Поиск по сайту

Как инициировать детское исследование? (к проблеме проектирования мотивационных ситуаций)

Автор: Зайцева Наталья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


     

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Как организовать данное познание? Какие способы организации исследовательской деятельности детей использовать педагогу для того, чтобы познание было интересным, доступным, важным для ребенка? Как подготовить ребенка к жизни, научить справляться с возникающими трудностями, самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы? На мой взгляд, данную проблему можно решить, если выстраивать педагогическую деятельность с детьми так, чтобы полученные ими знания и умения воспитанники смогли применить в индивидуальной самостоятельной деятельности. А это произойдет только в том случае, если дошкольники почувствуют, что эти новые знания им интересны, необходимы и будут востребованы ими в жизни. Педагогу в своей работе важно создавать для детей такие мотивационные ситуации, которые помогут им осознать, что каждый день можно узнавать что-то новое, интересное и ранее им неизвестное.

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми 4-5 лет по развитию у них интереса к исследовательской деятельности в развивающей зоне группы, носящей условное название «Уголок Природы».

В начале учебного года наблюдения за самостоятельной деятельностью детей в различных развивающих пространствах группы показали: дети мало обращают внимание на «Уголок Природы», не проявляют интереса к уходу за растениями, не знают, какие условия необходимы комнатным цветам для жизни. Это послужило поводом для организации педагогом культурно-образовательной практики, где ведущей целью являлось овладение детьми навыками ухода за растениями, а идеей – осознание ими хрупкости природы и зависимости ее от действий и поведения человека.

Возникла проблема: как привлечь внимание детей к растениям «Уголка Природы» в группе? Для ребенка появление новой игрушки всегда вызывает огромный интерес. Так в этой развивающей зоне среди комнатных растений появилась игрушка «Травянчик». Это – фабричная игрушка, сделанная в образе ежика из опилок, газонной травы и текстиля. Поливая такую игрушку, можно вырастить зелень (иголки ежика).

Появление «Травянчика» не афишировалось: он просто был размещен среди комнатных растений. Четверо ребят группы оказались любознательными и наблюдательными. Они быстро обнаружили «гостя» и сразу стали рассматривать его и обсуждать, кто это и для чего может быть предназначен данный предмет. Остальные дети не обратили внимание на «Травянчика». Чтобы подключить к знакомству с гостем всех воспитанников, была организована игра «Что изменилось в группе»? В ходе внимательного визуального исследования пространства группы, дети обнаружили в «Уголке Природы» незнакомую игрушку.

С помощью вопросов открытого типа («Что вы видите? Что вы можете сказать о материалах, из которых сделан предмет? На кого похож этот предмет? Какой он этот предмет на ощупь? На запах? Для чего он мог быть изготовлен? Как его можно назвать? и пр.) было организовано рассматривание «Травянчика»-ежика. Одними из самых сложных вопросов для детей оказались вопросы о названии и предназначении предмета. Педагог не стал рассказывать о предмете, а предложил проделать в течение нескольких дней небольшой эксперимент – поливать эту игрушку из лейки.

Педагог провел мастер-класс по поливу «Травянчика». Каждый день кто-то из детей поливал его и заодно другие растения в группе, а остальные ребята внимательно наблюдали за изменениями, происходящими с «Травянчиком». Приятно было наблюдать, что воспитанники сами обнаружили, что у «ежика» появились росточки – маленькие серые иголочки. Дети звали взрослых и сверстников, делились своей радостью. В течение нескольких недель продолжали ухаживать и наблюдать за ростом уже зеленых иголочек-травинок у ежика.

     Для того чтобы закрепить интерес детей к процессу ухода за растениями, была создана другая развивающая ситуация: «Травянчик» «принес» ребятам два горшочка с почвой и предложил исследовать почву, узнав, какая она на ощупь. Оказалось, что в горшочках земля очень твердая, плотная. Тогда детям было предложено превратить землю в одном из горшочков из твёрдой в мягкую. Дошкольники обсудили, как это можно сделать. Принимались все ответы, если они доказаны. Далее с помощью палочек и лопаток дети взрыхлили землю во втором горшочке. В оба горшочка были поставлены знаки-символы – «рыхлая» и «твердая» почва. Продолжая эксперимент, дети посадили в эти емкости две луковицы и решили понаблюдать, в каком из горшочков быстрее прорастет лук. Через 6 дней нашего наблюдения воспитанники заметили, что в первом горшочке луковица осталась без видимых изменений, а во втором она прижилась, у нее появились быстро зеленые перышки лука. Таким образом, дошкольники поняли, что растениям для роста нужна не только вода, но и своевременное рыхление.

Было решено собрать специальное оборудование, которое необходимо для ухода за комнатными растениями. Мы с ребятами завели в «Уголке Природы» контейнер, в

который сложили все необходимые предметы: лейку, палочки для рыхления почвы, тряпочки, картинки-символы в виде смайликов («настроение цветочка»), фартуки с нарукавниками.

Таким образом, создание мотивационной ситуации с необычным игровым персонажем «Травянчиком» позволило инициировать исследовательскую культурно-образовательную практику дошкольников, которая способствовала формированию у детей навыков ухода за комнатными растениями и расширила границы их мировоззрения, позволив детям осознать свою ответственность за жизнь растений в группе.


Приложение: фотоотчет


Поделиться:


Назад в раздел