Поиск по сайту

Речевое развитие дошкольников в процессе читательских культурно-образовательных практик

Автор: Бобейко Татьяна Николаевна, воспитатель, Ершова Людмила Львовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №19 Кировского района Санкт-Петербурга


   

Перспективы развития современного образования, определённые, в частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связаны с воспитанием саморазвивающейся, функционально грамотной личности – человека деятельного, культурного, проявляющего себя субъектом бытия, свободно реализующего себя в динамичном мире. В условиях социально-экономических преобразований, когда смысловой знак образования «рационализм» постепенно меняется на знак «культура» (Б. С. Гершунский, А. П. Валицкая, П. Г. Щедровицкий и др.) требуется переход «от наукоучения к логике культуры» (В. С. Библер), «от культуры полезности к культуре достоинства» (А. Г. Асмолов), ведущей ценностью которой есть Человек. Только при таком подходе возможно решение одной из главных педагогических задач – создание на каждом этапе образования условий для развития и духовного становления личности, раскрытия её субъективных потенциальных возможностей (О. С. Газман, Е. В. Бондаревская и др.).
    Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития человека с объёмом чтения. Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности. Именно книга облагораживает сердце ребенка, совершенствует его ум. Она помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Чтение книг, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности, способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности.

    В последнее время мы наблюдаем снижение уровня речевого развития дошкольников как результата падения интереса к чтению. Как известно, современные дети проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера, заменяя реальное общение со взрослыми и сверстниками на виртуальное. Родители в силу своей занятости все реже читают книги вслух детям. Поэтому вопрос воспитания у детей устойчивого интереса к литературе, приобщение детей к чтению, возрождение семейного чтения сегодня особенно актуален.
    В связи с вышесказанным педагоги дошкольных образовательных учреждений все чаще инициируют различные читательские проекты, которые помогают ребенку не только приобщиться к миру чтения, но и развить собственную речевую культуру.

Если проект ….

- учитывает субъективные потребности и интересы воспитанников (в том числе связанные с собственным саморазвитием и самоопределением),
- предполагает освоение детьми определенной мировоззренческой идеи,
- основывается на работе с различными текстами культуры (литературные, живописные, музыкальные и иные произведения, бытовые предметы, социокультурное пространство города и пр.),
- организуется в форме активной познавательной (исследовательской), творческой или рефлексивной деятельности, путем «проб и ошибок»,
- завершается созданием детьми собственного текста культуры,

то такой проект, по мнению авторов данной статьи, можно условно назвать «культурно-образовательной практикой».

В качестве иллюстрации приведем одну из читательских практик, проведенных в ДОУ детский сад № 19 Кировского района. Данная практика была связана с изучением детьми сказок (народных) и носила название «Яркий мир сказок».

Адресат: дети логопедической подготовительной группы; помощь оказывали родители.

Место в образовательном процессе: культурно-образовательная практика реализовывалась в рамках основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 19. Приведенное ниже занятие подводило итог совместному чтению детьми и педагогом сказок.

Цель практики: формирование у детей умения объяснять суть понятий «добро», «взаимопомощь», «взаимовыручка», приводя примеры добрых поступков литературных героев (на материале изученных сказок).

Задачи:

· повторить и закрепить представления детей об изученных ранее сказках;
· помочь ребёнку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства;
· развивать умение видеть скрытые причины поступков;
· помочь ребёнку научиться осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
· научить детей выражать сложные нравственные термины (например, добро) в символической художественной форме;
· развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову

Идея практики: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. На примере сказок можно показать детям, что доброе и дружественное отношение, которые литературные герои проявляли по отношению к другим, всегда оборачивается аналогичными реакциями (на добро отвечают добром, на помощь – помощью, на улыбку – улыбкой).


                                       Ход практики:

1. Мотивационно-целевой этап

Совместная деятельность начинается с игрового момента. Используется игра на объединение «Канва». Ее цель – помочь участникам почувствовать себя одной командой. Ход игры: передавая клубок нитей соседу справа, нужно назвать свое имя. Приняв клубок нитей, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя «Канву (объединения, знакомства)».

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Чтобы определить, куда мы отправляемся, загадывается загадка. На смарт-доске демонстрируется изображение

старинного сундучка, из которого дети «вынимают» сказочные предметы, называя их и указывая, в каких изученных сказках встречались эти предметы.

Педагог обобщает ответы детей и предлагает им отправиться в сказку.


2. Рефлексивный этап (повторение и закрепление изученных ранее сказок)

Как в любой сказке на пути детей ждет «волшебный камень», указывающий путь. Дошкольники подводятся к подобному сказочному указателю (на нем указаны задания, которые предстоит выполнить детям). Воспитанникам предлагается выбрать направление своего движения (очередности выполнения определенного задания):

· «Направо пойдешь – пазл соберешь» (сбор пазла – иллюстрации к сказке).
· «Налево пойдешь – вещи найдешь» (соотнесение вещей и предметов, которые являются атрибутами сказочных героев, с персонажами сказок).
· «Прямо пойдешь – порядок наведешь» (собрать иллюстрации в сюжет сказки, разложить по порядку изображения).

Выполнение каждого из заданий завершает короткой беседой о том, кого из сказочных героев, которых мы сейчас вспомнили, можно назвать «добрым» и почему?


3. Релаксационный этап – игровая музыкальная пауза (на световых песочных планшетах)

В качестве релаксационной паузы дети выполняют упражнение на световых песочных планшетах под музыку и стихотворение, которое читает педагог:

  В тёмном царстве есть избушка
  Стоит задом наперёд  
  А в избушке той старушка
  Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят,
Фу, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят.

4. Рефлексивный этап (повторение и закрепление изученных ранее сказок - продолжение)

Далее проводится дидактическая игра «Волшебное колечко». Воспитатель, произнося слова «Покатилось, покатилось, светлое колечко // Покатилось, покатилось, с нашего крылечка // Кто колечко возьмёт, тот и сказку отгадает», оставляет колечко в руках у ребенка. Ребенок, у которого оказалось колечко, выходит из круга. Он должен выбрать любую картинку, которая перевернута изображением вниз. На картинке

изображен герой сказки. Ребенок должен назвать его и вспомнить литературное произведение.

При необходимости педагог задает вопросы-подсказки:


1. Мальчик-луковка? (Чиполлино).
2. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).
3. Добрый доктор, который лечит зверей? (Айболит)
4. Дом растаял ледяной, Попросилась в лубяной. Приютил ее герой, Сам остался без домишка («Заюшкина избушка»)
5. Она красива и мила, а имя её от слова зола? (Золушка).
6. Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз. («Морозко»)
7. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)

Игра завершается короткой беседой о том, кого из сказочных героев, которых мы сейчас вспомнили, можно назвать «добрым» и почему?

5. Творческо-преобразовательный этап.

Педагог обращает внимание детей, что одно из наиболее часто встречаемых слов, сегодня было «сказка» и «добро». Дошкольникам предлагается объяснить термин «добро». Принимаются все ответы, если они обоснованы. В ходе обсуждения педагог помогает детям сделать вывод: доброта — это проявление искренних, добрых чувств, которые могут быть полезны другим, и не требующих вознаграждения.

Педагог просит детей вспомнить, а как реагировали сказочные герои на проявление доброты со стороны других персонажей? Делаем вывод о том, что «доброта» возвращается как бумеранг: если ты сделал добро кому-то, то и к тебе могут также отнестись в сложную минуту.

Дошкольникам предлагается подумать, а как может выглядеть «значок» (символ) доброты. Принимаются все ответы, если они доказаны (сердце, ладошка, смайлик и прочее). (Приложение № 1)

С помощью бус, браслетов, платочков и другого «творческого» материала детям предлагается изобразить «значок» добра.


6. Этап подведения итогов

Рефлексия: рисование на световых песочных планшетах образа своего настроения (какое настроение у вас? нарисуйте «значок»).

Обсуждение:

- что нового узнали?
- что запомнилось?
- о чём расскажете дома родителям?

Подведение итогов педагогом: Молодцы! В сказке добро всегда побеждает зло. Я очень хочу, ребята, чтобы в вашей жизни всегда было больше добра, чем зла, и, чтобы вы сами всегда дарили людям только доброту.


Приложения


Поделиться:


Назад в раздел