Поиск по сайту

Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении

Автор: Аксенова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, председатель МО учителей гуманитарного цикла; Бородина Лариса Борисовна, учитель начальных классов, председатель МО учителей начальных классов ГБОУ школа "Тутти" Центрального района Санкт - Петербурга


Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого -
– с любви к своей семье, к своему жилищу, своей щколе.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству

                                                                Д.С.Лихачев


           

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Цель патриотического воспитания в школе - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, воспитание достойных граждан России, патриотов своей Родины. Школа призвана формировать у подрастающего поколения представления о великом прошлом и настоящем своей Родины на основе сохранения преемственности поколений, уважения к военной истории России, чувства гордости за свое Отечество.
            Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в современной школе является участие в проектной деятельности. Задачи проектно - исследовательской работы, организованной в современном образовательном учреждении в области гражданского и патриотического воспитания:

  • формировать представление об истории России, используя различные виды деятельности (художественный труд, музыкальное и литературное творчество, исследовательскую работу);
        • пробуждать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города и страны;
        • знакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями, участниками войны, ветеранами;
        • показывать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны, их самоотверженный труд и выдающиеся человеческие качества в мирное время;
        • развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки, посвященных истории своего Отечества;
        • привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала;
        • повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.

 Метод проектов актуален и эффективен в современной образовательной системе. Во-первых, проект не привязан к школьной программе и не имеет четких границ, он позволяет каждому почувствовать себя исследователем, помогает не только максимально раскрыть возможности школьников, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, школы и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство.
В настоящее время именно на современную школу возлагается ответственность воспитания у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, воспитание любви к родному городу, к своей семье, к своей школе. Поэтому начиная с раннего возраста дети знакомятся с гимном, флагом и гербом России. По карте ребята узнают, как огромна территория России, сколько народов и национальностей населяют нашу страну, и что каждый народ имеет свои обычаи и традиции, свою культуру. Мы гордимся, что живём в России, что мы – россияне. Россия – родина – мать. Все чаще произносятся в современной школе эти священные для каждого россиянина слова. Но каждый, живущий в нашей стране, имеет свою малую родину, город, в котором он родился и живёт.
Одним из способов организации работы по патриотическому воспитание в школе по ФГОС осуществляется через проектную деятельность учащихся, которая носит исследовательский характер. Этому посвящён проект учащихся начальных классов «Моя малая родина» по окружающему миру. Девиз проекта: «Чтобы любить свой родной город Санкт-Петербург и гордиться им, его надо хорошо знать!» Детям младшего школьного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того места, где находится школа, с Литейного проспекта. Ребята во время экскурсий познакомились с достопримечательностями, расположенными около школы. Затем выполняют задание: подготовить фоторассказ о любимых местах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, о достопримечательностях, которые ребята часто посещают вместе с родителями, гуляя по городу и его пригородам. Совместно в классе был разработан план проекта, определены сроки его выполнения, а также, как будет выполняться работа: индивидуально, в паре или в группе друзей. Работая над проектом, ребята вместе с родителями занимались исследовательской деятельностью, которая была направлена на самостоятельное добывание знаний по истории города и его пригородов. Результатом работы явились презентации, которые также помогли ребятам подготовить родители. Цели проекта были достигнуты. Каждый участник проекта мог твёрдо сказать: Я люблю свою Родину - Россию! Я люблю свой город – Санкт-Петербург!
***
           Патриотизм – одна из важнейших черт воспитания всесторонне развитой личности. Школьные годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности. Поэтому важно правильно организовать процесс воспитания и усвоения детьми опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания окружающей их социальной действительности.
Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Этому посвящён проект «Моя семья».
Проект решает следующие задачи:
1) воспитывать чувство самоуважения через добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям;
2) воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям;
3) формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Работая над проектом, ребята собрали фотографии всех членов семьи, совместные дела и праздники, проводимые в семье. На презентации проекта дети представили газеты, фоторассказы, альбомы о своих семьях.

***
          В 2015 году вся мировая общественность отметила знаменательную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждая годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - это отличная возможность ещё раз вспомнить и почтить памятью и вниманием всех тех, кто причастен к этой знаменательной дате, тех, кто дал нам возможность жить в мире и согласии, чувствовать себя свободными и счастливыми людьми, гражданами нашей необъятной Родины. Создание проекта «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны» направлено на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории и предполагает широкое привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы. Проект организуется и проводится инициативной группой учителей и учащихся в рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
          Задачи проекта:
   • знакомство учащихся с историей своей семьи в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, сбор информации о ближайших родственниках – участниках войны и тружениках тыла;
   • представление результатов исследований участников проекта на школьной конференции;
   • оформление выставки работ участников проекта, приуроченной к празднованию 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне;
   • создание альбомов «Бессмертный полк «Тутти» и «Книга памяти «Тутти».
Участниками проекта являются учащиеся 1-11-х классов. Проект реализуется в два этапа: I этап включает в сбор информации о родственнике (родственниках), биография которого (которых) связана с героическим прошлым Великой Отечественной войны и представление результатов своих исследовательских работ на рассмотрение жюри; II этап - представление лучших работ на школьных конференциях, оформление альбомов и стенда, награждение участников проекта. Работы были представлены в форме слайдов, содержащих сведения о родственнике - участнике Великой Отечественной войны (фото, краткие биографические сведения, краткий рассказ о военных события), презентаций, сочинений, эссе, интервью по теме проекта, стихотворений, которые были представлены в программе мероприятий школы, посвященной празднованию 70 - летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне (Уроки Мужества, литературно - музыкальная композиция "Нам дороги эти позабыть нельзя!", встречи с ветеранами ВОВ, жителями блокадного Ленинграда, бывшими узниками нацистских концлагерей).
Участники были награждены грамотами, дипломами и памятными призами на заключительной ученической конференции. Особая награда учреждается для класса – самого активного участника проекта, а также для самого активного классного руководителя.


***
         Воспитание чувства любви к Родине через проектную деятельность – это воспитание любви к своей школе, к своему классу. В начале сентября традиционно проводятся беседы о школе, дети знакомятся с историей здания, в котором расположена школа, с ее традициями. Затем организовывается обзорная экскурсия по школе: знакомство детей с теми помещениями, которые имеются в школе, с людьми, работающими в нашей школе. После экскурсии даётся задание: работаем над проектом «Мой класс и моя школа». Цель проекта:
    1) воспитывать чувства любви и гордости за свою школу, за её культурные традиции, чувства уважения к старшим, любви к своей школе и друзьям;
    2) воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории школы и ее традициям;
    3) формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Презентации, представленные детьми по проектам «Моя семья», «Мой класс и моя школа» показали в каких семьях растут дети, какие общие интересы, дела и традиции есть у каждой семьи, как ребята любят свою семью, своих родителей. А также какие традиции есть в школе «Тутти», как проходят праздники в начальной школе, и как ребята любят свою школу и своих учителей.
Обобщению исследовательской деятельности учащихся служил Конкурс проектов «Я и мой мир». Ребята были награждены дипломами победителей в Конкурсе проектов.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у подрастающего поколения должны быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
       В последние годы проектная деятельность занимает особое место в жизни школьников. Она способствует воспитанию у ребят чувства любви к Родине, к своей семье, родной школе. И эта работа продолжается.


Приложение: методическая разработка фольклорного праздника в школе «Гуляй, Масленица!»


Литература:

1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6.
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Соболева Г. Священная война. – В кн. О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М. 1985.
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005.
6. Устякин В.Е. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: М., 2009.


Поделиться:


Назад в раздел