Поиск по сайту

Общешкольный проект «Культура – память мира и общества»

Автор: Лихачева Татьяна Вячеславовна, старшая вожатая ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга; Магарова Валентина Игоревна, учитель музыки ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга


В апреле 2013 президент РФ В.В.Путин подписал Указ о проведении года Культуры в России  в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Петербург несет миссию культурной столицы нашей страны, поэтому важно с раннего возраста формировать в сознании ребенка понятие культуры. Особенно, если это формирование проходит в непосредственном контакте с музеями, театрами, библиотеками и другими культурными площадками города, которыми так богат Санкт-Петербург. Эта идея стала основой для создания в гимназии проекта «Культура – память мира и общества».

Под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Чаще всего учащиеся отождествляют понятие культуры с понятием искусство. Раскрытие понятия «культура» явилось целью проекта, которая реализовывалась через проведение ряда внеклассных мероприятий.

Проект предполагает использование следующих форм работы: праздник, стендовые доклады, игровые перемены, классные часы, музейный день, творческие проекты учащихся.

Условиями реализации стало наличие в гимназии воспитательного пространства для духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

Обратимся к основным направлениям реализации проекта.

1 этап – Проектирование и прогнозирование результатов. Формулирование проблемы, постановка целей и задач.

Поскольку источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество, то и раскрытие главных понятий должно идти через погружение в эти сферы. Поэтому были определены 3 основных пласта работы:

1. ТВОРЧЕСТВО, как способ самовыражения.

2. ПОЗНАНИЕ, как способ формирование духовно-нравственных принципов человека.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, как способ накопление человеком и социумом навыков и умений.

Предполагается, что данное погружение создаст условия для:

·   воспитания ценностного отношения к прекрасному, восприятию искусства как особой формы познания и преобразования мира.

·  углублению знаний учащихся об историческом и культурном наследии российского народа.

·   творческой самореализации учащихся.

·  развитию способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты.

Рефлексией для учащихся будет служить видение себя в визуальном культурном пространстве проекта (Приложение 1).

2 этап – этап реализации. Проведение внеклассных мероприятий.

Пласт 1. «ТВОРЧЕСТВО».

Цель: раскрытие творческих способностей учащихся через соприкосновение с различными видами искусства.

Задачи: развитие вокальных навыков, формирование единого стиля, развития умения анализировать материал, разработка нестандартных идей.

Форма: творческие номера, творческие проекты.

Период подготовки: весенние каникулы.

Представление опыта: Торжественное открытие НПК с международным участием «Наследники Ломоносова».

Тематика праздника: культурное наследие России. Форма: виртуальное путешествие. Содержание: знакомство с декоративно-прикладными промыслами регионов нашей страны. Иллюстрирование содержания творческими номерами и работами учащихся разных видов искусств.

Вид искусства

Форма представления

Участники

Содержание

кино

Создание мультфильма «Сказ про Урал»

Актив пресс-центра и организаторов досуга (6, 10 класс)

Фильм создан на основе произведения Е.Пермяка «Сказка-присказка про родной Урал»

театр

Миниатюра «Диалог помора и норвежца»

Участники театрального объединения «Творчество»

Интересные факты из жизни поморов. Знакомство со смешанным языком «руссеношк»

музыка

Песня А. Ермолова «Я рисую на окне»

Учащиеся 5-х классов

Мир, доброта, творчество

танец

Танцы «Лейся, песня», «Дымковская игрушка»

Учащиеся студии современной хореографии «Дебют»

Русские лирические и характерные образы в танце

живопись

Оформление сцены иллюстрациями образцов русского декоративно-прикладного творчества

Учащиеся 3, 4 классов

Якутский орнамент, берестяное ремесло, резьба по кости, ковры Дагестана, уральская роспись, пуховые платки, финифть, росписи Центральной России и т.д.

литература

Стих «Якутский орнамент»

Учащиеся 9 класса

Природа – основа орнаментального якутского узора

Пласт 2. «ПОЗНАНИЕ».

Цель: раскрытие нравственных принципов человека.

Форма: классные часы, нравственные беседы.

Период проведения: Неделя Культуры.

Классным руководителям был предоставлен комплект материалов по темам:

1 классы. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 классы. «Что значит быть культурным?»

3 классы. «О культурных ценностях»

4 классы. «Невежество – главный враг человека»

5 классы. «Наполни сердце до краев»

6 классы. «Совершенство – цель земных путей»

7 классы. «Москва – Санкт-Петербург, две столицы, две культуры»

8 классы. «Вирус сквернословия»

9 классы. «Человек будущего – человек нравственный»

10 классы. «Любовь, красота, знание» («Три ключа» Е.И.Рерих)

11 классы. «Человечность»

Поэтапное раскрытие данных тем в каждом классе позволяет говорить о целостности и систематичности формирования духовно-нравственных ценностей.

Пласт 3. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Цель: создание условий для развития лидерских качеств и коммуникативных способностей учащихся.

Задачи: развитие умений учащихся в представлении своих проектов, работы с презентацией, развитие навыков работы с информацией (нахождение, обработка, представление).

Формы: заседание ученического актива, школа актива, презентация творческих проектов, игровые перемены, стендовые доклады.

Данное направление ориентировано на работу с ученическим активом средних и старших классов. Ученическое самоуправление – одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся. Именно оно обеспечивает развитие самостоятельности школьников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Актуальной является проблема формирования лидеров-организаторов. Эта проблема наилучшим образом решается через участие в активе пресс-центра и организаторов досуга.

Реализовать свои лидерские и коммуникативные способности учащимся было предложено через творческие проекты на Неделе Культуры. А для этого предварительно проводился ряд заседаний актива, где решались следующие вопросы:

·  разработка тем творческих проектов, отражающих культурное наследие России, и составление графика их представлений (организаторы досуга);

·  формирование творческих групп по проведению игровых перемен, разработка игр по станциям «Музейный Петербург», «Театральный Петербург», «Скульптурный Петербург» и проведение репетиций (организаторы досуга);

·  разработка и распределение тем стендовых докладов по станциям «Музейный Петербург», «Театральный Петербург», «Скульптурный Петербург» (пресс-центр);

·  определение ответственных за освещение в гимназии мероприятий на Неделе Культуры (пресс-центр);

·  предоставление информации о посещении музея в рамках Музейного дня.

Реализация задач.

Вид деятельности

Организаторы досуга

Пресс-центр

Работа с информацией

1.      Подбор малоподвижных игр для детей. Обработка информации (адаптация игр к разному возрасту, разработка тематических игровых ситуаций)

2.      Поиск информации для творческого проекта, подбор выразительных средств. Обработка информации, создание электронной презентации.

1.      Подбор информации по тематикам «Театральный Петербург», «Музейный Петербург», «Скульптурный Петербург».

2.      Подбор выразительных средств для привлечения внимания к мероприятиям Недели Культуры.

Коммуникативная сторона

1.      Презентация творческих проектов в формах устного журнала, интерактивных бесед, виртуальных путешествий.

1.      Создание стендовых докладов.

2.      Оформление информационного стенда с указанием программы проведения Недели Культуры.

3.      Ежедневное транслирование тематической заставки в холле гимназии, отражающей мероприятие дня.

Организаторские навыки

1.      Проведение игровых перемен с использованием игр «Факс», «Скульптура», «Крокодил», «Музейный каталог», «Варим суп», «Веселый скульптор».

1.      Проведение фотосьемки мероприятий.

3 этап – Подведение итогов и рефлексия.

1. Определение лучших творческих проектов и предоставление авторам права выступления на пленарном заседании апрельской общегимназической конференции «Наследники Ломоносова.

2. Поощрение активных участников проекта экскурсией в музей «Пенаты И.Репина».

3. Освещение пресс-центром мероприятия на сайте гимназии

4. Создание визуального культурного пространства проекта.

Экран вовлеченности учащихся в проект. Информацию предоставляет ученический актив, кураторы вписывают классы.


Приложение

Приложение 2: планирование проекта

Приложение 3: критерии оценки реализации проекта

Приложение 3: Сценарий торжественного открытия НПК "Наследники Ломоносова"



Поделиться:


Назад в раздел