Поиск по сайту

Миссия учителя



Е.В.Петрова

 

 

  2010 год в Российской Федерации объявлен Годом учителя. Педагогическая общественность с интересом и напряжением ожидает, что же этот год нам всем принесет. СМИ как будто и не знают, что год-то – Учителя, и продолжают с упоением рассказывать страшилки о том, как очередной учитель довел очередного ученика. Складывается впечатление, что в общественном сознании намеренно насаждается образ беспринципного, злого, жестокого, корыстного педагога, главная цель которого – сделать жизнь ученика совершенно невыносимой. А где же материалы о тех учителях (я знаю, их большинство!), которые в свою работу вкладывают всю душу, стараются воспитать в учениках лучшие качества, не только обучают их на уроках, но и помогают не оступиться, сориентироваться в жизни, сделать правильный выбор, в том числе нравственный? Где рассказы о тех, кто сердце отдает детям? Где размышления о том, в чем, собственно, состоит миссия учителя? Вместо этого нам предлагают сериал «Школа», снятый режиссером, весьма далеким от школьной жизни, но претендующим на истину, да ролики из Интернета, дискредитирующие как учителей, так и учеников.

  Но школа продолжает жить, несмотря ни на что. И каждый день приходят туда дети – самые разные дети!- чтобы учиться, общаться, взрослеть и вместе с тем подольше не расставаться с детством. И есть учителя, выполняющие свою миссию, как бы пафосно это не звучало. Разумеется, каждый по-своему понимает это словосочетание - «миссия учителя». Лично мне это сочетание слов нравится: оно звучит гордо, достойно, красиво. Оно вдохновляет. Эти слова напоминают о том, что ты не училка, не химичка или русичка, а УЧИТЕЛЬ, и это заставляет тебя говорить, ходить и давать уроки по-другому, неординарно. Да и ученики в этом случае перестают быть «балбесами» и «обормотами», а становятся теми, кому ты передаешь нечто ценное и важное.

  Конечно, как филолог я заглянула в словарь: что значит слово «миссия»? Все просто: миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Из трех вариантов мне ближе всего слово «роль». Ведь учитель – немного актер, это во-первых. А во-вторых, учителю в обществе отведена определенная роль – наставника, воспитателя, руководителя, проводника знаний. Это, в свою очередь, привело меня к размышлениям о том, какую задачу решает учитель, выбирая для себя эту роль, играя ее, живя и дыша ею. На мой взгляд, лучшим ответом на этот вопрос будет притча, которая так и называется – «Главная задача учителя».

  Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:

-Завтра вы об этом узнаете.

  На следующий день ученики собирались на прогулку в горы. Ранним утром они взяли вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь.

  К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой учитель. Следует отметить, что овощи он посолил весьма щедро, а потому, спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

  Только учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя воды, ученики отчаялись и решили вернуться обратно. Но тут учитель сказал:

-Источник, который вы ищите, вон за тем холмом.

  Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к учителю, принеся воды и для него. Но учитель отказался, показав на сосуд, стоявший у его ног, - он был почти полон.

-Учитель, почему же ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?- изумились ученики.

-Я выполнял свою задачу,- ответил мудрец,- сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. А взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заранее, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

-Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать учеников и подавать им правильный пример?- спросили ученики.

-Нет,- ответил учитель,- главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту,- он улыбнулся и продолжил,- и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

  Мне кажется, что в наш довольно циничный и меркантильный век, когда многое строится на принципе «ты – мне, я – тебе», когда материальные блага ставятся превыше нравственности, миссия учителя как раз и заключается в том, чтобы не дикарей вырастить, а взрастить в детских душах и сердцах ростки человечности и доброты, ибо, как сказано в притчах царя Соломона, «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». И источники этой жизни должны быть чистыми, незамутненными.

  Выполнима ли наша миссия? Надеюсь, нам не придется констатировать: «Миссия невыполнима». Ведь в одноименном американском фильме герой Тома Круза, несмотря ни на что, миссию свою выполнил и в очередной раз спас мир от катастрофы, расправившись со всеми злодеями. Думаю, что наша миссия – «сеять разумное, доброе, вечное» - поважнее и посложнее будет, чем у киношного героя. И все же, я уверена, мы с ней справимся.


Поделиться:


Назад в раздел