Поиск по сайту

Организация творческой деятельности дошкольников в контексте культурно-образовательных практик (на примере темы «Мы украсим город наш!»

Автор: Цветкова Екатерина Тагировна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга


   

Работая воспитателем в подготовительной группе детского сада, я организовала серию семейных квестов по архитектурным достопримечательностям Кировского района, в котором расположен наш детский сад. По результатам выступлений детей и родителей, я сделала вывод, что все дети и некоторые взрослые воспринимают декоративные элементы архитектурных сооружений лишь как украшения, не обращая внимания на символику декоративного убранства. Это обстоятельство послужило причиной организации культурно-образовательной практики детей. Руководствовалась я в выборе тематики культурно-образовательной практики тем, что производит наибольшее впечатление на ребенка в городской среде – необычностью, непохожестью некоторых зданий на жилые дома, что обусловлено оригинальностью архитектурно-конструктивного решения здания или сооружения.
    В 1935 г. замечательный зодчий А.В. Щусев писал: «Архитектура сама по себе искусство мало доступное, она дает лаконичный образ, а для того чтобы делать его понятным массам, обязательно привлечение живописцев и скульпторов» [4, с. 582]. Архитектура как сложноорганизованная деятельность соединяет в себе духовные, интеллектуальные, материальные ценности общества, овеществленные в строительных конструкциях и художественных образах зданий, парков, городов. О ней говорят как о пространственно-временном искусстве, «застывшей музыке», «каменной летописи эпох», которая записывалась человечеством тысячелетия [3, с. 24]. Мне захотелось обратить внимание детей на богатство декоративного убранства зданий и сооружений, на происхождение и значение символов, украшающих их и создающих неповторимый образ одного из красивейших городов мира. Я поставила перед собой задачу заинтересовать детей этим искусством, приоткрыть для них возможность «чтения» материальных символов архитектурных форм, что должно помочь детям лучше понимать окружающий мир.


    Тема: «Мы украсим город наш!»

Адресная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе ОУ: Культурно-образовательная практика по изучению, обобщению и закреплению знаний о способах декорирования фасадов петербургских зданий и развитию практических умений использования элементов декора в самостоятельной творческой деятельности организовывалась в рамках регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.

Ведущая идея: Дети осознают, что декоративное убранство зданий - это больше, чем просто «красота», оно несет информацию о назначении здания, о том, кому или чему эта постройка посвящена, и можно научиться «считывать» эту информацию, понимать «язык» архитектуры. Проблемный вопрос практики: зачем зданию украшения?

Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний о способах декорирования фасадов петербургских зданий, о смысле и символике архитектурного декора и развитие практических умений использования элементов майолики (изразцовой росписи) в самостоятельной творческой деятельности.


Содержание практики:

· Постановка проблемного вопроса: «Зачем зданию украшения?».
· Изучение особенностей декорирования городских зданий Санкт-Петербурга: жилых домов, храмов, станций метро (барельефы, маскароны, колонны, решетки, мозаика, майолика).
· Организация художественно-творческой деятельности по украшению фасадов зданий разными способами из числа изученных.
· Проведение экскурсии (с родителями в выходной день) по трем ближайшим станциям метро с рассказом воспитателя об истории этих станций, особенностях их внешнего вида).
· Творческо-рефлексивная деятельность детей – создание авторского творческого продукта как ответ на поставленный проблемный вопрос.

В качестве примера одного из занятий данной культурно-образовательной практики опишем итоговой занятие, в рамках которого дети создавали свой «текст культуры» - авторскую работу, связанную с украшением (декорированием) здания.
Данное занятие проводилось в групповом помещении, в котором оформлены три кейса материалов, посвященные ближайшим к детскому саду станциями метро – «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово». Кейсы размещены на столах, отмеченных творческими работами детей, выполненными ранее. В состав кейсов входят фотографии наземных вестибюлей и внутренних помещений данных станций метро.


Необходимое оборудование к данному занятию:

· демонстрационный материал – образцы изразцовой росписи (геометрический, растительный, зооморфный узоры - на бумажной основе), пособие – объемный макет новой станции метро «Путиловская»;
· кейсы – фотографии станций метро «Нарвская», «Кировский завод», «Автово» (кейсы выложены на столы, которые отмечены творческими работами детей, выполненными ранее)
· раздаточный материал – листы 12х12 разных цветов (светлые оттенки); кисти синтетика круглые № 3, № 5; краски акварельные, влажные салфетки, стаканчики для воды; скотч двусторонний; декоративные блестки (крупные) для аппликации; карандаши графитные, стирательные резинки; грамоты благодарственные на каждого ребёнка.


                     Ход занятия:

1. Мотивационный этап.
 

 Воспитатель появляется перед детьми с определенными предметами в руках и облаченный в особую одежду (из атрибутов могут быть фартук, мастерок, малярные кисти). Он выступает в роли художника-монументалиста. Педагог просит детей внимательно присмотреться к предметам в своих руках и определить, человек какой профессии (рода занятий) мог бы так выглядеть. Принимаются все ответы, если они доказаны. Педагог уточняет, что точное название профессии «художник-монументалист».
   При необходимости организуется обсуждение понятий «монумент», «монументалист» («монумент» - это не просто памятник, а памятник очень большого размера; художники-монументалисты создают произведения больших размеров: украшают различные здания, делают скульптурные памятники, рельефы, стенные росписи, мозаику, майолику, витражи и др.).
   Воспитатель предлагает детям продолжить игру и определить, где (в каком помещении) в данный момент работает художник-монументалист. Для этого нужно услышать, какие звуки окружают этого мастера. С помощью компьютера транслируются аудиофайлы – фонограмма едущего в метро электропоезда. Дети определяют, что художник-монументалист работает в метрополитене. Дети вспоминают, что такое «метро», откуда произошло такое название. При необходимости воспитатель дополняет их ответы: «метро» - это сокращение от слова «метрополитен», что значит «столичный», «городской»; сначала этот подземный вид транспорта строился только в столицах – самых больших городах.
   В группе дети находят изображение схемы петербургского метрополитена. Педагог просит детей рассказать, зачем горожанам нужны подобные схемы? Где их можно встретить? Что такое «линия» метро? Каким образом разные линии обозначены на схеме? Где (в каких точках) можно перейти с одной линии на другую? Что могут обозначать значок – пунктирная линия? Какие строящиеся рядом с детским садом станции метро дети знают?
   Воспитатель подводит итог беседе и показывает на схеме строящуюся рядом с детским садом станцию – «Путиловскую». Он предлагает подумать, что может означать такое название? В честь кого или чего она дана? Если дети  затрудняются ответить на вопрос, то педагог объясняет, что свое название она берёт от завода, который основал когда-то человек по фамилии Путилов; когда-то Кировский также назывался по фамилии своего хозяина – «Путиловским». Педагог помогает воспитанникам сделать вывод: любое название дается не просто так, а со смыслом: оно часто связано с местом, где строится станция.

2. Этап совместного целеполагания.

Воспитатель (в образе художника-монументалиста) подводит детей к макету станции метро «Путиловская» и рассказывает, что он «получил задание» придумать, как новая станция метро будет выглядеть снаружи, но с условием, чтобы она не была похожа на соседние станции. Детям задается вопрос, а что могло бы произойти, если все станции метро в Петербурге были похожи одна на другую? Принимаются все ответы, если они доказаны. Педагог обращает внимание детей на положительные и отрицательные стороны «внешней схожести станций»: с одной стороны, похожие здания облегчают поиск метро в большом городе (можно узнать по идентичным приметам), с другой стороны – каждая станция потеряла бы свое особое «лицо».

Воспитатель (в образе художника-монументалиста) просит детей помочь ему разработать для новой станции декор.

3. Деятельностный этап. Познавательная деятельность.
   

Детям предлагается вспомнить, как украшены ближайшие к детскому саду станции метро. Воспитатель предлагает отправиться в воображаемое путешествие по метро, не выходя из группы. Дети «спускаются» на платформу метро и под звуки отправляющегося от станции метро поезда и голоса диктора «Осторожно, двери закрываются!» превращаются в «электропоезд»: они встают «паровозиком» и двигаются к одному из столов, на котором размещен кейс, посвященный станции метро «Автово».

Воспитатель дает задание детям разобраться, куда мы прибыли: что это за станция? (диктор забыл её назвать). Напоминает, что каждое название дается не просто так, а станция метро «Автово» называется так потому, что расположена на месте, где раньше, когда город был не такой большой, как сейчас, находилась деревня с таким названием – «Автово». Педагог предлагает рассмотреть фотографии с деталями декора данной станции и определить, чему посвящены ее украшения. Внимание детей обращается на детали, связанные с военной тематикой (люстры, светильники, решетки, на которых встречаются пятиконечные звезды, лавровые и дубовые листы, мечи и другие эмблемы доблести и славы; мозаика «Победа», изображающая мать с младенцем на руках). Педагог делает вывод: темой оформления станции стала героическая оборона города во время Великой Отечественной войны – именно в этих местах проходила передняя линия обороны Ленинграда.

Игра в воображаемое путешествие по станциям метро продолжается. Дети вместе с воспитателем отправляются под звуки движущегося электропоезда к столу, где расположен кейс, посвященный станции метро «Нарвская». Дети обнаруживают, что диктор опять забыл назвать станцию и сами определяют, куда они «приехали». Воспитатель просит детей прокомментировать название станции: знают ли дети, почему она получила такое имя? При необходимости ответы детей дополняются педагогом: расположена эта станция метро у Нарвской заставы – так раньше назывался въезд в город по дороге из города Нарва; потому и ворота рядом с метро тоже называются «Нарвскими».

Дети работают с материалами кейса – рассматривают фотоизображения станции. Обсуждается вопрос: какие изображения и знаки мы можем увидеть на этой станции в декоре? О чем они нам могут рассказать? Особое внимание детей обращается на барельефы. В ходе коллективной дискуссии дети делают вывод о том, что украшения станции метро «Нарвская» связаны с темой труда; ее убранство посвящено прославлению мирного труда жителей нашей страны.

«Путешествие» по станциям метро продолжается, и воспитанники оказываются у стола, где находится кейс с фотографиями фасада и интерьеров станции метро «Кировский завод». Дети узнают эту станцию, называют ее и отвечают на вопрос воспитателя: что общего в украшениях данной станции? Какой темой они связаны? В ходе обсуждения делается вывод: идеей декоративного оформления станции метро «Кировский завод» стало прославление рабочих профессий, связанных с добычей металлов, нефти, угля, электричества.
   Воспитатель подытоживает этап совместной работы, выясняя у детей, понимают ли они теперь, для чего украшают станции метро, как подбирают эти украшения, какой в них смысл.


4. Динамическая пауза.

Подвижная игра «Собери фотографию станции метро»: воспитатель раздает части одной фотографии, включает музыку, дети танцуют под неё, но как только она прекращается, они должны быстро-быстро на столе собрать свои элементы изображения в одно целое, а затем сказать, что за здание получилось. После объяснения правил игры, воспитатель переспрашивает, всем ли понятно задание? (игра повторяется 3 раза)


5. Деятельностный этап. Творческо-преобразовательная деятельность.

Организуется закрепление в сознании детей сделанных выводов. Детям предлагается пофантазировать: представьте себе, что строят станцию с названием «Морская», как ее могут украсить? А станцию «Звериная» или «Аэропорт»?
Воспитанники приступают к работе над декором строящейся станции метро «Путиловская». Они работают с макетом наземного вестибюля станции. При необходимости предварительно устраивается групповое обсуждение: какие элементы декора могут украсить? (колонны, барельефы, скульптуры, мозаика и пр.). Что выпускал Кировский (Путиловский) завод? Какие изображения и знаки могут быть нанесены на фасады? Где на фасаде их можно разместить? В какой последовательности? Может ли появиться в декоре станции портрет хозяина Путиловского завода – Путилова?

Воспитатель предлагает отобрать из ранее нарисованных детьми изразцов (с растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом, а также с изображением символов промышленности) те, которые подходят к декорированию макета станции метро «Путиловская». Также дети объясняют, почему они сделали именно такой выбор.

Дети делятся на четыре команды. Каждая украшает свой фасад наземного вестибюля метро «Путиловская» (оформляет макет). Группы подбирают (или дорисовывают) изразцы с соответствующей символикой и выкладывают их на двусторонний скотч на макете. По завершению работы на фасаде устанавливается эмблема метро – буква «М», которую дети, завершившие работу раньше других, могут сложить методом мозаики.


6. Рефлексивный этап.

По окончании работы воспитатель предлагает отойти на некоторое расстояние, чтобы было лучше виден макет здания целиком и задает вопросы детям: если другие люди первый раз увидят наш макет станции метро, они поймут с чем может быть связано ее оформление? А что им поможет это понять? Смогли мы языком украшений рассказать, почему так названа станция?

Выслушав всех детей, педагог благодарит их за старание, за интересные идеи и награждает благодарственными грамотами от художника за помощь в декорировании фасада новой станции метро.




                        Литература:

1. Декоративное убранство станций метрополитена Ленинграда – Санкт-Петербурга (проблемы взаимодействия изобразительного искусства и архитектуры) // Материалы Конференции «Классическая традиция в архитектуре и изобразительном искусстве Новейшего времени» - Режим доступа: http://www.academia.edu/11640358/Декоративное_убранство_станций_метрополитена_Ленинграда_СанктПетерб...

2. Пермиловская А. Б. Архитектурный декор как конструкция и символ в русском традиционном зодчестве. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/arhitekturnyy-dekor-kak-konstruktsiya-i-simvol-v-russkom-traditsio...

3. Румянцева Е. Н. Декоративно-художественное убранство петербургских зданий рубежа XIX-XX веков. К проблеме синтеза искусств и архитектуры - Научная библиотека диссертаций и авторефератов - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dekorativno-khudozhestvennoe-ubranstvo-peterburgskikh-zdanii-rubezh...

4. Щусев А. В. Об архитектуре // Мастера советской архитектуры об архитектуре / под ред. М. Г. Бархина. Т. 1. – М.: Искусство, 1975.

Поделиться:


Назад в раздел