Поиск по сайту

«Петербургская усадьба» – дом природы в Озерках

Автор: Петрова И.В., Корнилова Л.И.


Экологическая культура, навыки исследователя, релаксация посредством любования красивыми растениями и пейзажами, активный отдых – все это нужно нашим детям и нам всем. И все это можно получить в «Петербургской усадьбе».

Озерки - это одно из северных предместий Санкт-Петербурга, в котором со времен советской власти сохранились маленькие деревянные дома с примыкающими к ним приусадебными участками. В этом тихом и приветливом уголке города находится учреждение дополнительного образования детей с романтическим названием «Петербургская усадьба». Придуманное в эпоху перестройки тогдашним директором Ольгой Михайловной Кувшиновой, оно стало узнаваемым брендом. «Петербургская усадьба», по существу, дом творчества юных с эколого-биологическим и агрономическим уклоном.

История дома начинается с 1944 года. Его первое название - Городская стация юных натуралистов (ГСЮН). О людях, создававших юннатскую станцию, об обстоятельствах сопутствовавших её организации, о педагогах и директорах, о первых юннатах подробно рассказала в своей статье кандидат педагогических наук доцент РГПУ им. А.И. Герцена Наталья Владимировна Добрецова [2003], долгие годы осуществлявшая научное руководство педагогической деятельностью Усадьбы. Сохранилось много документов и фотографий, отражающих работу юннатов и педагогов на протяжении более 60-ти лет. К сожалению, нет условий и места для их хранения, а материалы, между прочим, имеют значение для истории образования в Санкт-Петербурге. В Усадьбе есть лишь очень небольшая постоянная экспозиция, рассказывающая об истории. В 2007 году «Петербургская усадьба» стала структурным подразделением Садово-архитектурного профессионального лицея №113, но бренд и характер деятельности сохранились.

Помимо архивных документов, наши предшественники оставили нам богатое природное наследство – мини-заповедник в пределах города на территории 4,3 га, который требует не меньшей заботы. Мы преклоняемся перед создателями дендропарка, плодового сада, огородов овощного и аптечного, питомника редких травянистых растений нашей природной зоны. Считаем, что их творенья необходимо сохранять и преумножить. Такой сказочной территории нет ни у одного образовательного учреждения города.

Конечно, жизнь не стоит на месте и те формы и методы работы, которые были популярны в послевоенные годы, не могут заинтересовать детей ХХI века. Например, их не завлечь полоть грядки. Вообще к простому выращиванию овощных и плодовых культур ребята как-то равнодушны, но проявляют большую заинтересованность к постановке полевых опытов. Поэтому работа Усадьбы все время изменялась в соответствие с требованием времени, что было бы невозможно без энтузиазма, творческого порыва и креативного мышления педагогов.

В настоящее время значительную долю деятельности Усадьбы составляет, так называемая, «музейная педагогика». Проводится большое количество экскурсий с детьми младшего и среднего школьного возраста. Показать и рассказать есть о чем, кроме вышеупомянутых рукотворных растительных сообществ, в Усадьбе есть Зимний сад и оранжереи с экзотическими растениями, зооуголок с кроликами, говорящим попугаем, агути и прочей живностью. В течение последних 3-х лет с конца лета по середину осени, то есть в период, когда урожай созрел, большой популярностью пользуется экскурсия «Русский северный огород в историческом пространстве». Идею этой экспозиции разработала и осуществила ветеран «Петербургской усадьбы» Маргарита Борисовна Сальникова, которая является не только признанным авторитетным огородником и садоводом, но и большим изобретателем по части создания новой экспозиции и обучающих игр. Очень привлекательной является экскурсия по дендропарку, в котором представлено более 50 видов древесных и кустарниковых пород таежной зоны и зоны широколиственных лесов. Здесь можно увидеть как наши местные лесные породы – ель и сосну обыкновенную, так и привезённые издалека – сосну горную и манчжурский орех. Такую экскурсию могут провести воспитанники объединения дендрологии, руководимым педагогом Н.В. Новиковой. Аптечный огород создавался бывшим завучем Аллой Александровной Поповой. Эта ценнейшая экспозиция используется, в том числе,» студентами фармацевтического колледжа во время летней практики. Коллекцию редких травянистых растений Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляла совместно со своими воспитанниками педагог Наталья Владимировна Матисова, дольше других проработавшая в Усадьбе. Наталья Владимировна - прекрасный биолог-натуралист широкого профиля. У неё можно получить консультацию об особенностях растений и поведении животных нашей природной зоны. И что немаловажно, она умеет содержать в искусственных условиях многочисленных представителей дикой природы. Это целая наука, у которой есть и прикладные аспекты. В кабинете Натальи Владимировны живут жуки, рыбы, лягушки, жабы из наших лесов, в январе расцветают подснежники или ландыши, как в сказке «Двенадцать месяцев». Чтобы найти и собрать редкие растения, было исхожено немало километров. Для детей, выросших на асфальте, ботанические и зоологические экскурсии, проводимые в «Петербургской усадьбе» открывают глаза в мир природы.

К другому виду деятельности относятся развлекательно-познавательные программы для младших школьников. Это и праздники, например, «День букваря», и тематические погружения на экологическую тематику – о воде, о почве, о лесе, о птицах. Организатором и вдохновителем этих программ и праздников является методист Виктория Геннадиевна Жарова. От педагогов, участвующих в этих мероприятиях, требуется значительный артистизм и умение просто рассказать о сложном. Конечно, развлекательно-познавательные программы в полной мере используют богатый природный ресурс Усадьбы. Родители, присутствовавшие на праздниках, отмечали, что в Усадьбе приятно находиться, здесь красиво, хочется придти ещё. На территории оборудовано место для костра, часто жарят сосиски, или просто греются. Есть пространство для подвижных игр.

Особую гордость «Петербургской усадьбы» составляет организация исследовательской деятельности старших школьников. Последние 10 лет она проводится на базе хорошо оборудованной эколого-химической лаборатории. Кроме того, мы активно используем научный и интеллектуальный ресурс нашего города - сотрудничаем с авторитетными научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями: Институтом озероведения РАН, ГосНИОРХом, Государственным аграрным университетом, Всероссийским институтом защиты растений и Всероссийским институтом растениеводства им. Н.И. Вавилова, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Академией постдипломного педагогического образования и др. Ребята, увлеченные исследованиями, являются нашим постоянным контингентом, большинство обучаются у педагогов-исследователей в течение 3-4-х лет. За эти годы воспитанники приобретают навыки по постановке и проведению модельных опытов, химических анализов почв, растений и воды, определению растений и животных. Ребята учатся пользоваться научной, методической литературой и осваивают эколого-информационные источники Санкт-Петербурга. Кроме того, они сами учатся создавать такие источники в виде банка данных. Все ли ребята, прошедшие нашу школу, становятся биологами? Конечно, нет. Но полученные навыки помогают им в дальнейшей жизни. По мнению А.В. Леонтовича, директора Дома НТТМ в Москве, одного из известных организаторов исследовательской деятельности школьников навыки исследователя нужны очень широкому кругу специалистов, в том числе и политикам. Человек, когда-то занимавшийся исследовательской деятельностью, мыслит более широко и лучше анализирует события и ситуации. Нельзя с ним не согласиться. Исследовательская деятельность полезна всем. Добавим, что исследовательская деятельность способствует также социализации личности, так как в ходе такой работы воспитанник учится работе в группе, принятию решений, завязыванию деловых связей, выступлению перед публикой. Не является ли одним из методов индивидуализации обучения исследовательская деятельность?

Исследовательские работы Усадьбы посвящены оценке экологического состояния окружающей среды Санкт-Петербурга и агроэкологическим проблемам. География исследований группы охватывает весь Санкт-Петербург и пригороды. Например, в течение 10 лет проводится гидрохимический и гидробиологический мониторинг Суздальских озер, почво-грунтов рекреационных зон (парки Сосновка, Шуваловский, Дудергофские высоты и др.), дворов и пришкольных территорий города. Агроэкологические проблемы – это вопросы биологической защиты растений от вредителей, отработка технологии выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений, проверка эффективности удобрений, предлагаемых различными фирмами.

Научно-исследовательская деятельность – это особый вид работы, требующей высокой квалификации. Людям, профессионально занимавшимся наукой, организация школьных исследований удаётся легче и лучше. Поэтому не случайно, наиболее активными педагогами-исследователями в настоящее время являются специалисты с опытом научной работы кандидаты наук Л.П. Красавина, Л.И. Корнилова и И.В. Петрова, обеспечивающие 90% исследовательской деятельности Усадьбы. Однако список педагогов-исследователей ими не ограничен. Исследовательские работы проводят или проводили Н.В. Матисова, Н.В. Новикова, М.Б. Сальникова, И.А. Тимофеев, Н.А. Коркка, Е.Ю. Усова и др.

Завершая наш панегирик исследовательской деятельности, отметим, что ребятам интересно не только, а часто не столько само исследование, сколько возможность продемонстрировать его результаты, выступить перед аудиторией, получить признание. К счастью, у них имеется много возможностей реализовать такую потребность. Самостоятельно проведенное исследование открывает школьнику путь на международные, всероссийские, региональные и городские конференции: «Biopolitis Internation Organisation», Сахаровские чтения, Конкурс им. В.И. Вернадского, Докучаевские чтения, Инструментальные исследования окружающей среды, Национальное достояние России, «Звезда Прометея» - а также на олимпиады по биологии, химии и экологии. В большинстве случаев работы, выполненные в Усадьбе, занимали призовые места. Наша команда на протяжении последних 10 лет является постоянным призером городской экологической олимпиады. В добавлении к перечисленным конференциям и олимпиадам стоит упомянуть мероприятия, проводимые «Петербургской усадьбой» - Городская конференция по агроценологии и круглый стол «У Суздальских озер», посвященный экологическим проблемам города, но более подробно о них мы расскажем в следующей статье.

Материалы исследований наших воспитанников опубликованы в сборниках многих конференций (в материалах Докучаевских молодёжных чтений, Вестнике Аничкого дворца, Конкурса им. В.И.Вернадского и др.). Кроме того, при поддержке депутата ЗАКС СПб А.А. Редько нами был выпущен тематический сборник исследовательских работ школьников «Биологическое разнообразие природной среды Санкт-Петербурга» [2007].

Вероятно, «Петербургская усадьба» - это прообраз Дома природы.

Литература

1. Биологическое разнообразие природной среды Санкт-Петербурга. Сборник исследовательских работ школьников/ ДБЭЦ СПб «Петербургская усадьба»; под ред. Петровой И.В. – СПб.: Тип. «Нева», 2007.-200 с.

2. Н. Добрецова. Память сердца/ Мы - дети твои, дорогая Земля. Серия: ребенок, общество, семья, творчество, №11, СПб.:2001. - с.14-20.

pu1.jpg

Фото 1. «Петербургская усадьба» зимой.


pu2.jpg

Фото 2. Постановка опытов на экспериментальной площадке.


pu3.jpg

Фото 3. Работа в лаборатории.


pu4.jpg

Фото 4. Гидробиологическая экспедиция.


Поделиться:


Назад в раздел