Поиск по сайту

Игра «Загадай-ка» как исследовательская культурно-образовательная практика дошкольников

Автор: Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования


Обращение к теме организации детского исследования детерминировано общими целями образования, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) как создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. В этом контексте важнейшей задачей, стоящих перед педагогами детских садов, становиться проектирование такой образовательной среды, которая бы позволила каждому ребенку проявить свои задатки и возможности, прежде всего, в сфере когнитивной деятельности. Важным результатом педагогической работы в ДОУ становится не только расширение знаний дошкольников об окружающем мире, но и приобретение ими опыта самостоятельной исследовательской деятельности, освоение стратегий и алгоритмов поиска ответов на интересующие вопросы. Стремление к раскрытию неизвестного, готовность искать ответ на вопрос самостоятельно или в группе сверстников-единомышленников, отсутствие боязни совершить ошибку, умение определять возможные действия по сбору интересующей информации, продуцировать гипотезы, обосновывать собственные версии и решения – все эти качества и способности, сформированные в дошкольном возрасте, не только помогут ребенку на следующей ступени – во время обучения в школе, но и станут основой выработки всей жизненной стратегии, залогом успешности процесса социализации в целом.

Современная педагогика дошкольного образования обозначает множество различных вариантов развития исследовательских способностей детей. Один из них – организация культурно-образовательных практик дошкольников, связанных с исследованием реальной городской среды.

Под «культурно-образовательной практикой» авторы данной статьи понимают «целенаправленный образовательный процесс, ориентированный на освоение социокультурного опыта и отвечающий потребностям ребенка» (Е. Н. Коробкова), «способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта» (И. А. Лыкова).

Дети старшего дошкольного возраста ориентированы на познание «мира предметов» и любят наблюдать за происходящем вокруг них. С другой стороны, естественной потребностью для дошкольников является игровая деятельность. Мы решили совместить эти два вектора интересов детей в одной культурно-образовательной практике – городской квест-игре «Загадай-ка», которая была реализована в работе государственного дошкольного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга».

Идея создания игры подсказана флешмобом «Ice Bucket Challenge», который в 2014 г. охватил весь мир и был направлен на сбор денежных средств по исследованию бокового амиотрофического склероза. В оригинале каждый участник благотворительной акции должен был перечислить определенную денежную сумму, облить себя из ведра ледяной водой и бросить вызов следующим трем участникам. Именно идея «вызова», то есть способа передачи игрового хода, и была заимствована педагогическим коллективом детского сада № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга из обозначенного выше флэшмоба.

Игра-квест «Загадай-ка» адресовалась воспитанникам старшей группы, а также их родителям, и была организована следующим образом. В группу поступало видеопослание, в котором ведущий (в нашем случае ребенок, который сам вызвался начать игру) приглашал ребят совершить путешествие к одной из городских достопримечательностей и найти ответ на поставленный им вопрос. Участники игры должны были исследовать предложенный объект, сфотографировать деталь памятника, загаданную ведущим, и придумать свой вопрос, но относительно уже другого элемента объекта. Причем последовательность включения других ребят в игру определялась следующим образом: ведущий в своем видеопослании называл имена двух конкретных детей (мальчика и девочки), которые первыми отправлялись на прогулку; каждый из этих игроков, побывав на месте и составив свои вопросы-загадки, адресовал их двум другим друзьям из группы по своему усмотрению. Таким образом, создавалась цепочка из игроков, передававших, как в флешмобе «Ice Bucket Challenge», вызов друг другу.

Остановимся подробнее на некоторых деталях организации и содержания разработанной городской игры.

В отличие от существующих в развлекательной индустрии квестов и городских ориентирований (например, «Бегом по Петербургу», Геокэшинг», «Квеструм» и пр.) данная игра носила образовательный характер. «Загадай-ка» была разработана как досуговое событие, призванное поддержать реализацию культурно-образовательной программы «Город на ладошке» (авторы – Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г.), представляющую собой региональный компонент содержания петербургского дошкольного образования. Цель образовательного квеста – совершенствование исследовательских и коммуникативных умений дошкольников. В ходе игры дети и их родители получали возможность развить свою визуальную (зрительскую) культуру: они рассматривали городскую достопримечательность, пытались понять, как связаны отдельные детали объекта между собой, задумывались над их утилитарной функцией и символическим значением. Формулирование ответа на поставленный вопрос и придумывание своей загадки позволяло участникам «отточить» коммуникативные умения: ведь вопрос должен был составлен не только грамотно, но и интересно, интригующе для других игроков.

Объектом исследования в игре-квесте «Загадай-ка» стал фонтан-часы «Наводнение», расположенный в атриуме бизнес-центра «Петровский форт». Выбор этой современной достопримечательности, появившейся в городе в 2003 году, неслучаен. С одной стороны, он был обусловлен содержанием программы «Город на ладошке»: на занятиях дошкольники познакомились с особенностями места расположения Санкт-Петербурга и выяснили как «водный характер» города влияет на его внешний облик и предопределяет специфику жизни горожан. Путешествие к данному объекту позволяло систематизировать и расширить полученные аудиторно краеведческие знания. С другой стороны, фонтан был малознаком как детям, так и родителям: никто из группы его ранее не посещал. И, наконец, объект, вокруг которого разворачивалась игра, представлял собой достаточно обширный архитектурный комплекс, состоявший из множества деталей, доступных для исследования дошкольниками. Среди них:

·  фонтаны различного типа (бьющие вверх, стекающие по стенам, падающие с краев фонтанной чаши);

·  конструктивные элементы (часы, мостики, ступени, скамейки, люстра необычной формы);

· элементы декора (объемная карта исторического центра Санкт-Петербурга, маскароны, изображения разбросанных по дну фонтанов монет XVIII-XX вв.);

· надписи (мемориальные и информационные таблички, даты юбилейных годов Санкт-Петербурга, включенные в оформление фонтанного комплекс) и т.д.

Эта «многогранность», «многодетальность» объекта позволяла организаторам игры поддерживать у участников интерес к исследованию, а самим игрокам не повторяться формулировках вопросов-загадок.

Следует отметить, что подобные образовательные квесты достаточно продолжительны по времени. Городская игра «Загадай-ка» длилась три недели, так как родители предпочитали посещать фонтанный комплекс «Наводнение» в основном в выходные и праздничные дни. Для того, чтобы детям и взрослым было удобно наблюдать за ходом соревнования, организаторы с помощью самих участников составляли визуальную карту игры. Она представляла собой лист ватмана, разделенный по горизонтали на две части. Нижняя часть плаката символизировала Неву, по которой плавают кораблики (их число совпадало с количеством детей в группе). На верхней части ватмана в виде знаков-символов (разведенный невский мост, Петропавловская крепость) был показан Санкт-Петербург. После того, как первые два участника игры совершили семейное путешествие, их фотографии и имена наклеивались на изображения корабликов. Рядом размещались листочки с формулировками вопросов-заданий, придуманных этими игроками. Автор вопроса сам выбирал, кто из друзей будет отвечать на него. И этот момент также отмечался на визуальной карте: листочек с заданием связывался линией (ниткой, веревочкой) с изображениями других корабликов, на которых записывались имена следующих игроков (фото ребенка на кораблике появлялось только после того, как он вместе с семьей совершит путешествие и составит свой вопрос). Карта также дополнялась фотографиями деталей исследуемого объекта, сделанными участниками в ходе прогулки вокруг городского объекта. Они размещались как клейма по бокам листа ватмана. Таким образом, данная визуальная карта стала инструментом мотивации деятельности детей.

Когда все желающие поучаствовали в квесте «Загадай-ка», в группе была организована семейная викторина по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Она позволила обобщить итоги семейных городских путешествий и дала возможность каждому участнику осмыслить полученный опыт.

Как показали проведенные педагогическим коллективом опросы и анкетирования, предложенная городская игра стала для дошкольников и их родителей ярким и запоминающимся событием, позволившим на время объединиться всем субъектам образовательного процесса для того, чтобы научить друг друга по-новому смотреть на окружающий мир. Участниками квеста стали все (!) дети старшей группы. Такого интереса к городским прогулкам воспитатели детского сада никогда ранее не наблюдали. Как дети, так и взрослые, отмечали, что такая форма городской игры позволила им выйти за рамки привычных стереотипов, изменило отношение к Санкт-Петербургу и друзьям по группе. Скорее всего, превратить семейный досуг в событие позволила такая черта городской игры, как «открытость»: каждый участник имел право выбора – времени и порядка прохождения квеста, загадываемой детали объекта, формы и тематики вопроса, следующего игрока.



Список литературы:

1. Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник. СПб.: СМИО-Пресс, 2006.

2. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Город на ладошке. Культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений с методическими рекомендациями. – СПб., СПб АППО, 2011.

3. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2004.

4. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методический сборник. Под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной // Электронный ресурс. Код доступа: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/05/co-existence.pdf

5. Тихомирова О. В. Образовательное со-бытие как способ реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в детском саду // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 1. – С.42-52.


Поделиться:


Назад в раздел