Поиск по сайту

Система нестандартного оценивания и мотивации учащихся 8-11 классов как эффективный способ повышения общекультурной компетентности старшеклассников на уроках литературы

Автор: Кочешкова Любовь Евгеньевна, руководитель педагогической лаборатории, методист, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга


В преподавании гуманитарных предметов в школе в последние десятилетия все большую значимость приобретает системно-деятельностный подход и интерактивные методы и приемы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения – эти методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать проблемы, связанные с особенностями сознания и психологии современного школьника. Многие современные исследователи говорят о феномене «клипового сознания»[i] учащихся, о фрагментарном восприятии, о способности к многозадачности, которая оборачивается отсутствием способности к глубокому и длительному восприятию информации, «медленному чтению» текстов культуры.

С учетом особенностей современного ученика должны разрабатываться не только методы и приемы изучения материала, но и методы оценивания результатов обучения, используемые в школьном преподавании гуманитарных предметов, в частности литературы. В современном школьном образовании все больше обнаруживается недостаточность формализованных методик оценивания, в частности традиционной пятибалльной системы. Оценивание не должно быть исключительно фиксацией достижений учащихся, оно является мощным стимулом для дальнейшего самостоятельного образования и развития учащихся и средством мотивации к изучению предмета. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, «система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное)»[ii]. В современных условиях эффективным дополнением к пятибалльной системе являются такие неформализованные методы оценивания результатов обучения, как: кейс-измерители, катанотесты, проекты, портфолио и др. Вместе с тем на сегодняшний день есть необходимость разработки более широкого спектра методов оценивания и мотивации учащихся, обладающих обучающим потенциалом, связанных со спецификой изучаемого предмета и позволяющих учитывать самые разные достижения учащихся.

В 2017-2018 учебном году в гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга была разработана и апробирована авторская инновационная система оценивания и мотивации учащихся старших классов на уроках литературы в 8-11 классах.

Для старших классов были разработаны два комплекта образовательных карточек (см. Приложение). Комплект для 8-9 класса «Литературные общества» содержит информацию о литературных обществах 1810-х годов, находившихся в центре культурной жизни Петербурга того времени и сыгравших важную роль в развитии литературы. Этот комплект включает в себя 22 карточки: 11 карточек с краткой информацией о литературном обществе «Арзамас» и 11 карточек с информацией об обществе «Беседа любителей русского слова». Каждая карточка содержит одно-два небольших предложения – это значимые в историко-литературном отношении факты, которые важны для понимания литературного процесса и так или иначе связаны с материалом государственной итоговой аттестации, ОГЭ и ЕГЭ.

Комплект образовательных карточек для 10-11 классов «Русская журналистика» включает в себя 36 карточек по 3 важнейшим журналам второй половины XIXвека, в которых публиковались все крупнейшие произведения русской литературы, являвшихся своеобразными центрами общественной и культурной жизни: «Современник», «Русский вестник», «Отечественные записки» (12 карточек на каждый журнал). На каждой карточке записано какое-то одно произведение, опубликованное в данном журнале, и какой-то важный в историко-литературном отношении факт, либо какая-то информация, связанная с журналом, которую важно помнить про изучении литературы XIX века и связанная с темами, входящими в кодификатор Единого государственного экзамена по литературе.

На уроках литературы учащиеся получают по одной карточке за какие-либо достижения (ответ на сложный или нестандартный вопрос, выполнение необязательного домашнего задания, участие в школьных конкурсах и др.). С учетом индивидуальных особенностей учащихся «карточка» может выдаваться за самые разные учебные достижения по предмету, в том числе и совсем небольшие, если учащийся выполнил «для себя» сложное задание. Задача учащихся – собрать полный комплект карточек: в 8-9 классах – карточки по одному литературному обществу, в 10-11 классах – карточки по одному журналу. Учитель выдает карточки учащимся в случайном порядке. Если учащийся получает карточку, которая у него уже есть, или которая относится к другому комплекту, он должен поменяться карточками с другими учащимися из любого класса, где внедряется та же система карточек. В крайнем случае карточки может поменять учитель. Следует отметить, что процесс обмена очень полезен, поскольку карточки и материал, на них изложенный, становятся предметом обсуждения учащихся и тем самым учебный материал лучше осваивается и запоминается.

Образовательные карточки учащиеся могут использовать несколькими способами. Две карточки учащийся может «обменять» на исправление оценки (не только «2», но и «3», и «4»). Если учащийся получает, например, оценку «2», то затем, когда он отдает две карточки и пересдает материал, за который получил «2», он получает положительную оценку не «рядом» с двойкой, а «вместо» двойки. Этот способ использования карточек особенно актуален для слабых учеников, а вместе с тем он позволяет сильным ученикам исправить «случайную» «4» или «3».

Пять карточек учащийся может обменять на «5». При этом он должен выполнить важное условие: не только отдать карточки, но и ответить на один вопрос учителя по содержанию карточек. Если ученик не ответил на вопрос, то он может доучить и прийти в другой день.

Итог, к которому стремятся учащиеся, - десять разных карточек из одного комплекта. Их можно «обменять» на две «5» и «Право отмены двойки», - в том случае, если ученик ответил на вопрос учителя по содержанию карточек. «Право отмены двойки» позволяет не получить «двойку» за невыполненное домашнее задание (не включая сочинения и особенно важные задания, о которых учитель сообщает заранее).

Данная система оценивания и мотивации, с одной стороны, позволяет комплексно оценивать различные достижения учащихся, как значимые, так и совсем небольшие. С другой стороны, она обладает обучающим потенциалом и является эффективным способом повышения общекультурной компетентности учащихся. Учащиеся, усваивая механизм системы оценивания, пользуясь этими образовательными карточками, одновременно усваивают и общекультурную информацию и материал по литературе, который заложен в основу этой системы.

Апробация данной инновационной системы оценивания и мотивации, проведенная в гимназии № 85 Санкт-Петербурга показала ее высокую эффективность: выросла познавательная активность учащихся, социальная активность, повысился интерес к предмету.

Описанная в статье система мотивации и оценивания учащихся разработана специально на литературном материале для уроков литературы. Однако алгоритм, по которому она строится, является универсальным: по этому алгоритму могут быть разработаны образовательные карточки по любому учебному предмету. Механизм «работы» системы также может быть скорректирован в зависимости от предмета и класса, педагог может менять количество карточек, за которые учащиеся получают оценки, и вводить новые способы использования карточек.



Приложение 1: система карточек для учащихся 8-9 классов «Литературные общества»



[i] Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 22.09.2010 (http://www.topos.ru/article/7371 Дата обращения: 01.06.2016), Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности // Оптимальные коммуникации (ОК) Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ (http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 01.06.2016)


[ii] ФГОС Основное общее образование (5 — 9 кл.). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897. http://fgos.ru/


Поделиться:


Назад в раздел