Поиск по сайту

Взгляд методиста на комплектование школьной библиотеки художественной литературой в условиях недостаточного финансирования

Автор: Цветкова Людмила Дмитриевна, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Ценность любой библиотеки зависит от качества ее фондов, то есть от того собрания книг, которое имеет данная библиотека. Понятно, что школьная библиотека не столь велика по объемам фонда как библиотека массовая. Понятно, что ее задача обеспечивать учебниками и книгами образовательный процесс. Но понятно также и то, что для многих, школьная библиотека – первая библиотека, а порой и единственная в жизни. От качества фондов школьной библиотеки во многом зависит читательская активность учащегося. Как грустно, когда приходится отказывать в выдаче книги по причине ее отсутствия в библиотеке, а ведь это случается каждый день и в каждой школьной библиотеке. Зато как здорово, когда закупленные новые книги занимают свои места на выставке и представляются читателям. Как охотно берутся новые книги, как быстро информация об интересных новинках распространяется по школе!

По мнению Н.М. Свириной, доктора педагогических наук, научного руководителя Ассоциации гимназий Санкт- Петербурга, приобщить ребенка к чтению проще с помощью современной художественной литературы, где писатель говорит с ребенком на понятном ему языке, где события, происходящие в книгах, сравнимы с теми, что происходят в обычной жизни. Фонды большинства школьных библиотек нашего района сформированы давно и не подвергались серьезной редакции. Недостаточное финансирование вынуждало библиотекарей беречь то немногое, что имелось в фондах, особенно это касается программной классической литературы. Выбор книг для досугового чтения оказывается весьма скудным и, как правило, далек от литературы современной. Обращения к администрации школы зачастую наталкивается на привычное: «Денег нет». Что греха таить, не все директора школ заинтересованы в пополнении своих библиотек. «Пусть читают в Интернете, ведь там можно все найти»: отвечают некоторые директора библиотекарям. Но ведь не каждый ребенок, особенно в начальных классах, будет читать электронный текст, да и не нужно это. Электронная книга не даст ребенку того ощущения книги в руках, ее цвета и запаха, который есть у настоящей бумажной книги, ведь в интернете нет книг, есть тексты. И еще одно. Отсутствие систематического комплектования приводит к отрыву библиотекаря от мира книгоиздания. А ведь это огромный мир со своими особенностями, приоритетами, достоинствами. Знать книжные издательства библиотекарю необходимо. Чем отличается издательство «Розовый жираф» от «Самоката»? Книги каких издательств можно без сомнения брать в школьную библиотеку, а когда необходим тщательный отбор? Это требует профессиональных знаний.

Требования времени (читай ФГОС) и должностные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю на основании приказа № 488н от 31 мая 2011года диктуют необходимость библиотекарю искать альтернативные источники финансирования и пути пополнения фондов своих библиотек.

Итак, у нас проблема «Комплектование школьной библиотеки современной художественной литературой в условиях недостаточного финансирования».

Какие задачи стоят перед библиотекарем, чтобы ее решить?

1. Найти альтернативные источники финансирования;

2. Найти или создать формы работы, привлекающие внимание к школьной библиотеке и приводящие к пополнению фондов без привлечения бюджетных средств;

3. Изучить информацию о современном книжном рынке детской и подростковой литературы.

Составляем план мероприятий по решению данных задач.

Пункт №3. Начнем с последнего пункта, с самого легкого – изучения информации о современном книжном рынке детской и подростковой литературы.

Прежде всего это обзоры литературы, которые для библиотекарей могут сделать центральные районные детские библиотеки, то есть те, которые хорошо комплектуются сами. Такие обзоры делаются с показом книг, которые можно полистать, просмотреть иллюстрации, прочитать аннотацию. Книга, взятая в руки, говорит сама за себя и уже может нравится на этапе этого первого знакомства. Обзоры интересны и полезны, но очень насыщены информацией. Все уложить в голове за полтора часа тяжело, поэтому есть смысл слушать обзоры представителей издательств, когда дается представление об издательстве, его приоритетах, авторах, переводчиках, редакторах и о выпущенных издательством книгах с акцентом на новинки. Это менее объемная информация и более однородная по содержанию.

1.JPGНельзя сбрасывать со счетов информацию в сети Интернет. Там тоже можно найти много интересной и полезной информации о книгах.

В качестве примера могу привести презентацию заведующей абонементным отделом Ленинградской областной детской библиотеки Е.В. Кузьминой «Pro-книжные интернет - ресурсы в помощь детскому библиотекарю. Семинар –дайджест обзор». Он был предложен библиотекарям Выборгского района в сентябре 2018 года.

Пункт №2. Создание или поиск форм работы, привлекающих внимание к школьной библиотеке и способствующих повышению ее имиджа.

Ежегодно в четвертый понедельник октября во всем мире отмечается

Международный день школьных библиотек.
В октябре 2008 года Международная ассоциация школьных библиотек (IASL) преобразовала День школьных библиотек в Месячник школьных библиотек.   В России первый Месячник школьных библиотек прошел в 2008 году. Цель месячника школьных библиотек: привлечение внимания общественности к школьным библиотекам с целью показать их огромную роль в решении образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

2.JPGВ рамках месячника проводятся встречи с писателями, книжные викторины, поэтические вечера и различные библиотечные акции, среди которых возможна и оправдана акция «Подари книгу библиотеке».

Аналогичная акция может быть проведена и в «День рождения библиотеки», который проводят ряд школ «с историей», тех, что работают давно и пережили переезды, реконструкции и ремонты. Проводимые в этот день библиотекой праздничные мероприятия привлекают внимание обучающихся, а качество этих мероприятий повышает имидж библиотеки и ее значимость в жизни школы.

На день рождения принято приходить с подарками, поэтому книги здесь очень уместны и, как правило, дарятся с удовольствием. Если реклама о празднике дана заранее, то могут быть вопросы: какие книги подарить? Библиотекарю на этот случай нужно иметь список книг, который он бы хотел иметь в своих фондах, и знакомить с ним всех желающих сделать подарок.

К такого рода мероприятиям можно отнести встречи с писателями. Живущие в Петербурге писатели, если им позволяет здоровье, охотно встречаются с читателями и на этих встречах передают в библиотеки свои книги. В нашем районе частыми гостями бывают писатели Н. Прокудин и Н. Бутенко.

Есть еще один путь пополнения фондов. Это буккроссинг.

Буккроссинг — это общественное движение, чем-то похожее на флешмоб. Суть заключается в том, что человек, прочитавший книгу, оставляет ее в определенном месте, куда другой читатель потом сможет за ней прийти. Другими словами, это некий «круговорот книг в природе». Библиотека объявляет, когда и где будет проходить буккроссинг. Дети приносят свои книги, выбирают для чтения книги других детей и так далее. При этом библиотекарь может некоторые книги отобрать в фонд школьной библиотеки.

С помощью таких мероприятий можно пополнять фонд библиотеки.

И последний пункт №1. Поиск альтернативных источников финансирования.

На первое место здесь выходит сбор макулатуры. Это очень эффективный способ получения средств, особенно в школах с большим количеством учеников. Здесь важно все правильно организовать, чтобы правильно мотивировать обучающихся, правильно поощрить их за выполненную работу, минимизировать физические нагрузки на библиотекаря и грамотно потратить полученные средства. В нашем районе ряд школ используют этот прием работы и получают неплохие результаты. Например, в ГБОУ № 486 сдали макулатуру на 31 тысячу рублей, купили книги на эти средства и выставили на стеллажах с отметкой «Книги приобретены на деньги, вырученные от сдачи макулатуры».

2. Участие в конкурсах, дающих победителям денежные или книжные призы (в качестве примера приведу Всероссийский конкурс «Дизайн библиотеки», который выиграла 652 гимназия нашего района. Библиотекари в качестве награды получили книги для библиотеки).

3. Участие в библиотечных акциях. Например, действующая с 01.06.2018 г. Всероссийская благотворительная акция для библиотек  «ПОДАРИ РЕБЕНКУ КНИГУ» и акция «Дарите книги с любовью», приуроченную к 14 февраля – Дню книгодарения.

3.JPG

Суммируем все возможные мероприятия по решению задачи комплектования библиотеки современной литературой без привлечения бюджетных средств:

  • Сбор макулатуры,

  • Библиотечные акции,

  • Участие в конкурсах, дающих победителям денежные призы,

  • Проведение «Месячника школьных библиотек»,

  • Празднование «Дня рождения библиотеки»,

  • Организация буккроссинга,

  • Обзоры литературы,

  • Работа с издательствами,

  • Поиск информации в сети Интернет.

Систематическое проведение указанных мероприятий приведет к пополнению фонда школьной библиотеки современной художественной литературой, повышению читательской активности, улучшению имиджа библиотеки, привлечет внимание обучающихся и администрации к работе школьной библиотеки.

Основная роль в решении задач комплектования отводится библиотекарю. Его энергия, профессиональные знания, любовь к детям, желание изменить ситуацию, сложившуюся в библиотеке, являются основной движущей силой и фактором успеха в решении поставленных задач. Любые действия по организации предложенных мероприятий должны быть нужны самому библиотекарю. А его активность, успехи и достижения, в итоге будут замечены и оценены администрацией школы, а главное – детьми, педагогами, родителями школьников.


Поделиться:


Назад в раздел