Поиск по сайту

«Эффективные формы взаимодействия дома детского творчества «Современник» с коррекционными школами Выборгского района Санкт-Петербурга с целью социализации детей с ОВЗ «Солнце внутри каждого». Проект в действии.

Автор: Павлова Вера Леонидовна, заместитель директора, методист, Белова Наталья Александровна, методист, Широкова Татьяна Сергеевна, методист ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


С точки зрения идеологии сегодняшнего государства, в современном обществе востребованы, в первую очередь, социальные проекты, направленные на разворачивание образования в сторону реальных общественных потребностей. Особую популярность приобретает такая форма сотрудничества, как сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями для достижения общих целей и решения общих задач, что предполагает четкое представление о возможностях

и потребностях каждого участника, реальной ресурсной базе участников образовательной сети, учёт рисков и трудностей при организации совместной деятельности, а зачастую и изменения в механизмах взаимоотношений между различными субъектами сети.

В условиях современного общества важное социально-экономическое значение имеет проблема воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим особый интерес представляет профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ, поскольку именно в этом возрасте закономерно поставлен вопрос выбора своего жизненного пути.

Обоснование необходимости проекта

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах детей и подростков с ОВЗ. Одной из таких проблем является социализация инвалидов в обществе. Поэтому необходимо помочь детям и подросткам с ОВЗ преодолеть неуверенность, почувствовать свои силы и возможности.

Основная задача, стоящая перед педагогами, состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми и подростками подготовить их к обоснованном выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.

Предполагается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья после прохождения курса занятий в рамках нашего проекта сформируются профессиональные ориентиры и социальные навыки, необходимые для жизни в обществе, что улучшит качество их жизни. Будут развиваться способности к самоорганизации и самообслуживанию. В будущем это поможет им создать семью и найти работу. А это даст им возможность вносить свой вклад в экономику страны, осознавать себя полноценными членами общества.

В 2015 г. педагогами культурно-досугового отдела была организована выставка работ ИЗО и ДПИ детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги отдела ИЗО и ДПИ на протяжении нескольких месяцев работали с учащимися коррекционных школ, подготавливая материалы к этой выставке. Её открытие стало большим праздником, на который собрались участники выставки, их родители, а также гости. Праздник состоялся в фойе театра «Плоды просвещения» в Гранд-каньоне. Перед зрителями выступали артисты. Некоторые организации предоставили детям призы и подарки на благотворительной основе.

В 2016 году администрацией учреждения и педагогами ДДТ «Современник» было принято решение связать различные массовые мероприятия, объединенные тематически, в единый проект. Таким образом, появился проект «Солнце внутри каждого», для воплощения которого потребовались дополнительные силы и ресурсы. Поэтому реализация проекта проходила в рамках сетевого взаимодействия как внутри учреждения (между разными отделами ДДТ), так и с привлечением организаций-партнеров.

Паспорт проекта

1.     Название проекта

Эффективные формы взаимодействия ДДТ «Современник» с коррекционными школами Выборгского района Санкт-Петербурга с целью социализации детей с ОВЗ «Солнце внутри каждого» (далее - Проект)

2.     Заказчик проекта

ГБУ ДО Дом детского творчества «Современник» Выборгского района

Санкт-Петербурга

3.     Менеджеры проекта

В.Л. Павлова, заместитель директора, методист

М.О. Шамаева, педагог-организатор

4.     Соисполнители

Сотрудники ГБУ ДО ДДТ «Современник»:

М.Н. Гребенькова, директор,

А.Н. Мельник, заместитель директора

Педагоги-организаторы:

М.О. Климовцов, Т.Л. Смирнова, Т.В. Проворнова

Методисты:

Н.А. Белова, Т.С. Широкова, Л.Н. Шмагина

Концертмейстер: Д.В. Завгороднев

Педагоги дополнительного образования:

М.А. Алексеева, В.В. Леонтьев, Б.А. Артеменко, Т.В. Ананченок, Т.А. Самарцева, Е.В. Летуновская, А.Е. Лагунова, О.Г. Алексеева

Сотрудник ГБУ ИМЦ Выборгского района

Венедиктова Елена Ивановна, методист

Сотрудник Центра духовной культуры и образования Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии

иерей Контантин Морозов, директор

5.     Целевая аудитория

Учащиеся, родители (законные представители) ДДТ «Современник»;

Педагогические работники учреждений образования и культуры Выборгского района и других районов Санкт-Петербурга;

Учащиеся, родители (законные представители), педагоги и руководители коррекционных школ Выборгского района

6.     Тип и сроки реализации Проекта

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый

7.     Идея и ожидаемые результаты проекта

Идея – создать модель внутреннего и внешнего сетевого взаимодействия для социализации детей с ОВЗ посредством совместной деятельности с учащимися ДДТ «Современник», а также через проведение массовых мероприятий для учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации Проекта будет достигнуто:

•        будет разработана модель эффективной комплексной реабилитации, способствующий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через систему дополнительного образования

•        будет разработана модель дополнительного образования одаренных детей из числа детей с ОВЗ, созданы условия для проявления их способностей в конкурсах, турнирах, состязаниях, конференциях, семинарах, форумах всех уровней

•        будет создана система духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ

на традиционных ценностях

•        будет создано социальное партнерство «Вместе мы можем ВСЁ!!!»

8.     Цель Проекта

Разработка и реализация цикла мероприятий для детей, их родителей (законных представителей) и педагогов, объединенных одной идеей, — созданием оптимальных условий для обеспечения неадаптивной социализации детей с ОВЗ, приводящих к индивидуальному максимуму их творческих достижений.

9.     Задачи

·  Организовать единое интегральное образовательное пространство, включающее следующие ОУ:

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

- школа – интернат №1 им. К.К. Грота для незрячих и слабовидящих детей

- школа – интернат (1 вида) № 1 Выборгского района для неслышащих детей,

- общеобразовательная школа № 115

- школа-интернат для слабослышащих детей № 33

- учреждение дополнительного образования ДДТ «Современник»

Данное сетевое взаимодействие обеспечивает готовность школьника с ОВЗ становиться субъектом построения своей образовательной траектории, приводящей его к личностному и профессиональному самоопределению, а также развивает способность к образованию в течение всей жизни.

·  Ориентировать учащихся на создание личностно значимого образовательного продукта

·   Инициировать социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений в окружающем их социуме

·   Способствовать повышению функциональной грамотности воспитанников, обеспечивая более широкий доступ к культурным ценностям и социальным благам

·  Формировать общественную учебно-воспитательную среду школы, учреждения дополнительного образования ДДТ «Современник» и семьи

·  Создать систему оценки качества образования, получаемого ребенком как опыт индивидуального образовательного продвижения

10.  Миссия [социальная значимость проекта – кому еще могут быть полезны результаты Проекта]

Результаты проекта могут быть полезны всем заинтересованным субъектам образовательного процесса, желающим воплотить часть или весь проект полностью. Кроме того, мероприятия Проекта будут способствовать укреплению института семьи, совместному времяпрепровождению детей и родителей, воспитанию социальной ответственности и гражданских чувств за счёт формирования чувства гордости и ответственности за свою собственную жизнь и благополучие, благополучие семьи, города и общества в целом.

11. Видение [что изменится во внешней среде и в работе организации с реализацией Проекта]

Область изменений

·  приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизация, приобретение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности

·  возможность обобщения опыта работы и повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования

·  рост количества желающих участвовать в мероприятиях проекта на следующий год

·  рост количества учащихся в ДДТ «Современник» за счет распространения информации о проводимых мероприятиях в рамках проекта

·  активное вовлечение в процесс познания через сетевое взаимодействие

·  рост личностной активности и самостоятельности, инициативы

и ответственности учащихся и педагогов

·  создание социально-культурного образовательного пространства, в которое на правах равных включены как учащиеся и жители города, так и те, кого, как правило, в образовательной среде воспринимают в качестве социальных клиентов, то есть дети с ОВЗ

Область показателей

·  создание для учащихся благоприятной эмоциональной, предметно-развивающей среды в коллективе и в семье

·  разработка модели эффективной комплексной реабилитации, способствующей успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, через систему дополнительного образования

·  создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ

· на традиционных ценностях

·  создание условий для совместного времяпрепровождения (совместного досуга) за счет участия части или всех членов семьи в мероприятиях проекта

·  создание оптимального сочетания эмоционально-психологической комфортности и учебной деятельности

·   построение эмоционально привлекательной образовательной среды

·   реализация мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения.

12.  Перечень стейкхолдеров [основные категории участников, потребителей или заинтересованных в реализации проекта лиц]

1.JPG


13.   Эффективность Проекта

Социальная эффективность - заинтересованность всех участников проекта (спонсоров, артистов, педагогов) в участии в мероприятиях проекта как в качестве выступающих, так и слушателей; создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, а также условий для социализации детей с ОВЗ.

Целевая эффективность

·   рост числа мероприятий и количества их участников

·  повышение компетентности сотрудников ДДТ в области инклюзивного образования

·   повышение компетентности сотрудников отделов в области организации и проведения мероприятий различного уровня с внутренним сетевым взаимодействием (сотрудников разных отделов внутри одного учреждения) и внешним — с привлечением сотрудников других учреждений Экономическая эффективность

·   оптимизация материально-технических, научных и кадровых ресурсов нескольких организаций

·   эффективное расходование бюджетных средств

·  поиск внебюджетных средств

·  поиск и привлечение спонсоров

14. SWOT-анализ Проекта


Сильные стороны

Слабые стороны

1. Заинтересованность группы педагогов

и администрации ДДТ «Современник» и педагогов коррекционных школ в проведении проекта.

2. Хорошая материально-техническая база

3. Высокий профессиональный уровень педагогов.

4. Социальная значимость проекта.

5. Сочетание в проекте фольклорной и «светской» составляющей.

1. Недостаток квалифицированных кадров, способных быстро и оперативно решать задачи, связанные с реализацией проекта.

2. Нехватка кабинетов для проведения мероприятий в полном объеме.

3. Отсутствие актового зала большой вместимости (100-200 человек).

4. Неготовность всех сотрудников в равной степени оценить важность проекта и «окунуться с головой» в работу.

5. Недостаточность финансирования для осуществления проекта

Возможности

Угрозы

1.              Заключение договоров с социальными партнерами для реализации проекта.

2.              Возможность использования материально-технической базы организаций-партнеров проекта для его реализации.

3.              Использование контактов и связей организаций-партнеров с целью распространения информации

о мероприятиях проекта.

4.              Совместный поиск спонсоров, внебюджетных средств для приобретения подарков участникам.

1.              Недостаточное количество сотрудников, желающих принять участие в организации и проведении мероприятий проекта.

2.              Неготовность родителей к социально-партнёрским отношениям с педагогами.

3.              Срыв сроков мероприятий проекта из-за загруженности организаций-партнёров, а также вынужденного отсутствия детей из коррекционных школ в связи с прохождением реабилитации, лечения, операций.


15. Юридическое обоснование Проекта

Документы международного уровня

·   Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)

·   Декларация о правах умственно отсталых лиц (от 20 декабря 1971 г.)

·   Декларация о правах инвалидов (09 декабря 1975 г.)

·  Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.)

·   Саламанкская декларация «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями»

·   Конвенция о правах инвалидов

Документы федерального уровня

·   Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Федеральный закон от 02.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

·  Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)

·   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)

·  Федеральный закон от 24.11.2013 года № 185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

·  Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»

·  Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

·   Распоряжение Правительства РФ №1044-р от 21 июня 2013 г. «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

·  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

·  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Документы регионального уровня

· Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N453 (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2015 N296)

Документы уровня образовательного учреждения

·  Устав образовательного учреждения

·  Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга

Заключение

Реализация Проекта «Эффективные формы взаимодействия ДДТ «Современник» с коррекционными школами Выборгского района Санкт-Петербурга с целью социализации детей с ОВЗ» в рамках внутрифирменного и внешнего сетевого взаимодействия показала свою эффективность и помогла решать задачи воспитания не только педагогам Дома детского творчества «Современник», но и сотрудникам других учреждений района, а также привлечь внимание к этой проблеме коллег из других районов города.




Литература

1.                Федеральная целевая   программа развития образования   на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. Разработка и поддержка ТС ВПК.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

2.                ФЦП: Государственная программа «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2011/392/

3.                Бармина Ю. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в сетевом воспитательном пространстве, г.Владимир., УДК 376.1г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : work.insto.ru/insto/conf/DocLib/Бармина_Владимир.doc

4.                Панов А.М. Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семей и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.

5.                Саввина М.Н. Проблемы социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: МОУ Верхнепокровская СОШ, 2011г.

6.                Проблемы социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vpokrovka.gvarono.ru/metod/work/savvina/statya.pdf

7.                Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.) http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

8.                Методические рекомендации по внедрению модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ // ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга http://ddut.ru/innovation/

9.                Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ: методические рекомендации / сост. В. А. Рудаков; Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Манс. авт. окр. – Югры «Инт. развития образования». – Ханты-Мансийск: АУ «Ин-т развития образования», 2015. – 40 с.

10.           Романова Т.М. Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования https://infourok.ru/setevoe-vzaimodeystvie-kak-uslovie-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-974806....

11.           Современник-2012: Сборник информационно-методических материалов / ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Современник»: Сост. Т.С. Широкова. - СПб.: ДДТ «Современник», 2012.

12.           Проект «Солнце внутри каждого», ссылка на группу в контакте https://vk.com/solncevnytrykagdogo


Поделиться:


Назад в раздел