Поиск по сайту

Интеграция общего и дополнительного образования «Обеспечение самоопределения личности»

Автор: Ризванова Юлия Альфировна, педагог дополнительного образования, Казань


                              Основные приоритеты развития российского образования

             Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества. В связи с этим современная система образования ориентирована на:
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
• понимание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
• развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; академическую мобильность обучающихся;
• развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
• подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе.
            В нормативных документах последних лет определена стратегия развития общего образования на новом этапе модернизации образования, включающая:
-переход на новые образовательные стандарты;
-развитие системы поддержки талантливых детей;
-совершенствование и укрепление учительского корпуса;
-изменение школьной инфраструктуры;
-сохранение и укрепление здоровья школьников;
-расширение самостоятельности школьников.
           Основным стержнем содержания этих документов является ориентация образовательного учреждения на создание условий для развития творческой индивидуальности каждого школьника.
Для организации качественного обучения по новым стандартам «становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования детей, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования, что особенно актуально в условиях однокомплектных и малокомплектных школ в сельской местности и малых городах» (Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки от 04.03.2010 № 03-412). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Таким образом, на государственном уровне предлагается использование инновационного потенциала дополнительного образования.

                                   Инновационный потенциал дополнительного образования

          На сегодняшний день всеми видами дополнительного образования в крае охвачено около 64 % школьников края, совместно с учреждениями культуры более 76%.
По терминологии ЮНЕСКО термин "дополнительное образование детей" характеризуется как сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему "местоположению" в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах.
Дополнительное образование детей – целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на всестороннее развитие детей с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа. Сущность и предназначение дополнительного образования состоит в том, что оно, являясь главным социальным институтом сферы свободного времени детей, участвуют в воспроизводстве рабочей силы на основе мотивированного обучения детей, обеспечивает допрофессиональную подготовку.
         Дополнительное образование в школе также имеет свою специфику. Как отмечает Е.Б.Евладова, в школьном образовании оно выполняет две социально-педагогические функции: школьное дополнительное образование способствует созданию широкого общекультурного и эмоционального фона освоения содержания базового образования и обеспечивает ориентацию в основных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, здоровьесберегающей).
         Как представляется, большим завоеванием гуманистической педагогики являются ценности дополнительного образования:
• свобода выбора педагога, профиля, программы, сроков обучения;
• многообразие видов деятельности;
• личностно- деятельностный и практико – ориентированный подходы;
• педагогика сотрудничеств, создание ситуации успеха;
• признание права ребёнка на ошибку, его защита;
• возможности личностного роста.
Основной смысл идеи использования общим образованием инновационного потенциала дополнительного образования - изменение отношения профессионального педагогического и родительского сообществ к креативным возможностям детей, признание их права на проявление инициативы и самостоятельности в выборе формы получения образования (Буданова Г.П).

                              Модели организации дополнительного образования

           Как свидетельствует анализ существующей практики, сегодня в общеобразовательных учреждениях страны и края, в основном, функционирует четыре основных модели организации дополнительного образования детей.
Первая модель: исходит из возможностей общеобразовательного учреждения, набор детских творческих объединений по интересам (кружков, студий, секций, лабораторий) случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе кадровыми и материальными ресурсами. Стратегия развития доступного дополнительного образования в школе в этом случае не прорабатываются.
Вторая модель является моделью более высокого порядка, отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя, как единая управляемая система она еще не функционирует. В данной модели функционируют формы работы, объединяющие детей, педагогов и даже родителей (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры, театры, ансамбли и т. п.). В этом случае дополнительное образование становится своеобразным резервом и опытной лабораторией базового образования, способствует его обновлению. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Третья модель строится и функционирует на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями, национальными диаспорами на регулярной основе. Системообразующими факторами является разработка совместной деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом возрастает роль специалистов этих учреждений, которые не только организовывают практическую реализацию дополнительных образовательных программ, но и оказывают консультативную помощь другим педагогам школы в области дополнительного образования детей.
Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах (далее – УВК), которые появились в стране в конце 80-х годов прошлого столетия. Основной идеей комплексов является интеграция, т.к. в данной модели присутствует возможность получения как основного, так и полноценного дополнительного образования.
Основным условие УВК является наличие полноценных ресурсов (кадровых, материально – технических, финансово – экономических и др.). Как правило, УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. К примеру, в общеобразовательном учреждении может функционировать любое профильное учреждение дополнительного образования детей (музыкальная, художественная, спортивная школа, музей, центр детского творчества и т.д.).
УВК, как правило, являются школами (гимназиями, лицеями) полного дня. В педагогический коллектив, кроме учителей, обязательно входят педагоги дополнительного образования, иногда и освобождённые классные руководители.

                             Этапы организации доступного дополнительного образования в школе

          В науке и практике сложился примерный алгоритм организации доступного дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, состоящий из нескольких этапов.
1 этап – организационный, предполагающий:
• анализ целей и задач школы, выбор приоритетных направлений дополнительного образования из характера имеющихся или планируемых профилей в старших классах;
• определение запросов детей и родителей на дополнительные образовательные услуги; анализ уже имеющихся в школе клубов, факультативов, творческих объединений;
• изучение спектра дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей;
• оценка ресурсов школы (кадровых, методических, материально –технических, финансово – экономических, информационных).
2 этап – проектировочный.
Центральная задача этого этапа – разработка общей схемы дополнительного образования в школе, включающей.
• направления (направленности программ) дополнительного образования детей;
• место базирования (в школе, за пределами школы);
• кадры (педагоги школы, приглашённые специалисты, родители и др.);
• использование материально – технической базы;
• допрофессиональная подготовка (с учётом мнения детей и родителей);
• составление примерного расписания, согласованного с расписанием школы, планом воспитательной деятельности.
3 этап – организационное и программно – методическое обеспечение доступного дополнительного образования в школе. Данный этап является заключительным, его результатом должно стать создание стройной системы доступного дополнительного образования:
• создание пакета нормативно – правовой базы (статья в Уставе школы о дополнительном образовании, Положение о блоке дополнительного образования школы договор о сотрудничестве школы с другими учреждениями, должностные инструкции для работников в сфере дополнительного образования);
• разработка и утверждение на методическом (педагогическом) совете программ дополнительного образования детей.

                                       Интеграция общего и дополнительного образования как условие самоопределения личности школьников

        В связи с вышесказанным особый смысл получает идея интеграции общего и дополнительного образования. Интеграция в качестве полноправного научного понятия стала рассматриваться в науке в первой половине 80-х годов прошлого столетия. Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ (далее - ОУ) и учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Интеграция понимается наукой как взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение двух или нескольких идей или объектов, которые предполагают количественные или качественные изменения в параметрах новой идеи или объекта.
        Условия, необходимые для интеграции общего и дополнительного образования:
• анализ потенциала УДОД в предоставлении дополнительных образовательных услуг (кадровый, содержательный, материально-технический, финансово-экономический, методический, учёт контингента детей и их родителей);
• анализ социокультурных возможностей создаваемого интегративного пространства (учёт среды, учреждений культуры и спорта, церкви, взрослых фондов, ассоциаций, организаций, обществ и т.д.);
• анализ возможностей ОУ в реализации внеурочной деятельности (кадровый и материально-технические ресурсы);
• построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.
Интеграция общего и дополнительного образования детей - процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках которого расширяется потенциал общего (школьного) образования за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых и факультативных форм освоения детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности, что позволяет более полно использовать личностные ресурсы детей, обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В практике деятельности образовательных учреждений страны и региона начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых, методических и иных ресурсов в вопросах интеграции общего и дополнительного образования.
      Так, многие дополнительные образовательные программы УДОД могут стать прямым продолжением базовых программ, существенно углубив их, наполнив лично ориентированным содержанием. К примеру, программы ряда УДОД: биология - «Наши питомцы», «Человек и растения» «Увлекательная энтомология»; география- «Ландшафтоведение», «Гидропоника»; история- «Историческое родословие», «Историческое краеведение»; физика- «Мы и Вселенная», «Планетология».
      Разнообразие программ, реализующихся в учреждениях дополнительного образования детей, может составить основу элективных курсов практически любого профиля от естественно-математического до гуманитарного. Примеры: «Основы подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности», «Современный этикет», «Компьютерная графика: WEB – дизайн», «Основы потребительской культуры», «Точность и правильность родной речи», «Организация деятельности в виртуальной среде», «Психология делового общения». Пишутся вышеназванные программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования детей. Для внедрения данные программы в образовательный процесс необходима внутренняя экспертиза, т.е. утверждение на методическом или педагогическом совете образовательного учреждения.

                                          Сетевое взаимодействие

      Интересы детей, как правило, достаточно разнообразны, а возможности ОУ в удовлетворении запросов и пожеланий подростков и старших школьников, а также их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить сетевая модель организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, понимаемая как совместная деятельность, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения программ определённого уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Выбор конкретной модели сетевого взаимодействия на уровне отдельного района определяется исходя из ресурсов, которыми располагает муниципальная система в целом, образовательные учреждения и организации, социальные партнеры. Развитие этого процесса может идти как со стороны школы, так и со стороны учреждения дополнительного образования.
      Для реального осуществления интеграции образовательных учреждений на уровне территориального образования необходимо принять во внимание ряд принципов: согласованности, комплексности, долгосрочности, разноуровневости, добровольности и преемственности.

                                        Роль дополнительного образования в работе с детьми «из группы риска»

      Как отмечает И.Д. Демакова, сегодня перед педагогами стоит задача интеграция детей из разных социальных групп в единое сообщество, создание условий для реализации права каждого «ребёнка с проблемами» на получение равноправного со всеми остальными детьми образования. Каковы же пути интеграции? Как отмечается учёными и практиками, это, в первую очередь, создание единого информационного пространства, инициация и поддержка различных центров по проблемам реабилитации детей из группы риска, разработка и поддержка авторских проектов, системная работа с семьёй, организация консультативной помощи различными специалистами.
Определяющим в этой деятельности является изменение отношения педагогов к детям «из группы риска». Называя ребёнка главной ценностью, современный педагог и образовательное учреждение принимают на себя ответственность за то, чтобы в школьные годы каждый ученик состоялся, не был унижен, чтобы он понял, каков его потенциал, чего он хочет и что умеет.
      Дополнительное образование как образование по выбору, является «зоной ближайшего развития ребёнка, пространством детского благополучия. Особенно это важно для детей «из группы риска». Как свидетельствует анализ занятости обучающихся в дополнительном образовании Республики Татарстан, наиболее востребованы у детей из данной группы творческие объединения спортивно–оздоровительного и туристско – краеведческого направлений. Именно занятия спортом, туризмом, командный дух, проживание в коллективе на природе формируют социальные, этические, ценностные компетенции обучающихся, способствуют духовному и психическому здоровью. Важна также системная деятельность с семьями, как на уровне консультативных встреч, так и активное участие родителей в организации и проведении воспитательных мероприятий, лагерных смен, сборов и др.

                                     Индивидуальный образовательный маршрут (траектория)

        Интеграция, являясь одним из эффективных средств доступности дополнительного образования, призвана обеспечить возможность прохождения детьми индивидуальных образовательных маршрутов, построения ими совместно с педагогами и родителями индивидуальных образовательных программ. Как свидетельствует анализ разрабатываемых индивидуальных маршрутов педагогами дополнительного образования, слушателями курсов повышения квалификации, данные маршруты исходят из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его физического и эмоционального состояния, пожеланий его самого и родителей. Как правило, составляется «портрет» обучающегося, включающий социальные, профессиональные и личностные характеристики с целью конкретных изменений или корректировки; продумываются предполагаемые результаты в конце прохождения маршрута. При отслеживании результативности и достижений обучающиеся могут вести творческую тетрадь ученика «Мои достижения», портфолио, карту интересов.

                                     Предполагаемые результаты

        На основе анализа педагогической литературы по внедрению интегративных процессов мы можем сделать вывод, что предполагаемыми и желаемыми результатами для обучающихся являются:
• расширение тематики изучаемого материала;
• увеличение спектра учебных предметов;
• повышение роли самостоятельной работы;
• освоение с помощью учителя новых образовательных технологий: дистанционное обучение, проектный метод, кейс – технологий, коучер – технологий и др.;
• появление возможности реализовать индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальную образовательную траекторию);
• демонстрация способностей, невостребованных основным образованием;
• возможность реализации лучших личностных качеств, самоопределению, самопознанию, самореализации;
         Предполагаемые результаты интеграции для образовательного учреждения:
• освоение педагогами новых образовательных технологий;
• возможности расширения выбора деятельности;
• создание педагогами индивидуальных образовательных программ или индивидуальных образовательных траекторий;
• объединение усилий специалистов из разных областей в решении общих проблем, обучения, воспитания и развития;
• соответствие ОУ современным требованиям (Концепция модернизации российского образования до 2020 года, Национальная образовательная инициативе «Наша новая школа», ФГОС начального и среднего образования);
• возможность деятельности общеобразовательного учреждения в режиме развития;
• появление новых образовательных учреждений;
• формирование педагогического корпуса нового поколения;
• получение качественного педагогического результата.
Таким образом, процессы интеграции нацеливают общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования на создание целостной, разноуровневой системы, индивидуализирующей образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства района, города, региона в целом. Однако нужно сказать, что в решении данных вопросов существуют проблемы, требующие своего решения. Назовём некоторые из них:
• не получило должного развития данное направление в работе методических служб муниципальных образований, УДОД и ОУ;
• сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса;
• в ряде территорий отсутствует крепкая взаимосвязь и координация деятельности учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы;
• общеобразовательными учреждениями, имеющими блоки дополнительного образования, недостаточно используются лучшие традиции внешкольного образования, программно-методического потенциала, формы и методы работы, что влечет к неопределенности статуса дополнительного образования в школе.

       Как отмечают специалисты в области дополнительного образования, «перспективы развития современной школы – на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия».


Поделиться:


Назад в раздел