Поиск по сайту

Формирование основ духовно-нравственной среды в начальной школе

Автор: Каткова Елена Михайловна, учитель начальных классов, Вовк Лариса Николаевна, воспитатель ГБОУ прогимназии №130 Выборгского района Санкт-Петербурга


 Первая половина дня - учебный процесс, где дети находятся с учителем. Во второй половине дня дети вместе с учителем и воспитателем выполняют домашнее задание, гуляют, занимаются внеурочной деятельностью в группах по интересам. Таким образом, учитель и воспитатель работают с детьми и так же вместе мы взаимодействуем с родителями и членами их семей. От того, как мы выстроим это многостороннее взаимодействие зависит формирование позиции родителей, как единомышленников и соучастников образовательного процесса.

Мысль первая, но не новая. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка в школе начинается, как только он перешагивает ее порог.
Опытные учителя хорошо знают - когда весь строй жизни детей в начальной школе направлен на формирование нравственного чувства ребенка, тогда дети способны безболезненно и достаточно быстро адаптироваться в школе, каждый - найти свое неповторимое место в детском коллективе – только в таких условиях личность способна к духовно-нравственному возрастанию.
Главным событием совместной школьной жизни детей в классе стал ПРАЗДНИК – радостное, яркое событие, которое готовилось и ожидалось всеми. Праздник открытия первого в жизни Учебного года «В гостях у Феи Знаний», а вскоре вслед за ним «Осенины», как праздник именинников на базе Этнографического музея.
Основным условием успешности нашей педагогической деятельности стало создание необходимого механизма, с помощью которого мы и предполагали решать разнообразные педагогические задачи. И этим механизмом стала та детско-взрослая общность родителей-педагогов-детей, которую нам всем удалось создать в процессе совместной деятельности к концу 1 класса. Родители, которые приняли нас как педагогов, доверились нам своими детьми – таков был результат большой работы. (Приложение 1,2).
Учитывая творческий потенциал родителей учеников, их активную позицию, готовность творчески откликнуться на любое предложение, мы предложили организовать творческую студию родителей. Тут уже солировали родители, но задания они выполняли привлекая в помощь детей.
Мысль вторая – очень важная, хотя тоже не новая. Ребенок вочеловечивается в совместной деятельности и в школе, и в семье. Принцип – всем должно быть интересно и радостно. Отсюда – походы, которые ознаменовывались участием в разнообразных акциях
-по защите окружающей среды - наш класс участвовал в экологическом десанте в рамках совместного проекта с ГРИНПИС (идея принадлежит родителям наших учеников)
-спортивным турниром между сборными командами родителей-детей-педагогов «Здравствуй, лето» на базе «Охта-парка».
 Это то самое социальное творчество, социально преобразующая добровольческая деятельность на благо природы, общества.
Таким образом, к четвертому классу наши дети подошли всесторонне подготовленными. Что это значит? Они имели значительный для своего возраста нравственно-позитивный жизненный опыт, к которому на уроках ОРКСЭ Елена Николаевна постоянно обращалась. Для ребят 4а этот курс стал поистине мировоззренческим, так как на этих занятиях постоянно востребовались, обобщались, систематизировались не только знания детей, но и их жизненный опыт, полученный и прочувствованный ими в совместной деятельности. Обсуждение тем, связанных с семьей и её ценностями, значимости труда в жизни человека, важности защиты планеты, сохранения природы, защиты отечества и т.д., всегда было предметным, с опорой на наш общий жизненный опыт. И каждый урок в 4 классе мощно подпитывался впечатлениями детей, воспоминаниями о тех радостных чувствах, которые они испытали от общения в походах с друзьями - не только детьми, но и взрослыми, в первую очередь, родителями.
Изучая модуль «Основы православной культуры» мы активно использовали еще один прием – привлечение документальных рассказов очевидцев, тех, кто в экскурсионных или паломнических поездках набирался знаний и впечатлений в святых и исторических местах. Такие рассказы сопровождались показом фотографий или видео зарисовок и пользовались большим успехом. Этот цикл встреч «Из дальних странствий возвратясь…» сопровождал уроки по ОРКСЭ, но проводился во второй половине дня на часах внеурочной деятельности.
В заключении, хочется отметить, что наш опыт взаимодействия с семьей оказался высоко результативным. По результатам учебного года наш 4 класс занял 1 место по всему комплексу образовательных результатов в Выборгском районе среди обучающихся в 4-х классах.
Это также выражается в повышении взаимного уважения всех участников педагогического процесса. Повысился уровень толерантности, добродетельности и заинтересованности в успешном сотрудничестве всех членов детско-взрослого коллектива, так как главной целью нашей работы являлся ребенок, развитие его склонностей и интересов, его отношение к жизни и самому себе.


Приложение: презентация "Творческая мастерская единомышленников"


Поделиться:


Назад в раздел