Поиск по сайту

Взаимодействие субъектов образования (педагогов, обучающихся и родителей) в современном образовательном пространстве

Автор: Садыкова Резиля Решитовна, воспитатель МБДОУ детский сад "Лейсан" Комсомольского района Чувашской Республики


    Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность позитивного взаимодействия всех субъектов, своими действиями наполняющих образовательное пространство и приводящих в движение образовательный процесс. Ведущими идеями образования сегодня становятся идеи диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
   - Добровольность
   - Сотрудничество
   - Уважение интересов друг друга
   - Соблюдение законов и нормативных актов
Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.
Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.
Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:
   Ребенок – ребенок
   Педагоги - дети
   Педагоги (специалисты) - родители
   Администрация – педагоги (специалисты)
   Администрация – родители

                                Ребенок – ребенок

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра. В жизни ребенка присутствуют различные виды игр (творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы). В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности. Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество.


                               Педагоги – дети
     

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов. Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

                              Педагог (специалисты) – родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
К нетрадиционным формам относятся четыре группы:
  -  информационно-аналитические;
   - досуговые;
   - познавательные;
   - наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.
Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
   - информационно-ознакомительная;
   - информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.
К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики. Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

                          Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)
Педагогический совет
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.
Консультирование
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.
Семинары и семинары-практикумы
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.
Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.
Открытый показ
У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.
Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:
пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.
Деловые игры
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
«Круглый стол»
Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.
Литературная или педагогическая газета
В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.
Самообразование воспитателей
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

                  Администрация – родители   

 Родители от общения с представителями администрации многого ожидают: и решения насущных проблем, и совета по самым разным непростым вопросам, и информации. Общение происходит как в форме индивидуальной – руководители образовательного учреждения 2-3 дня в неделю в определенные часы встречаются с родителями для обсуждения и решения каких-то проблем, так и в формах коллективного общения – родительские собрания, встречи родительского комитета, дни открытых дверей.
Таким образом, позитивное, целенаправленное взаимодействие всех участников образовательного процесса, осуществляемое в разнообразных формах в образовательном учреждении – важнейшее условие достижения высоких педагогических результатов.

                   Список использованных источников:

1. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А. П. Панфилова. – Москва : Издательский центр Академия. – 2006. - 336 с.
2. Юбозов, Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. – Москва.: Педагогика, 1981. – 230 с.
3. http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=177
4. http://cribs.me/psikhologiya-truda/ponyatie-professionalizatsii-stadii-professionalizatsii
5. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2416

Поделиться:


Назад в раздел