Поиск по сайту

Патриотическое воспитание в кадетских классах

Автор: Котова Елена Анатольевна, учитель истории ГБОУ школа № 118 Выборгского района Санкт-Петербурга


Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами перед Родиной,

а его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский



Любой образовательный процесс вообще и школьный в то числе выполняет двойную функцию. Во-первых, это непосредственно обучение, т.е. формирование знаний, умений и навыков, необходимых в качестве начальных для дальнейшей учебы или работы. Вторая часть образовательно процесса – это воспитательная составляющая. Важнейшей составной частью является формирование патриотизма.

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения всегда имела большую значимость. На современном этапе эта значимость приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, в школу пришли дети детей 90-х годов, которые выросли в системе бездуховности, поклонения западным ценностям, жесткой критики отечественной истории и т.п., с другой стороны – подъемом значимости России в мире в политическом, военном, культурном и экономическом аспектах, ростом национального и гражданского самосознания российского народа, переосмыслением патриотических ценностей и возвращением ценного опыта прошлого, активизацией исследований в области патриотического воспитания. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы.

Важность патриотического воспитания школьника еще обусловливается тем, что самым подходящим возрастом для формирования патриотических чувств и качеств является именно школьный возраст [1]. Именно в этот период начинается процесс становления личности. Ребенок в это время воспринимает множество информации. Важно на данном этапе сформировать правильную жизненную позицию школьника, отгородить от негативного влияния со стороны общества, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Учитывая то, что в ФГОС акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», принятой Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493, патриотическое воспитание в ГБОУ школа № 118 вообще и в кадетских классах в частности организовано и осуществляется в рамках указанной программы.

Целями патриотическое воспитания в кадетских классах школы являются воспитание школьников в духе идей национального патриотизма, любви к отечеству, Родине, родному городу, готовности стать ее защитником, помочь каждому ученику-кадету осознавать себя, ощущать себя преемником наследия истории предков, быть достойным гражданином своей страны.

Для достижения указанных целей по патриотическому воспитанию наша школа решает следующие задачи:

воспитание чувства любви и преданности родине, родному городу.

изучение истории своего района, города, края.

развитие уважения и любви к историческим ценностям страны и города.

воспитание уважения к героическому прошлому и настоящему своего народа,

воспитание уважения к ветеранам, блокадникам, участникам современны войн и военных конфликтов.

Любовь к своей стране, городу начинается со знания и уважения их государственных символов. С этой целью в фойе школы вывешены государственный флаг РФ, флаги Санкт-Петербурга и МЧС РФ, имеются тексты государственного Гимна РФ и города. Все официальные школьные мероприятия, линейки, торжественные собрания, начинаются с вноса флага МЧС РФ и исполнения Гимна РФ.

1.jpg

Рисунок 1 – Исполнение Государственного на школьной линейке

Важнейшей формой патриотического воспитания школьников – кадетов 118 школы является обряд посвящения в кадеты. Этот обряд проходят ученики 5-х кадетских классов. До прохождения обряда им не разрешается носить оранжевые береты МЧС. Обряд посвящения проводится в торжественной обстановке. Присутствуют и участвуют в посвящении руководители района, депутаты муниципального Совета, руководители служб МЧС Выборгского района города (Рис. 2).

2.jpg

Рисунок 2 – Посвящение в кадеты

Большое значение на формирование личности школьника оказывает участие в общегородских и районных торжественных мероприятиях, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы России, важнейшим событиям истории и жизни города и района. Участие в митингах, торжественных шествиях, возложениях цветов оказывают большое влияние на формирование патриотических чувств у школьников. Традиционным стало участие учеников кадетских классов в совместных с ветеранами памятных мероприятиях на мемориале «Памятник летчикам, защитникам Ленинграда» в парке Сосновка.

Не меньшее значение имеют и участие в таких мероприятиях, как парад на Дворцовой площади, посвященном годовщине кадетского движения в России (рис. 3), или открытие памятника военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта в парке Сосновка.

3.jpg

Рисунок 3 – Кадеты школы 118 на параде на Дворцовой площади

Другая форма патриотического воспитания – внутришкольная и внутриклассная работа педагогов. В рамках этой работы организуются и проводятся как на общешкольных мероприятиях так на классных часах встречи и беседы с ветеранами Великой отечественной войны, участниками боевых в современных войнах и военных конфликтах, руководством подразделений МЧС выборгского района и рядовыми бойцами, отличившимися в боевой работе.

4.jpg

Рисунок 4 – Встреча с ветеранами

Важную функцию в деле патриотического воспитания не только учеников кадетских классов, но и всех обучающихся в школе детей, выполняет работа школьной комнаты боевой славы (КБС). Создана она была более 30 лет назад усилиями не только педагогического состава, но самих школьников. Экспозиции КБС посвящены воинам 38 батальона аэродромного обслуживания и летчикам 13 авиационного разведывательного полка 13 ВА Ленинградского фронта, которых дислоцировался в годы блокады на аэродроме «Сосновка» на территории современного одноименного парка. Руководит работой комнаты вот уже много лет учитель истории Котова Е.А. Основной формой работы КБС являются экскурсии и уроки мужества, которые проводят старшие кадеты с учащимися младших классов.

5.jpg

Рисунок 5 – Урок мужества в комнате боевой славы

Одной из значимых форм внеклассной работы по патриотическому воспитанию школьников, является их участие в международной научно-практической конференции «Нобелевские чтения». Организатор, идейный вдохновитель и научный руководитель конференции – научный руководитель школы, доктор технических наук, профессор Матвеев В.В. Участие в конференции принимают не только школьники из Санкт-Петербурга и других города РФ, но и из Белоруссии, стран Балтии, других республик СНГ. Значимость конференции определяется тем, что дети готовят выступления, а затем выступают перед своими сверстниками с докладами по истории России и Санкт-Петербурга, достижениям нашей страны в области науки, техники, военном деле. Тем самым они демонстрируют перед сверстниками из других стран свою любовь, уважение к стране и родному городу, свой патриотизм.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие патриотических чувств у человека начинается с ранних лет и продолжается в течение всей его жизни. Поэтому очень важно для человека знать, что такое патриотизм, как необходимо воспитывать патриотические чувства и как их проявлять. Патриотическим воспитанием у детей на начальном этапе занимаются родители, которые прививают любовь к семье, своему дому, малой родине. По мере взросления у детей меняются взгляды на жизнь, приходит ее иное понимание жизни. Поэтому следующим важным этапом становится обучение в школе. Здесь главенствующую роль в патриотическом воспитании играет учителя и, в первую очередь, классный руководитель, которые должны приложить максимальное количество усилий для воспитания достойных граждан, кроме того, добросовестных, ответственных и порядочных людей, любящих свою родину.




Список использованных источников

1. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М.: Азбуковник, 1999. – 277 с.

2. Быков А. К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла /А. К. Быков // Воспитание школьников. - М., 2006. - 185 с.

3. Шилова, Н. Н. Патриотическое воспитание современно молодежи / Н. Н. Шилова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – 2013. – №7. – 153-154 с.

4. Полуднева, В.Г. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Проектная работа / https://nsportal.ru/shkola/ raznoe/ library/ 2017/02/27/ patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov.

5. Засимова, К. Патриотическое воспитание в школе / http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6595-patrioticheskoe-vospitanie-v-shkole.html#patrio....


Поделиться:


Назад в раздел