Поиск по сайту

«Мы счастливы, потому что мы вместе…»

Автор: Маренникова В.В.


( Из опыта работы педагогического коллектива)

Маренникова В.В. заместитель директора

по УВР ГОУ СОШ № 106 Приморского

района Санкт-Петербурга

Каждый год 1 сентября мы встречаем новых учеников-первоклассников, в школу приходят мальчики и девочки. И конечно же, школа, и родители едины в своем стремлении: хочется, чтобы наши дети были успешными в обучении, чтобы были развиты, здоровы, счастливы.

А всегда ли мы думаем о той роли в обществе, которая предназначена в жизни самой природой нашим воспитанникам, что из мальчика вырастет мужчина –мужественный, сильный - будущий защитник, опора семьи и общества, а из девочки –женщина, будущая мать – центр семьи, способная растить и воспитывать детей.Об этом необходимо помнить, обучая и воспитывая детей, начиная с дошкольного возраста.

Учитывая, что мальчики и девочки принадлежат к различным типам организации мозга, психики, дифференцированный подход в обучении в нашей школе мы рассматриваем как обучение мальчиков и девочек в раздельных классах.

Дифференциация в педагогике исторически связана с раздельным обучением. В России раздельное обучение то ликвидировали, то восстанавливали вновь. Система раздельных школ кроме достоинств, имела отрицательные результаты, связанные с недостатками общения и совместной деятельности детей разного пола.

В настоящее время во многих странах элитное обучение ведется раздельно для мальчиков и девочек. В России тоже есть раздельные школы (женские гимназии, кадетские корпуса), и есть школы смешанного типа, где мальчики и девочки обучаются в одной школе, но в разных классах.

Наша школа № 106 именно такая. В раздельные классы мы набираем детей с 1993 года. До 2000 года исследования и апробация модели такой школы проводились в начальных классах. В настоящее время в нашей школе существуют классы мальчиков и классы девочек в разных параллелях с 1 по 9

Как же воспитать девушку женственной, мягкой, и в то же время с активной жизненной позицией, а юношу – сильным, волевым, ответственным? Наверное, надо начинать делать это в раннем возрасте.

В смешанном классе мальчики менее успешны, т.к. рядом более взрослые девочки захватывают инициативу, оттесняя мальчиков на вторые роли.

А если к этому прибавить аккуратность, исполнительность, стремление угодить учительнице – у девочек и подвижность, неусидчивость, неаккуратность – у мальчиков, то все это сказывается как на успешности обучения мальчиков, так и на их личностном развитии.

Понимая, что дети, пришедшие к нам в 1 класс , разные не только по своим индивидуальным особенностям, но и разные по биологическому возрасту (мальчики младше, а, следовательно ,они находятся в менее выгодных условиях), по развитию речи (у девочек лучше развита речь, им легче понимать учительницу-женщину), по способу мышления, восприятия (мальчики хуже приспосабливаются к предлагаемым традиционным методикам , так как мужскую психику женщинам постигать сложнее) , мы пришли к выводу, что и учить их надо по-разному.

Наш педагогический коллектив, сначала это были учителя начальных классов, прошли теоретическую подготовку, познакомились с научными обоснованиями различной организации мозга у девочек и у мальчиков, изучили научные публикации по раздельному обучению, опыт школ России, познакомились с зарубежной литературой – все это помогло в работе. Начинать было трудно и очень необычно. С 1993 года нам помогали разные специалисты: педагоги и психологи. Но нам очень повезло. Настоящая работа у нас началось тогда, когда мы пригласили Валентину Дмитриевну Еремееву – замечательного специалиста по детской нейрофизиологии и нейропсихологии. С 1998 года в нашей школе начался эксперимент по раздельному обучению. Был заключен договор о научно-педагогическом сотрудничестве и совместной опытно-экспериментальной работе с Институтом образования взрослых РАО, В.Д.Еремеева стала научным руководителем по разработке и апробации целевой программы «Мальчики и девочки-разные миры», проведены научные исследования. Наличие в школе классов с раздельным обучением , смешанных позволило сравнивать и делать обоснованные выводы.

Выводы, к которым мы пришли, сводятся в основном к следующему – раздельное обучение мальчиков и девочек при условии определенной подготовленности педагогов весьма благотворно сказывается на их развитии.

Вот как учителя вспоминают о своих первых впечатлениях в раздельных классах.

Теренина Наталья Владимировна – учитель 1М класса 2009-10 уч.г.

«Когда я первый раз увидела свой 1 «М» в полном составе на линейке, посвященной Дню Знаний, почувствовала себя не учителем начальных классов, а женщиной. Мои мальчишки стояли в отглаженных костюмах, белых рубашках, галстуках, а в руках у каждого - роскошный букет цветов. Они смотрели на меня большими глазами, как впрочем, и я на них (ведь я первый раз набирала класс мальчиков). И почему-то я представила свой 1»М» спустя 11 лет обучения. Боже, какие красавцы будут окружать меня! А то, какими они вырастут, во многом будет зависеть от меня. Мечтала я недолго, так как возня за моей спиной, шум, небольшая потасовка вернули меня в реальность. В этот же день произошло «боевое крещение»: Лёнечка Радионов сильно разбил себе лоб. Не знаю, кого больше утешали родители: меня или Лёню. С первых минут я поняла, что сил придется потратить немало…

На самом первом уроке мы нарисовали Портрет Настоящего Мужчины, дети определили самые главные черты характера мужчины, к которым мы и собираемся стремиться на протяжении всех лет учебы.»

Антонова Марина Вениаминовна – 3 выпуска классов девочек, 1 класс мальчиков в начальной школе.

Первая встреча с девочками.

«Огромные банты, восторженные радостные глаза, смотрящие на меня с восхищением, доверием, искренностью. Красота! Восторг!»

Первая встреча с мальчиками.

«Набирать мальчишек было очень страшно. Глядя на некоторых коллег, работающих в «М» классах, понимала, что валерьянкой надо запасаться впрок. С ужасом ждала 1 сентября. Но, когда увидела в глазах мальчишек такую любовь (они уже тогда умели любить жизнь, людей, друзей, родных), такой огромный кредит доверия, что мой страх исчез, как утренний туман исчезает с первым солнечным лучом. Было очень интересно. Мы учились друг у друга. То, чему меня научили пацаны, ни с чем нельзя сравнить, потому что в смешанном классе никогда нельзя было ощутить и понять мужской мир. У них совершенно другой взгляд на события, другие эмоции, другие чувства на происходящие явления.»

Подгорная Светлана Георгиевна – выпуск мальчиков, выпуск девочек в начальной школе.

«Воодушевившись примером Антоновой М.В., посетив её уроки, я поняла, что всё получится и первого сентября 2001 года взяла класс мальчиков. 33 мальчика 1 СЕНТЯБРЯ – это круто!!!

Готовясь к урокам, я ждала от них, того, что было бы ближе мне, сначала не понимала их «мужской» психологии: казалось, что чем труднее задание, тем им интересней, будь то математика или обучение грамоте. Они идут от самого сложного - к простому, и на обратный путь их не свернуть. Первый месяц было тяжело понять, о чём они думают, потому что на их лицах не было ни капли сомнения, удивления. И что он, этот мальчик, выдаст в очередной раз, ты можешь только догадываться. Да, они переживают в душе, в них борется всё внутри, но этого не видно, тогда как девочки всегда всё выражают слезами, эмоциями. В классе мальчиков задаёшь вопрос и внешне не видишь реакции. И кажется, что результата нет. На уроке мальчики задают вопросы, которые не ожидаешь, и приходится срочно менять схему урока. Девочки же чаще сомневаются, неуверенны в себе, при высоком интеллекте, занимаются «самоедством».

Работа в режиме эксперимента, грамотное научное руководство В.Д. Еремеевой, развернутая практика в последующие годы – все это позволило нашему творческому коллективу накопить массу интересных наблюдений и создать систему методических рекомендаций и приемов по работе отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.

Эти рекомендации успешно используются учителями в работе со смешанным составом учащихся. Они позволяют лучше понимать детей и индивидуально работать с ними.

Маркалева Татьяна Анатольевна - учитель начальных классов - 4 года в классе девочек, 5 лет в классе мальчиков.

«В классе девочек работать спокойнее, в классе мальчиков много проблем с поведением, но учить интереснее мальчиков, другой подход, более высокий уровень трудности. При изучении новой темы можно сразу давать весь материал (достаточно просто сказать, что вы это уже знаете… и показать новый прием). Девочкам надо все объяснить подробно и пошагово. У мальчиков трудно увидеть внешне обратную связь, как правило, эмоции на лице не проявляются.

Пример: решаем в 4 классе сложную геометрическую задачу, объяснила, разобрали. Вторую задачу дала на самостоятельное выполнение. Смотрю, все сидят, глаза –кто куда смотрит, тишина, работы не видно. В душе начинает возникать раздражение: «Ну вот, ничего не поняли!» С грустью спрашиваю: «Давайте проверять.» И тут просто лес рук крик: «Можно я?» Я была поражена!»

Но ведь Ян Корсак говорил : «Мальчики ничуть не хуже девочек, они просто другие». Значит надо придумать такие способы обучения, которые бы дали возможность раскрывать и использовать их потенциал.

Гармашова Т.А - учитель русского языка и литературы, Володских Е.Н – учитель информатики.

«Опыт работы в классах раздельного обучения у нас пока не очень большой, но как говорится первое впечатление самое верное.

Мы пришли к единому мнению: работа в классе мальчиков и в классе девочек не может строиться одинаково, по единому шаблону.

То, что это две, совершенно разных галактики: и по физиологии, и по психологии по мироощущению, уже никто не спорит. И скорость обработки информации разная, и образное мышление развито совершенно не так уж похоже.

«Что такое хорошо и что такое плохо» – тоже не совпадает.

Мальчишки удивительно быстро воспринимают материал урока, анализируют, дают оценку и отбрасывают его как скучный, неинтересный. Говорить об одном и том же дважды нельзя, вернее повторение необходимо проводить так, словно вновь совершается открытие. При высокой скорости обработки информации мальчиков совершенно не волнуют житейские «мелочи»: аккуратность рабочего места, сохранение дисциплины, правильное оформление письменных работ…Мальчики не боятся давать ошибочные ответы, многократно ответив неверно, мальчишка непременно наткнется на правильный ответ. Им должно быть захватывающе интересно, и тогда состоится урок. А это требует не только кропотливой подготовки к уроку, но и обязательного эмоционального контакта с учениками.

Работа в классе мальчиков является взаимообменом знаний, мыслей, эмоции.»

Девочкам же учиться без мальчиков комфортнее, они более чувствительны к шуму (тогда как мальчики его не замечают), девочек раздражает излишняя подвижность мальчиков.

Многим учителям нравится учить девочек, так как урок можно выстроить по традиционной схеме, в классе создается спокойная обстановка, девочки готовы выполнять все требования учительницы, им не надоедают однообразные задания, многократные повторения, наоборот, они любят работать «по образцу». И потом, не надо себя сильно затрачивать на организацию, придумывание каких-то особых приемов, девочки и так работают. Но при этом добиться от них высокой активности очень трудно. В классе всегда легко устанавливается дисциплина, прилежно выполняются все требовании и просьбы учителя. Идеальное рабочее место, порядок в рабочих тетрадях. Но воспринимать информацию они будут много дольше, нерешительно переспрашивать, девочки очень бояться сделать ошибку. «Правильное» мнение учителя для них очень важно.

Пивовар Светлана Анатольевна - учитель 1 Д класса, первый год работы с девочками..

«С первых дней работы в классе девочек мною подсознательно были отмечены их дисциплинированность и исполнительность по сравнению с детьми смешанных классов. При работе с девочками в классе ощущаются более комфортные условия работы с точки зрения налаживания психологического контакта учителя и ученицы, контактов между ученицами. Наблюдается более спокойная рабочая атмосфера, низкий уровень конфликтности. Мне, как учителю-женщине, разрешить возникающие конфликтные ситуации сравнительно легко.

Изменился темп урока. Новый материал обязательно подается с предварительным повторением для лучшего его усвоения. Постоянно на уроке присутствует объяснение не только моё, но и учениц. Любой работе девочек дается эмоциональная оценка с обозначением перспективы.»

Вот что говорят сами дети о раздельном обучении.

ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ

-Мальчишки толкаются, обзываются. -С девочками скучно.

-Дергают за косички. -Девчонки пищат и жалуются.

-Без мальчиков тихо, спокойно. -Они иногда нас смущают и

-Они нам мешают слушать учителя становиться не по себе.

на уроке. -Девчонки-болтушки, они

отвлекают нас от учебы.

Но невозможно стать женственной без мужского окружения и мужественным без женского, поэтому утверждаем, что раздельно наши дети находятся только на уроках.

Мы должны воспитать детей . которые умеют общаться друг с другом, понимать друг друга, так как человек не может жить вне общества.

Во всей остальной школьной жизни они вместе, в тесном взаимодействии: на переменах, в ГПД, в столовой, на прогулке, на совместных уроках танцев, хореографии, этикета, в кружках, секциях, изостудии, в различных кружках, на праздниках, спектаклях, конкурсах, олимпиадах и т.д.

Наш опыт показал, что мальчики и девочки, которых мы обучаем в раздельно с большим интересом и трепетом ждут совместных уроков, праздников, с большим желанием говорят комплименты друг другу, при встречах подтягиваются и стараются хорошо выглядеть.

Совместные мероприятия для них настоящий праздник!

Очень важно, чтобы коллектив педагогов был коллективом единомышленников. Наши учителя начальных классов, предметники имеют возможность работать с разными классами. Каждый из них имеет уникальный опыт.

Максимцова Т.М.(выпустила класс мальчиков в начальной школе, работала в классах девочек, мальчиков с 5по9 класс, классный руководитель 8 М класса)

Успех в работе в том, что воспитательная работа – на первом месте. Использует для этого любой случай, любую ситуацию, любой момент. Пущено в ход все: женское обаяние, красота, артистизм, чтобы достигнуть результата. Вникает во все, дела, искренне старается помочь каждому, решить его проблему. Это создает атмосферу доверия в классе, уважения к учителю, друг к другу, в воспитании образ женщины пропускает через себя. Результаты: мальчики самого «трудного» класса вовлечены в разнообразные школьные мероприятия, прекрасно дежурят, готовы помочь в любом деле, показывают образец внешнего вида для других (все в школьной форме). И с успеваемостью стало меньше проблем, потому что за каждого ребенка классный руководитель болеет как за своего собственного. На перемене они всегда рядом с учителем.

Антонова М.В.(выпустила 3 класса девочек, класс мальчиков)

Не все сразу получилось. Первый месяц мы никогда не трогаем учителей в 1 классе, даем им возможность, время для адаптации с новыми детьми. Но я всегда спрашивала: «Ну как?» - «Ой, Вера Владимировна, или они меня, или я их!» И только после выпуска мальчишек в 5 класс, она призналась: «А ведь это они вели меня за собой, мне пришлось подстраиваться под них, учитывать то, что они хотят, как хотят. И когда я это поняла, у нас все стало на свои места»

Я спросила, в чем секрет такого полного взаимопонимания с учениками? (я это видела на уроках, на результатах), Марина Вениаминовна объяснила, что воспитание отношения к женщине она строила через образ матери – самого дорогого человека в их жизни. А потом уже образ женщины, образ девочки..

Когда в конце сентября ( готовясь к педсовету по преемственности начального и среднего звена) на своем уроке, я предложила в 5д, в5м, в5с классах написать письмо своему любимому учителю, девочки 5д написали 5 писем своей первой учительнице, в 5с-3 письма, а мальчики 5м все 25 писем адресовали Марине Вениаминовне, а одно, коллективное – своему классному руководителю. Когда все письма были написаны, они вдруг сообразили, что классному руководителю будет обидно – ведь ей нет ни одного письма, и решение приняли сами – напишем одно письмо от всего класса.

И вопрос не в том, что в смешанном и классе девочек дети не любили своих первых учителей, просто в этом классе было воспитано трепетное отношение не только к учителю, но и к женщине.

Девочки свои письма заклеили в красивые конверты, нарисовали на них рисунки (каждая вторая). Ни одна из них не пожаловалась на организацию уроков в 5 классе, а абсолютному большинству мальчиков хочется назад в начальную школу, но они понимают, что это невозможно.

Девочки 5Д класса пишут письма учителям-предметникам, хвалят их уроки, внешность и выражают надежду, что у них по этим предметам будут только 4 и 5.

Мальчики делятся своими успехами, рассказывают о своих делах:

**«Учусь я, конечно, не так, как в начальной школе, но я, нескромно будет сказать, хорошист, 4 четверки выходит, а остальные пятерки»

**«У меня все в порядке, только вчера мне на ногу упала парта»

**«Мы учимся хорошо, но иногда у нас плохое поведение, но Вы не волнуйтесь, скоро будут говорить, что 5М- самый лучший класс»

**«Бывает у нас плохое поведение, но мы исправимся»

Классному руководителю они пишут так:

**«Нам повезло, что Вы у нас классный руководитель. Мы все вас очень любим и уважаем, просто не проявляем этого. Мы пытаемся не драться, не делать всякие пакости. В этом классе мы почувствовали себя людьми».

Вот что говорят наши учителя о работе в раздельных классах.

**»Легче находить общий язык в раздельном классе настраиваешься на одну волну.»

**» Легче создать ощущение целостного коллектива – семьи»

**»По-другому стала смотреть на своих разнополых детей, по-другому строить отношения с ними».

Наблюдения , зарисовки.

** Перемена для мальчиков –дело святое. Звонок с урока для них особый сигнал, он заставляет отбросить все дела , т.к. настало время отдыха.

**Мальчик пишет сочинение.-сказку. Прозвенел звонок. Он ставит точку и пишет следующее предложение : «На сегодня все, до свидания» .

**Мальчикам трудно усидеть на уроке, иногда они просят: »Можно я постою, мне так удобнее.»

**. На вопрос «Какое бы желание они загадали золотой рыбке? - девочки и мальчики отвечали по-разному. Девочки просили у рыбки колечко, еще что-нибудь красивое, игрушку, вещь. Ответы мальчиков поразили: они говорили только о сложных жизненных проблемах. Например, просили, чтобы мама не болела, чтобы родители не ссорились, чтобы жилищные условия улучшились.

**Урок биологии. На вопрос «Почему глаза не мерзнут?» девочки отвечают по-разному: некоторые обыгрывают, сочиняют в виде сказки или отвечают приблизительно, если не знают. Мальчики либо отвечают четко -«мигательный рефлекс», либо не отвечают вообще.

**Литература 5 класс. Предложила самим написать басню. Мальчики придумали совершенно новые ситуации, интересные сюжетные повороты, необычных героев. Девочки в большинстве случаев использовали изученные басни как шаблоны, заменив только героев.

Ежегодные психологические обследования, база данных по успеваемости позволили нам говорить о том, что есть положительные результаты дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек.

-Уровень интеллектуального развития выше, чем при смешанном обучении. В начальной школе по математике учащиеся раздельных классов на момент исследования имели лучшую успеваемость. По русскому языку в начальной школе достоверных различий не было. Зато позитивный эффект раздельного обучения проявился в 5-9 классах, когда эти дети уже учились в смешанных классах (эффективность обучения у мальчиков, учившихся раздельно в начальной школе , повысилась на 37% в среднем по всем предметам, а у девочек-на 50%).

-Повысилась эффективность обучения математике в результате раздельного обучения и у мальчиков, и у девочек в 5-9 кл на 75%.

-Период адаптации в 1 и 5 классах протекал легче.

-Микроклимат в однополых классах более благоприятный.

-Самоуважение и самооценка в раздельных классах выше.

-Ценность своего пола выше в классах раздельного обучения.

-Мальчики раздельных классов ценят в девочках красоту и доброту, а

девочки ценят в себе доброту, аккуратность и ум.

-Девочки ценят в мальчиках доброту, смелость, ум, спокойствие и вежливость, а мальчики ценят в себе ум, смелость и умение быть хорошими друзьями.

Мальчики и девочки: наблюдения учителей и воспитателей.

Мальчики

-активнее работают на уроке, с ними интереснее,

-не боятся сделать ошибку, смелее высказывают свое собственное мнение,

-слушают не что, а как говорит учитель, лучше воспринимают зрительно,

-рабочий шум мальчикам не мешает,

-не слышат общих замечаний, реагируют на замечание, адресованное конкретно ему,

-не хитрят, говорят напрямую,

-выбирают в первую очередь самые интересные задания,

-каждый ждет эмоциональной реакции учителя, ласки, любви,

-как все мужчины, любят, когда их хвалят, доверяют,

-легче решают учебную задачу через проблемную ситуацию, поиск, метод «мозгового штурма»,

-им важно понять смысл, общий принцип, любят сами выводить правило, делать выводы, приводить доказательства,

-важен конечный результат, идут о общего к частному,

-при устном опросе, что думают, знают, то и говорят,

-при письменном ответе на вопрос – формулируют коротко, указывая главное, или не отвечают вообще,

-ищут смысл во всем,

-трудно организовать на уроке (дисциплина, поведение),

-работа отдельно с мальчиками обогащает, не дает стоять на месте,

-постоянно находишься в творческом поиске новых методов, приемов .

Девочки

-боятся сделать ошибку, сначала слушают окружающих, не уверены в себе,

-слушают что говорит учитель,

-не выдерживают большой шумовой фон

-ориентируются на мнение окружающих,

-легче включаются в обстановку доверительности, заботы друг о друге,

-лучше работают по плану, алгоритму, усваивают новый материал через систему подготовительных упражнений, многократных повторений,

-им важно качество выполнения работы,

-ждут, когда ответят другие, и тогда строят ответы по шаблону,

-как заучила, так и напишет с точностью до буквы или, если не знает, то сочиняет вокруг да около,

-надо направлять, выуживать знания,

-не слышат друг друга, слышат только себя,

-не любят соревнования, каждая считает себя умнее других,

-девочки обидчивы, долго, хотя и молча, таят обиды»

-с девочками работать спокойнее,

Пожелания учителей

1. Необходимо продумать оформление рекреаций школы, постелить мягкие покрытия, сделать безопасные спортивные снаряды, мягкие бассейны, уголки релаксации, т.е. все, что необходимо для разрядки на переменах, для двигательной активности . Особенно это нужно мальчикам.

2.Мальчиков отбирать в раздельные классы.

3.Делать классы мальчиков составом не более 25 человек , а лучше 20 учеников в классе.

4.Нужна постоянная коррекционная работа службы сопровождения, психолога, логопеда, социального педагога.

5.Для мальчиков больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования.

6.Для девочек нужны дополнительные занятия домоводством, на которых они бы учились готовить , шить, вязать и т.д.

7.На совместных уроках разучивать танцы плавные, спокойные.

8. Брать на работу больше преподавателей-мужчин.

9.В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления ,и тогда урок будет более успешным.

10.Работая в классе мальчиков, постоянно растить, подчеркивать их мужское достоинство, на фоне рядом обучающихся девочек.

11.На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

12.Идя на урок в класс мальчиков , самой настраиваться на позитив, и всю работу на уроке строить позитивно.

13.Учитель должен работать с желанием в раздельном классе.

14.Должна быть создана система поощрений для учителей, работающих по этой программе, особенно надо заботиться о педагогах классов мальчиков, как предметников, так и классных руководителей.

15. Чаще делиться успешным опытом друг с другом.

Любой опыт рождается трудно методом проб и ошибок. Но мы имеем дело с человеком, который растет и формируется, поэтому основным принципом в обучении мальчиков и девочек в раздельных классах был и остается принцип «не навреди» и принцип доброжелательности. Мы не утверждаем, что в нашей школе получается все так легко и просто, конечно же есть проблемы, требующие доработки, коррекции.

Но, учитывая опыт школ России, зарубежный опыт, мы убеждены, что за обучением в раздельных классах, но в одном учреждении – БУДУЩЕЕ.


Поделиться:


Назад в раздел