Поиск по сайту

Система работы с детьми, находящихся на семейном обучении

Автор: Бредихина Татьяна Григорьевна, учитель истории и обществознания ГБОУ школы №60 Выборгского района Cанкт-Петербурга


В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.

Организация получения образования в форме семейного образования и самообразования осуществляется в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон);

-   Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

-  Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

- Федеральными государственными образовательными стандартами;

- локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Причины выбора родителями семейного образования могут носить различный характер. Опросы выявили среди них следующие:

1) религиозные, так как уклад жизни этих семей часто несовместим со школьным распорядком;

2) причины, связанные с физиологическими и психическими особенностями детей, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из самых распространённых факторов нарушения поведения и проблем в учебе у детей школьного возраста;

3) занятие профессиональным спортом или различными видами искусства, вследствие регулярных сборов и участия в конкурсах дети не имеют возможности на постоянной основе посещать школьные уроки;

4) раннее интеллектуальное развитие, когда дети опережают школьную программу и используют интеллектуальные механизмы, которые характерны для детей более старшего возраста;

5) трудности с адаптацией и взаимодействием ребенка с детским коллективом;

6) сложности с обучением, обусловленные, к примеру, потерей мотивации к учебной деятельности;

7) неудовлетворенность родителей качеством и организацией школьного образования;

8) фактическое проживание семьи в другой стране и желание получить российский аттестат. [1]

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

В соответствии с действующими нормативными документами, при получении общего образования в форме семейного образования/самообразования образовательная организация несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося. Родители (законные представители) несут ответственность за целенаправленную организацию деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. . [2]

При переходе на семейную форму обучения, все семьи сталкиваются с рядом проблем.

Одной из них является проблема, связанная с самим процессом обучения, организацией этого процесса дома, выбором содержания, методов, средств обучения, так как родителю приходится выполнять не только роль учителя, но и методиста, разрабатывающего план и стратегию обучения своего ребенка.
Для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка превалирующему числу родителей нужна методическая поддержка. [3]
Для оказания помощи родителям в изучении модуля «Основы мировых религиозных культур» была составлена таблица (Приложения 1, 2). Таблица состоит из трех разделов: тема урока, основные понятия и задания для самостоятельной работы с родителями. Данный материал носит рекомендательный характер.
Задания для самостоятельной работы направлены на:

- формирование умений осуществлять информационный поиск для выполнения     учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование умений излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

На проведении промежуточной аттестации отводится два консультационных часа и один час для зачетной работы. В качестве зачетной работы я предлагаю выполнить итоговую контрольную работу по модулю «Основы мировых религиозных культур» (Приложение 3)


Приложение 1: модуль «Основы мировых религиозных культур». Вопросы и задания для подготовки к зачету (I полугодие)

Приложение 2: модуль «Основы мировых религиозных культур». Вопросы и задания для подготовки к зачету (II полугодие)

Приложение 3: Итоговая контрольная работа по модулю «Основы мировых религиозных культур» ОРКСЭ



Литература:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» // «Официальные документы в образовании», N 36, декабрь, 2013.
[2] Письмо Комитета по образованию от 18.04.2018 №03-28-2648/18-0-0

"Об организации получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования и самообразования".


[1] [3] Антуфьева М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/201/49371/


Поделиться:


Назад в раздел