Поиск по сайту

«Клуб воспитывающих взрослых»: к проблеме повышения педагогической компетентности родителей

Автор: Данилова Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Первая встреча педагогов детского сада и родителей чаще всего происходит в ясельной или младшей группе детского сада, когда воспитанники только-только приходят в дошкольное образовательное учреждение. И от того, насколько воспитывающие взрослые смогут договориться о том, что они понимают под «воспитанием», какие образовательные цели они видят в качестве приоритетных, как будут разделять между собой обязанности по проектированию образовательных маршрутов детей, зависит развитие и эмоциональное благополучие воспитанников. В дальнейшем никакие культурно-образовательные практики будут невозможны, если педагоги и родители (или лица их заменяющие) не согласуют ценностно-смысловые взгляды, касающиеся сути дошкольного образования и воспитания.

Одним из средств решения данной проблемы может стать организация неформального клуба – «Клуба воспитывающих взрослых». Клуб был организован для субъектов одной из групп детского сада № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Участники – родители детей раннего возраста, воспитатели.

Проблема, которую мы пытались решить в рамках клуба, заключалась в следующем: как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Цель работы клуба: создание благоприятных условий, способствующих коррекции представлений родителей (отцов и матерей) о воспитании ребенка раннего возраста в семье, гармонизация семейных отношений.

Ожидаемые результаты:

  • изменение отношения детей к пребыванию в детском саду, преодоление кризисных состояний и негативных реакций, возникновение желания посещать детский сад;

  • расширение и корректировка представлений отцов и матерей о методах и способах воспитания детей дошкольного возраста и осознание себя в роли родителей;

  • нахождение родителями индивидуальных способов формирования детско-родительских отношений;

  • формирование позиции авторитетного и демократичного родителя в межличностном общении родителей со своими детьми;

  • создание системы комплексной работы детского сада с родителями.

Этапы реализации проекта «Клуб воспитывающих взрослых»:

1. Этап совместного проектирования «Клуба воспитывающих взрослых».

1.1 составление на первом родительском собрании перспективного плана работы клуба, где родители вступают активными участниками планирования

1.2 обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба (в рамках переписки в социальных сетях, через индивидуальные беседы педагогов с родителями).

1.3. организация визуального (наглядного) сопровождения деятельности «Клуба воспитывающих взрослых» силами родителей и педагогов: выпуск родителями газеты «Знакомьтесь, наша группа», оформление правил родительских встреч, создание почтовых ящиков для «родительских предложений» и пр.

2. Организация работы «Клуба воспитывающих взрослых».

Перед первой встречей происходит изготовление приглашений для каждой семьи в виде аппликаций, конструкций. Важно, чтобы в изготовлении приглашении для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до встречи.

В ходе первого этапа совместными усилиями родителей и педагогов был выработан следующий план работы клуба:

Месяц

Тема встречи

Цель встречи

Сентябрь

Знакомьтесь, наша группа

Знакомство с участниками клуба; ознакомление участников с целями, задачами и формами работы; снятие эмоционального напряжения, составление перспективного плана работы клуба

Октябрь

Родители, вспомним детство

Создание условий для осознания родителями роли матери в формировании и развитии личности ребенка.

Ноябрь

Сундучок творческих идей

Мастер класс, проводимый родителями (делимся опытом – как проводим досуг с детьми – игры, творческие дела и пр.)

Декабрь

Путешествия по стилю

Формирование у родителей адекватных представлений о стилях построения взаимодействия с ребенком

Февраль

Я – родитель

Практический урок для родителей «Весёлый тренинг»

Апрель

Семья года

Повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня семейной сплоченности. Подведение итогов работы, закрепление усвоенного материала.






Было решено проводить клуб 1 раз в месяц, во второй половине дня, продолжительностью около 50 минут. На встречи было решено приводить и детей. Если их необходимо было включать в процесс общения, то дети привлекались к разговорам, играм и другой деятельности. Если необходимости в участии детей в «Клубе воспитывающих взрослых» не было, то с помощью помощника воспитателя для них организовывались различные досуговые мероприятия в музыкальном или физкультурном зале.

Педагоги детского сада разработали алгоритм проведения каждой встречи участников Клуба:



Модуль встречи

Время (мин.)

Цели

1

Мотивационно-целевой модуль

10

1. Установление эмоционального контакта с группой (приветствие);

2. Создание доброжелательной атмосферы, снятие психоэмоционального напряжения;

3. Совместное формулирование и озвучивание целевой установки встречи

2

Основной (деятельностный) модуль

30

1. Реализация целей встреч.

3

Рефлексивно-оценочный модуль

5

1. Закрепление полученного участниками опыта;

2. Получение обратной связи от участников;

3. Осмысления уровня достижения поставленной цели встречи

4. Планирование следующей встречи Клуба.

4

Организационный модуль (прощание)

5

1. Закрепление контакта;

2. Завершение встречи.


3. Заключительный этап: проведение мониторинга эффективности деятельности клуба.

Среди родителей было проведено анкетирование. Основными вопросами анкеты были:

1. Что Вам дало участие в занятиях?

2. Чему Вы научились на занятиях?

3. Что Вам больше всего запомнилось?

4. Изменилось ли Ваше отношение к коллегам? Каким образом?

5. Изменилось ли Ваше отношение к себе? Как?

Все встречи были организованы в интерактивном формате. Причем чаще всего согласование ценностно-смысловых позиций воспитывающих взрослых шло через психолого-педагогические упражнения, игры и тренинги. Это роднило встречи в клубе с культурно-образовательными практиками, только которые арестовывались не детям, а их папам и мамам. Приведем некоторые из них.

Встреча № 1 «Знакомьтесь, наша группа (цели встречи: знакомство с участниками программы, ознакомление участников с целями, задачами и формами работы, снятие эмоционального напряжения).

Возможные упражнения, игры, тренинги:

1. Упражнение «Знакомство».

Инструкция 1. «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нам нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, -выбрать себе имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы (и я тоже) во время наших встреч будут обращаться к вам только по этому имени».

Инструкция 2. «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя».

2. Упражнение «Свободный стул».

Инструкция: Для проведения упражнения один из участников группы встанет в центре круга, тогда освободится один стул, необходимый для проведения упражнения. Задача участника группы, около которого с правой стороны окажется свободный стул, – хлопнуть по этому стулу и назвать имя любого участника группы, исключая стоящего в центре человека, при­глашая его сесть на него. Тот участник, чье имя произнесено, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул, куда его пригласили. Соответственно, освободится его стул, и другой участник группы, около которого справа окажется свободный стул, должен пригласить другого участника группы и т. д. Задача человека, стоящего в центре круга, – в случае заминки занять свободный стул. В этом случае ведущим становится тот участник, который не успел быстро отреагировать и хлопнуть по стулу, пригласив участника группы.

3. Упражнение «Социометрия».

Инструкция: Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те, у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв»; возможны варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.).

4. Упражнение «Молекулы».

Инструкция: «Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете? Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Обсуждение чувств, возникших в процессе участия в упражнениях. Ситуация обсуждения используется для лучшего знакомства участников друг с другом.

5. Упражнение «Эмоциональная диагностика».

Инструкция: «Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение, закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки, ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных человечков и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе».

Обсуждение итогов встречи. Получение обратной связи от участников. Теперь мы узнали с каким настроением мы заканчиваем нашу встречу. Предлагается прикрепить своих человечков на магнитную доску.

6.  Упражнение «Аплодисменты» (завершение встречи).

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее (ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников, затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д.).

Встреча № 2 «Родители, вспомним детство» (цель встречи: создание условий для осознания родителями роли матери в формировании и развитии личности ребенка).

Возможные упражнения, игры, тренинги:

1. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Группа разбивается на пары, которые приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие, можно проиграть различные ситуации и роли, например: неожиданная встреча с давним другом; приход к начальнику; встреча с подчиненными; приветствие человека почтенного возраста и т.д. После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие.

2. Упражнение «Мамы бывают разные» (цель: актуализация представления матерей о собственной воспитательной позиции с целью ее возможного пересмотра).

Данное упражнение проводилось после мини-лекции педагога на тему «Роль матери в воспитании ребенка».

Инструкция: Родители в группах получают задание наглядно изобразить матерей определенного типа в разных ситуациях. Предварительно один из участников каждой группы выбирает карточку, содержащую информацию о конкретном типе матери (наседка, кукушка, следователь, Баба-яга, Царевна Несмеяна, Снежная Королева, Спящая Красавица).

3. Упражнение «Качества любимой мамы» (цель: актуализация представлений родителей-матерей о качествах идеальной матери).

Инструкция: Группа делится на несколько подгрупп, в которые входят как матери, так и отцы детей, присутствующие на занятии. Им предлагаются листы А3 и фломастеры. Задание для родителей: «Подумайте, и составьте список качеств идеальной матери».

4. Коллаж «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (цель: актуализация эмоционального отношения родителей-матерей к своей роли матери).

Инструкция: Родителям предлагается составить так называемую газету (используется лист ватмана), на которой будут представлены мамы и их дети.

5. Получение обратной связи от участников. 1. Найдите простое дело, которое ребенок может выполнить вместе с вами, но часто забывает или не хочет сделать сам. Превратите это дело в игру 2. Придумайте нечто, способное заменить ваше участие в выбранной деятельности. 3. Разделите лист бумаги пополам вертикальной линией. На левой части нарисуйте маму и малыша «вместе», а на правой – только малыша – «сам». Нарисуйте, какие дела вы выполняете вместе, слева, а какие он может сделать сам – справа. Предложите ребенку подумать, какое дело он сможет сделать без вашей помощи, вы будете только наблюдать. Сделайте новый рисунок и не забывайте хвалить сына и дочь за самостоятельные успехи.

6.  Упражнение «Аплодисменты» (цель: завершение занятия).

Встреча № 5 «Я – родитель» (цель встречи: развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, снятие страха перед выражение чувств перед ребенком, освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций).

Возможные упражнения, игры, тренинги:

1.  Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Группа садится в круг. Инструкция: «Сейчас у каждого из вас будет полторы минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения – помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации «здесь и теперь», полностью включиться в работу группы».

2. Упражнение «Путаница».

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три». После того как все руки соединены попарно, участникам группы предлагается «распутаться», не разнимая рук.

3. Упражнение «Автопортрет» (цель: рефлексия себя в роли родителя)

Инструкция: Каждому участнику дается задание нарисовать себя в образе «Я родитель». Все участники группы берут лист бумаги форматом А4 в неведущую руку (левая дли правшей, правая для левшей), фломастер, закрывают глаза и не отрывая руки от листа бумаги рисуют свой портрет родителя, затем, когда контуры готовы, участники груп­пы открывают глаза, и теперь им нужно довести до готовности свою работу, закрасить фломастерами разного цвета замкнутые пространства внутри портрета, получившиеся в процессе рисования.

4. Упражнение «Какой я родитель».

Инструкция: Группа встает в круг. Один из участников выходит в центр круга и показывает пантомиму (танец) «Какой я родитель на самом деле», а затем – «Каким родителем я хотел бы быть».

5. Упражнение «Аплодисменты» (цель: завершение занятия).

Встреча № 6 «Семья года» (цель встречи: подведение итогов работы, согласование ценностно-смысловых позиций воспитывающих взрослых).

Возможные упражнения, игры, тренинги:

1.      Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

2.      Упражнение «Разговор на листе бумаги».

Инструкция: Участники группы произвольно разбиваются на пары. Каждый участник выбирает один фломастер. Каждая пара выбирает для выполнения упражнения свое место в помещении и берет лист бумаги форматом A3. Затем участники каждой пары начинают свой «разговор», используя для это­го только фломастер и лист бумаги, линии, геометрические фигуры, пятна, разговаривать во время выполнения упражнения запрещается.

3. Упражнение «Экскурсия по музею».

Инструкция: Используя большой лист бумаги, скрепите скотчем два листа обоев, обведите силуэты друг друга. Затем раскрасьте их и разместите в пространстве помеще­ния, где проводятся занятия. После этого проведите «экскурсию» по выставке получившихся произведений».

4. Составление коллажа на тему «Наша семья» (фото, журнальные вырезки, рисунки, краски и т.д.). Задание выполняется супругами.

5. Подведение итогов участия в программе.

Сотрудничество педагогов и родителей в рамках «Клуба воспитывающих взрослых» показало эффективность клубной работы как формы согласования ценностно-смысловых взглядов участников образовательного процесса. Клуб также способствовал:

- обобщению опыта семейного воспитания;

- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности – основы для организации в дальнейшем культурно-образовательных практик.



Литература:


1.  Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012.

2. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб.: СПб АППО, 2011.

3. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. – М., 2007. С. 79-102.

4. Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия // Непрерывное образование взрослых: Матер. междунар. форума / Отв. ред. В.В. Беличенко, С.В. Кривых, В.Я. Никитин. СПб.: ИНОВ, 2015. С. 67–72.

5. Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 2004.

6. Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. – 2008 – № 4 – с. 7-8.

7. Шеин С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – с. 44 – 52.


Поделиться:


Назад в раздел