Поиск по сайту

Родительский журфикс и его роль в проведении культурно-образовательных практик дошкольников

Автор: Нилова Тамара Михайловна, воспитатель,ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования СПБ АППО


   

Необходимое качество образования, обозначенное в ФГОС ДО, сегодня нельзя достигнуть только усилиями педагогов. Семья выступает в качестве первого и главного социального партнера детского сада. Успех взаимодействия воспитывающих взрослых в рамках культурно-образовательных практик дошкольников во многом определяется общностью ценностно-смысловых позиций. Другими словами, выработка общей стратегии действия педагогов и родителей (в контексте реализации детских практик) возможна лишь при одном условии: если они согласовали свои взгляды на жизненные ценности, цели, задачи, методы воспитания и обучения ребенка.
    В современной дидактической и методической литературе описаны разнообразные пути установления коммуникативного контакта между сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и родителями и согласования их ценностно-смысловых позиций. Возможными способами достижения взаимопонимания являются: дни открытых дверей в детском саду, обучающие родительские собрания, родительские клубы и лектории, совместные детско-взрослые проекты, семейные досуги, проводимые на базе ДОУ и пр. На наш взгляд, данный перечень может быть дополнен и такой формой взаимодействия как журфикс, эффективность которого была проверена педагогической практикой государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга».
    Слово «журфикс» происходит от французского «jour fixe», то есть «фиксированный день». В дореволюционной России так именовали регулярные домашние приемы, которые устраивались в определенное время (день недели, час). Каждый желающий, знакомый с семьей человека, организующего журфикс, мог приехать в его дом без особого приглашения. По сути, журфиксы представляли собой своего рода творческий досуг – гости, близкие друг другу по духу и интересам, свободно беседовали, обсуждая в непринужденной обстановке последние новости и важные проблемы, декламировали стихи, музицировали, играли в шарады и загадки, чаевничали. Обильной трапезы и танцев подобные встречи не предусматривали. Поэтому журфиксы чаще всего организовывали представители небогатого дворянства и творческой интеллигенции, которые не могли проводить традиционные балы и держать полноценные литературные и музыкальные салоны. Уже в XX веке под журфиксами стали понимать неформальные встречи какой-либо организации (группы организаций) с журналистами.
    В контексте педагогической работы журфикс – взаимосогласованные, фиксированные по времени и повторяемые встречи субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), нацеленные на позитивное общение и рассмотрение в неформальной обстановке вопросов воспитательного и образовательного характера. «Стороной», организующей встречу, является педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения. Место проведения журфиксов – помещения детского сада, в которых чаще всего бывают дети и родители (группа, музыкальный или спортивный зал).
Рассмотрим, чем же данная форма работы дошкольного образовательного учреждения с семьей отличается от других форм взаимодействия. На наш взгляд, можно выделить семь существенных признаков журфикса:


1. Регулярность и фиксированность встреч
   

В отличие от родительского собрания или семейного праздника, которые могут проводиться в течение учебного года с разной частотой и в разные дни недели, журфикс предполагает однозначное определение времени встречи, например, «каждый первый и третий четверг месяца в 17-30». Оно устанавливается на основе взаимной договоренности между родителями и педагогами в начале учебного года, поэтому встречи становятся своего рода традицией. За 7–10 дней до проведения первого журфикса семьи воспитанников получают от педагогического коллектива приглашение, которое «по умолчанию» действует в течение всего года. То есть на последующие журфиксы приглашения дополнительно не рассылаются, хотя напоминания в виде кратких анонсов обязательно вывешиваются на доске объявлений в группе.


2. Объединение всех субъектов образовательного процесса
      

Несмотря на то, что журфикс назван авторами статьи «родительским», на него могут прийти не только мамы или папы воспитанников, но и бабушки, дедушки, старшие
братья, сестры, и, что главное, сами дети! Степень участия дошкольников в обсуждении важных для субъектов образования вопросов зависит от тематики встречи и ее характера. Например, в рамках журфиксов могут организовываться психологические и педагогические тренинги, позволяющие детям и родителям лучше понять друг друга, а сотрудникам детского сада (воспитателю, психологу и пр.) увидеть особенности принятого в семье стиля общения. Иногда встречи проводятся по принципу «открытого занятия», во время которого организуется взаимодействие воспитанников и педагога. Журфикс такого типа заканчивается обязательным обсуждением увиденного с родителями и выработкой определенных педагогических правил, которых будут придерживаться все воспитывающие взрослые – педагоги, папы, мамы, бабушки, дедушки. Однако бывает, что обсуждаемые на встрече вопросы слишком сложны для понимания дошкольниками: в этом случае разрабатывается «параллельная» программа журфикса, адресованная детям (игровая, творческая, коммуникативная и пр.). Во время реализации «детской» программы ведется видеосъемка, так что каждый из родителей может впоследствии увидеть своего ребенка со стороны (на видеозаписи) и при необходимости уже в частном порядке пообщаться с воспитателем или психологом.


3. Добровольный характер участия
    

 Мотивом для посещения взрослыми и ребенком журфикса является лишь их личное желание и заинтересованность. Журфикс не предполагает предварительной записи участников: родители и другие члены семьи дошкольника не должны испытывать чувство вины, если они по каким-то причинам не побывают на планируемой встрече.


4. Неформальность встречи

Журфиксы не предполагают следование жестким правилам. Встреча может быть продлена или прекращена по обоюдному согласию. Вопросы, которые предлагаются к обсуждению, могут быть в ходе встречи изменены и переформулированы. Неформальность обстановки достигается еще и тем, что каждую встречу сопровождают чаепитие, игровые моменты, музыкальное оформление.
 

5. Высокая мобильность и адаптивность тематики встреч к изменяющимся условиям
  

Для того чтобы взрослые и дети могли понять насколько им необходимо побывать на журфиксе, заранее объявляется его тематика (указывается в анонсах, размещаемых в группах). Возможный перечень тем определяется в начале учебного города на основе мониторинга (анкетирование родителей), который позволяет выявить круг педагогических проблем, интересующих семью. Однако составленный родителями список обязательно обновляется в течение учебного года: ведь регулярность, с которой собираются журфиксы, позволяет включать в перечень тем и те, что связаны с актуальными проблемами, возникшими в жизни группы детского сада в текущий момент. Родителям и детям впервые предстоит участвовать в семейном образовательной проекте, в группе ребята стали все чаще дразнить и обижать друг друга, детский коллектив не желает принимать в свои ряды «новенького», растет уровень заболеваемости сезонными вирусными инфекциями: все это может стать поводом для проведения журфикса. При выборе тематики встречи главное помнить: она должна затрагивать интересы всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, желательно соблюдать следующее правило: «один журфикс – одна тема – одна обсуждаемая проблема». Независимость тематики встреч позволяет новым участникам легко включиться в работу в любой момент и на любом этапе.


6. Диалоговый характер взаимодействия
  

Журфиксы предполагают равноправное общение участников: ведь только в диалоге можно согласовать ценностно-смысловые позиции. Каждый пришедший на встречу (будь то родитель, ребенок или педагог) имеет право на свободный обмен информацией, высказывание личного мнения, предъявление своей позиции. Поэтому в рамках журфиксов используются любые виды коммуникативного взаимодействия: беседы, дискуссии (фасилитированные, групповые, панельные), диспуты. Как правило, встречу проводят 2-3 педагога, имеющие опыт работы со смешанными возрастными группами (взрослые-дети), обладающие высокой коммуникативной культурой, умеющие целенаправленно организовывать процесс обсуждения. Одним из ведущих журфикса обязательно является воспитатель группы, хорошо знакомый всем пришедшим. Целесообразно также приглашать на встречу психолога, который при необходимости может помочь разрешить возникшую в ходе встречи непредвиденную ситуацию.


7. Ориентация на высокую активность всех участников журфикса
      

Выразить свои взгляды на жизненные ценности, на стратегии воспитания и обучения дошкольников, взрослым, не связанным профессионально со сферой педагогики, бывает сложно. Многие из них просто никогда не задумывались над предлагаемыми вопросами, другие – не решаются высказываться, опасаясь быть неверно понятыми. Для участников встречи бывает проще и легче сформулировать свою позицию по определенной проблеме в ходе какой-либо совместной деятельности. Отсюда, неотъемлемой частью любого журфикса является мастер-класс, деловая игра или тренинг, позволяющий каждому пришедшему активно включиться в работу по переосмыслению своих ценностно-смысловых позиций.
    В качестве примера, приведем описание одного из журфиксов, который был организован в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга». Поскольку данное учреждение является опытно-экспериментальной площадкой по отработке культурно-образовательных практик как средства развития мотивационной сферы дошкольников, то определенная часть встреч педагогов и родителей была посвящена проблеме педагогических возможностей городской и музейной среды в развитии личности ребенка (это направление тематики журфиксов носило условное название «Осваиваем город вместе»).
Тема журфикса: «Каким мы видим мир вокруг?»
Данный журфикс являлся первым в системе встреч, посвященных методам и технологиям освоения культурного наследия, и адресовался воспитанникам старшей группы и их родителям. Проблема для обсуждения: как увидеть окружающий мир (город) глазами другого? Цель журфикса: дать возможность родителям уяснить особенности детского восприятия и осознать потенциальные возможности городской среды в развитии личности ребенка.
Примерный ход журфикса:
  1. Начинается встреча с чаепития, во время которого организуется игра по типу «Пойми меня». Группа родителей и группа детей получают по 2-3 слова, обозначающих те или иные объекты, встречающиеся в городской среде (например, «улица», «метро», «гипермаркет», «остановка» и пр.). Команды должны объяснить, что они загадывают соперникам, не используя при этом точных названий объектов. В конце игры подводим итоги: размышляем, насколько было трудно или легко играть? Всегда ли наши догадки совпадали с правильным ответом? Почему мы объясняем одни и те же вещи по-разному? Можно ли говорить о том, что и мир мы видим по-разному?
  2. Ведущие предлагают выяснить, насколько взгляды взрослых и детей на одни и те же предметы окружающего мира сходны/различны. Участники журфикса получают задание изобразить Санкт-Петербург таким, каким они себе его представляют. Дети и взрослые могут работать вместе на одном большом листе бумаги, а могут – отдельно друг от друга. Единственное условие: нельзя общаться в процессе работы. Рисунок должен быть схематичным (не требуется соблюдать точность изображения, пропорции и цветовую палитру, тщательно прорисовывать детали): главное – отразить самый общий личный взгляд на город. На выполнение работы дается не более 5 минут.
  3. Если работы выполнялись дошкольниками и взрослыми отдельно друг от друга, то семьям предлагается «воссоединиться». Родители и дети рассказывают друг другу о том, что они изобразили. Далее все работы вывешиваются для совместного анализа. Сравниваются «детские» и «взрослые» рисунки. Обсуждается: какие уголки Петербурга запечатлели представители разных поколений? Какие городские детали наиболее часто встречаются в работах юных петербуржцев и в работах родителей? Чем непривычен и необычен взгляд взрослых и детей на город? Чего не замечают в окружающей среде родители, чего – дети? И т.д. В результате, участники журфикса приходят к выводу о том, что и дети и взрослые видят родной город с высоты своего роста и жизненного опыта. На рисунках взрослых «царит» парадный Санкт-Петербург: Нева, разведенные мосты, всемирно известные памятники и архитектурные строения, то есть то, что социально значимо, привлекает внимание, вызывает чувство гордости. В работах дошкольников отражается тот город, который они видят ежедневно: в случае с воспитанниками детского сада № 93 – окраинный район, застроенный современными многоэтажными зданиями из стекла и бетона. Дети рисуют свой дом и соседние с ним постройки, двор, в котором гуляют, своих близких, друзей и любимых домашних животных. Городские дома изображаются очень высокими, с огромным числом окон, и обязательно – с входной дверью, на которой красуется ручка. А вот крыши этих «гигантов» нередко «украшены» вовсе не телевизионными антеннами или вышками мобильной связи, а дымовыми трубами, наподобие тех, что располагаются на деревенских избах. Получается, что взрослые нередко «думают штампами» и разучились находить интересное в привычном для себя окружении, а дети не умеют смотреть на мир «выше своего роста».
  4. Ведущие предлагают детям и взрослым «поменяться местами» и попробовать посмотреть на город «глазами друг друга». Идем в совместное путешествие по микрорайону. Дети смотрят вверх (как бы с высоты роста взрослого), родители пытаются понять, что видят малыши на уровне своих глаз. Ищем интересные и необычные объекты, которые ранее не замечали. Обсуждаем, что могло бы привлечь внимание «противоположенной стороны» (родителя или ребенка) в том или ином объекте?
  5. На улице подводим итоги совместного путешествия. Выясняем, понравилось ли нам смотреть на город «глазами другого»? Было ли это полезно? Что нам удалось нового узнать о мире вокруг, о себе и своих близких? Ведущий дискуссии принимает все ответы и взрослых, и детей, если они обоснованы.
  6. Ведущие предлагают ребятам поиграть на ближайшей игровой площадке (один из педагогов остается на площадке и наблюдает за безопасностью игры детей). В это время организуется беседа с родителями. Обсуждаются вопросы: как следует учитывать особенности мировосприятия ребенка в повседневной жизни? Нужно ли вместе с дошкольником рассматривать окружающее пространство во время прогулок? Что это может дать в плане развития малыша? Как целесообразнее организовывать образовательные городские путешествия? Во время обсуждения ведущий принимает все версии, высказываемые родителями. При необходимости, он просит взрослых обосновать свою точку зрения, приведя аргументы. Организуя беседу, педагог не навязывает участникам своего мнения: он лишь задает уточняющие вопросы, перефразирует ответы родителей, подчеркивая сходные высказывания и новые версии.
    Итогом дискуссии может стать формулирование совместными усилиями педагогических правил проведения образовательных прогулок с детьми.




                     

   Литература:

1. Бодалев А. А. Психология общения. – М.: «МОДЭК», 2002.
2. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб.: СПб АППО, 2011.
3. Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 2004.
4. Человек в мире диалога: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции. – Л.: изд-во «Наука», 1990.
5. Шеин С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – с. 44 – 52.


Поделиться:


Назад в раздел