Поиск по сайту

Использование техники формирующего оценивания на уроке внеклассного чтения

Автор: Тихонова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 555 «Белогорье», Санкт-Петербург


Вовлечение учащихся в рефлексию и обучение самооцениванию не достигаются за 1 занятие. Лишь постоянный тренинг позволит достичь этой цели. Здесь важен не мгновенный результат, а планомерный, непрекращающийся процесс.

Выполненные ранее работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Собрав все замечания, сделанные детьми, на их основе формируются критерии - общие требования к работе, которые все ученики записывают, чтобы использовать при выполнении домашнего задания.

Анализ собственных успехов/неуспехов, участия в работе группы, проводимый в конце занятия, позволяет ученикам еще раз обратиться и к тому, чему они научились, и к тому, чего им не хватает для собственного ощущения успешности. Это важно и с точки зрения обучения, и с точки зрения воспитания самостоятельной, нацеленной на самосовершенствование личности.

                                             Техники формирующего оценивания

Взаимоконтроль. Учитель показывает классу выполненные дома работы, оценивает, но не разбирает их. Ученики должны обсудить, что они могли бы посоветовать автору для улучшения работы, за что похвалить, чем дополнить презентацию. Находятся общие ошибки и показывается, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы. Ученики отмечают в работах удачные места. После этого предлагается внести конкретные предложения по улучшению. Подбирается материал, слова, приемы, источники. При выполнении домашнего задания по уровням сложности (стандартному, повышенному и творческому) или при подготовке новой презентации дома учениками на основе критериев, записанных на уроке, производится самооценивание, ведущее к улучшению результата.

Самооценка. Рефлексия по итогам урока. Направлена на помощь в осмыслении своей работы. Учитель просит прочитать то, что написано в первой графе таблицы, и выбрать свой вариант ответа: «всегда», «иногда» или «никогда».

             Тема урока: Великие сказочники. Урок внеклассного чтения.

                                       Урок-практикум

Цели:

·         - научить выявлять общее и особенное;

·         - сформировать критерии оценки;

·         - научить приемам самоконтроля;

·         - сформировать способность к самооценке;

·         - максимально включить учеников в учебную активность.

   Основные задачи:

·         - проверка выполненных работ;

·         - вовлечение учеников в рефлексию;

·         - развитие способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности;

·         - формирование разнообразных форм рефлексии;

·         - формирование умения работать в группе;

·         - помочь учащимся увидеть и оценить результаты своего труда;

·         - развивать умение высказывать свою точку зрения;

·         - развивать умение делать выводы.

Класс: 5

                                               Основные этапы урока:

Предыдущим домашним заданием (уже проверенным к этому занятию) было выполнение презентации о жизни и творчестве знаменитых сказочников.

    1. Тему урока формулируют сами учащиеся.

На экране даны портреты А.С. Пушкина, Г.-Х. Андерсена братьев Гримм, Шарля Перро, Астрид Линдгрен, Джанни Родари. Кто изображен на портретах? Что их объединяет? Чему, как вы думаете, будет посвящен наш урок?

    2.Планирование ими намеченной цели.

Какую домашнюю работу, связанную с этими людьми, вы выполняли? Кто получил за эту работу пятёрку? Четверку? Вам хочется узнать, почему у вас такие оценки? И что нужно сделать, чтобы ваши презентации стали не просто хорошими, а отличными?

    3.Действия по плану - групповые и индивидуальные с взаимоконтролем.

Первая презентация- обсуждение идет фронтально:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Подсчитываем голоса и те, кто оценил на «отлично», называют сильные стороны работы (запись в 1 колонку на доске).

Далее идут вопросы по слабым местам и по вариантам улучшения (продолжается запись на доске)

+

=

-




Вторая презентация- работа в группах:

Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию.

Отзыв о презентации

Ваше имя, фамилия: ______________________________________

Имя, фамилия рецензируемого:

_________________________________________________________

Название презентации: _______________________________________

Две похвалы работе:

__________________________________________________________ _________________________________________________________

Два предложения по работе:

__________________________________________________________ __________________________________________________________

я не вполне согласен с тем, что ... я хочу знать больше деталей о ...

Каждая группа выступает сначала с похвалой (не повторяя сказанное предыдущей группой), затем указывает варианты улучшения работы (и то, и другое фиксируется в таблице на доске).

Третья презентация анализируется учениками индивидуально и продолжается заполнение таблицы: ученики первой колонки указывают плюсы, второй - минусы, а третей - вносят предложения по улучшению работы. Все не названные до этого дополнения вносятся в таблицу.

   4.Формулируются затруднения.

На основе составленной таблицы формируются критерии для презентации.

А) Соответствие теме.

Б) Достоверность информации.

В) Отсутствие ошибок (речевых, орфографических, пунктуационных).

Г) Количество слайдов (5-8).

Д) Дизайн (выбор картинок, фона, читаемость шрифта).

   5.Самооценка. Рефлексия по итогам урока.

Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.


всегда

иногда

никогда

Работал вместе




Предлагал




Помогал




Выбирал




Поддерживал других




    6. Выбор задания с учетом индивидуальных возможностей:

·  стандартный- исправить свою презентацию, пользуясь критериями;

·  повышенный- выполнить презентацию о другом герое;

·  творческий- предложить ещё 3-4 критерия для оценки презентации.


Литература:

1. Кравцова И.Л.., Пинская М.А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2

2. Пинская М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе// Школьные технологии.2010. № 3
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе:Учебное пособие. М.: Логос, 2010.
4. Тряпицына Н.П., РОдионова Н.Ф. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. СПб.,2002.


Поделиться:


Назад в раздел