наверное, здесь уместно еще раз обратить внимание на этот вопрос во время подготовки, дать четкое определение этому элементу работы.

Гораздо меньше, но тоже встречалась ошибка, когда вместо аргументов, подтвержденных примерами, приводились примеры и не более. Я не буду говорить о качестве некоторых примеров – это свидетельство скорее ситуации в обществе, чем уровня подготовки. А при подготовке, на мой взгляд, в качестве заданий можно предложить примеры и попросить «превратить» их в аргументы.

Ещё одна частая ошибка: есть формулировка проблемы, комментарий, аргументы с примерами , но на каком-то этапе автор «отходит от темы» (чаще в момент комментария одна проблема подменяется другой). И здесь обиднее всего, так как ребенок владеет всем, что позволило бы ему получить высокий балл за работу, но, увы. Ребятам в этом случае стоит предложить в качестве самопроверки во время ЕГЭ соотнести каждую часть с той проблемой, которая выбрана для рассмотрения в работе.

Что же касается экзамена по литературе, то здесь, я думаю, нужно поговорить особо о распределении времени. Экзамен, насколько я предполагаю, не предусматривает «раскачивание». Задания сформулированы так, что ребенок должен сразу четко представить себе содержание своей работы. Во время подготовки надо приучать ребят к быстрой формулировке своих мыслей, то есть работать не только над содержанием работы, но и над временем ее выполнения. Для этого требуется знание текста и проблематики произведения, причем очень хорошее.

Перед выполнением заданий при подготовке к ЕГЭ по литературе стоит внимательно прочитать критерии, по которым оценивается работа, чтобы иметь представление о том, что надо в нее включить .

Уровень владения теоретико-литературными понятиями требует органичного и разумного включения их в текст работы. Набор терминов, которыми должен владеть ученик представлен на сайте.

Критерий обоснованности привлечения текста предполагает разнообразные формы его представления и опять-таки обоснованные. Здесь разумно при чтении произведения обращать внимание на ключевые фразы и, может быть, где-то заучивать их.

Если автору работы обязательно хочется включить в работу тот или иной вопрос, наверное, он должен руководствоваться логикой повествования и где-то пожертвовать своим желанием, если оно не соответствует заданию.

И еще одно пожелание: любое рассмотрение вопроса подразумевает выход на проблематику произведения, об этом тоже не стоит забывать.

Наиболее частые трудности с выполнением заданий, встретившиеся в работах:

- Очень тяжело дается выстраивание ассоциативного ряда произведений или авторов по той или иной проблеме, нет навыка в поиске произведений с аналогичной темой или проблемой.

- Анализ поэтического текста. Очень трудно. Текст анализируется не по тому, что в нем есть, а по тому, что хотелось бы в нем увидеть или должно быть , с точки зрения ученика, или, что чаще всего, стихотворение анализируется на уровне прозаического пересказа поэтического текста.

Одна общая беда, которая присутствует и в работах по русскому, а более всего в работах по литературе. Работы не по теме, а по поводу темы: ребенок лишь называет проблему, сформулированную в задании, а работу пишет по тому вопросу, который он лучше знает или, с его точки зрения, интересней, забывая о том, что одним из значимых критериев оценки сочинения является наличие ответа на поставленный вопрос.

Это то, на что прежде всего, я думаю, надо обратить внимание.


Взгляд эксперта ЕГЭ по русскому языку и литературе

Назад в раздел