Поиск по сайту

Организация и оценивание проектно-исследовательской деятельности в курсе ОБЖ лицея на примере военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки

Автор: Летов Сергей Петрович, преподаватель-организатор, учитель ОБЖ ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


       В нашей педагогической практике уделяется большое внимание организации проектной деятельности учащихся на военно-историческом материале. При этом педагогом ставится цель - военно-патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательские работы по изучению истории страны и Вооруженных сил и подготовке их к успешным действиям в деле защиты Отечества. Поставленная цель осуществляется нами через реализацию следующих задач:

- воспитание будущих защитников Отечества на боевых традициях Вооруженных Сил;

-  подготовка молодежи к исполнению воинского долга в Вооруженных Силах России;

- поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий;

-  пропаганда и популяризация среди молодежи здорового образа жизни. (Слайд 2)

  Чем определяется обращение к данной проблеме? Согласно ФГОС составляющими патриотизма являются три взаимосвязанных компонента:

когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, знания о военном героизме),

эмоциональный (наличие чувства гордости и уважения к подвигам героев, любовь к своему родному краю),

деятельностный (способность проявлять себя в поступках, проявлять готовность к защите всего, что связано с Родиной).

         В соответствии с ФГОС патриотическое воспитание на предметных уроках следует вести на основе системно-деятельностного подхода. В рамках названного подхода военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения ОБЖ через проектно-исследовательской деятельности.

          Проект является составляющим процесса обучения при изучении разделов «Основы военных знаний», «Здоровый образ жизни», «Первая помощь», «Действия в чрезвычайных ситуациях», тем «История ВС РФ», «Организационная структура и ее задачи», «Физическая культура и закаливание», «Первая помощь при ранениях».       При изучении названных разделов и тем учащиеся знакомятся с государственными символами, историей создания Вооруженных Сил РФ, военным героизмом; узнают, что такое воинская обязанность, военная служба, задачи армии в обороне страны.   Мы практикуем индивидуальные и групповые творческие, исследовательские проекты, кратковременные и долговременные проекты.

В соответствии с перечисленными разделами и темами проектная работа реализуется по следующим направлениям: культурно-историческое, военно-историческое, допризывная подготовка.

Виды проектов:

Информационный проект – доминирующая сторона деятельности обучающегося — работа с информацией, способствующая развитию и совершенствованию информационной компетентности.

Исследовательский проект — доказательство или опровержение гипотезы проекта — основной упор сделан на мыслительную компетентность обучающегося.

Практико-ориентированный проект – оценивается созданный продукт, в ходе создания которого обучающиеся развивали у себя деятельностную компетентность.

Творческий проект – оценивается творческое произведение любого жанра, в ходе создания которого основное развивающее воздействие оказано на коммуникативную компетентность обучающихся.

Игровой или ролевой проект – оценивается способ вовлечения одноклассников в решение проблемы проекта при помощи или усовершенствовании коммуникативной компетентности участников.

Представляю проекты своих учеников:

1) Культурно-историческое направление:

Исследовательский проект: (Наш край под защитой Святого Благоверного князя Александра Невского). Победитель конкурса в лицее, районном конкурсе проектов «На страже Отечества» и городского конкурса проектов «История родного края».

Информационный проект: (300 лет Свято-Троицкой Александро - Невской лавре, История защиты Отечества в днях воинской славы!). Победители конкурса в лицее, районном конкурсе проектов «Патриотизм на службе Отечеству» и городского конкурса проектов «Историческое краеведение»

Информационно-исследовательский проект: (Города воинской славы России в героической обороне города-героя Ленинграда). Победитель конкурса в лицее, районном конкурсе проектов «Ленинградская Победа» и городского конкурса проектов «Военная слава России»

2)  Военно-историческое направление:

Исследовательский проект: (Полные Георгиевские кавалеры - верные сыны Отечества, Кадетский Петербург, Становление русской армии 12-17 в.в. Георгиевские награды России - история).

Информационный проект: (Военно-историческая викторина «Курская битва»).

Творческий проект: (Героической обороне Ленинграда70 лет, Маршалы Победы).

3) Допризывная подготовка:

Практико-ориентированный проект: (Уроки Мужества-Защитников России, История кадетского Петербурга).

Игровой или ролевой проект: (Подготовка команд лицея на Спартакиаду допризывной подготовки Выборгского района, игру «Зарница», Военно- спортивное ориентирование, Стрелковое многоборье, День Призывника).

         Организации, с которыми было установлено сотрудничество при выполнении проектов: Военный комиссариат Выборгского района, ДОСААФ, Юнармия, Центр Спорта, Военно-историческое и Русское географическое общества, РДШ, РО «Петербургские кадеты».

         Педагог, организующий проектную деятельность учащихся, должен обладать определенными компетентностями и должен:

1. Сам быть творческой личностью.

2.Постоянно заниматься самообразованием.

3.Занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.

4.Уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, и деятельности учащегося.

5. Уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

        Система оценивания проектно-исследовательской деятельности обучающихся – это мониторинг исследовательского поведения учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности; оценка проекта и исследования обучающихся осуществляется по критериям, отражающим достижения обучающихся по разным направлениям.



Список литературы

1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2009.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.


Поделиться:


Назад в раздел