Поиск по сайту

Трудности в организации исследовательской работы учащихся 9 классов в процессе создания индивидуальных итоговых проектов

Автор: Антипова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


         Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.

Г.Э. Лессинг


       

  Современная школа должна не только передавать ученикам знания, но и научить пользоваться ими для решения разных жизненных задач. Актуальный лозунг на сегодняшний день: «Образование через всю жизнь». Выпускник школы должен быть готов учиться всю жизнь: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Одно из направлений формирования этой готовности – организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.    

  Согласно ФГОС ООО проектно – исследовательская деятельность является составной час­тью образовательного процесса. Участие в проектно-исследовательской деятельности и выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС, поэтому прямая обязанность учителя (руководителя проекта) обучить методологии исследования, подготовить учащихся к данной работе.

  Итоговый индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Целью педагога – руководителя является создание условий для формирования УУД, развития творческих способностей и логического мышления обучающихся.

          В процессе организации исследовательской работы девятиклассников в рамках индивидуального проекта у педагогов возникают следующие трудности:

- низкая мотивация педагога к проектной деятельности (организация работы в условиях большой учебной нагрузки, без учета времени педагога – руководителя проекта);

- незаинтересованность родителей, законных представителей (доля участия очень мала);

- низкая активность и заинтересованность обучающихся (очень сложно шла работа по выбору темы, выдвижению идей);

- недостаточный уровень информационных умений обучающихся;

- проблемы с организацией групповых и индивидуальных консультаций (учащиеся 9-х классов занимаются подготовкой к сдаче ГИА);

          неравномерное распределение нагрузки по руководству проектами между учителями-предметниками.

Выбор предмета и руководителя

- ОБЖ – 10 (22%)                                           - физкультура – 8 (18 %)

- технология – 6 (13 %)                                  - литература – 4 (9 %)

- информатика – 3 (6 %)                                 - биология – 2 (4 %)                                     

- русский язык – 2 (4 %)                                - физика – 2 (4 %)                                       

- химия – 2    (4 %)                                         - география – 2 (4 %)

- история – 2 (4 %)                                        - иностранный язык – 2 (4 %)


1А.JPG

Вывод: Решение данных проблем возможно только при систематической работе по совершенствованию организации проектно-исследовательской деятельности. Педагогу необходимо постоянно повышать уровень своего образования, стремиться к реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, способствовать активности родителей при подготовке к защите проектно-исследовательской работы через родительские собрания и индивидуальные беседы.

  В процессе выполнения исследовательской работы в рамках проекта с трудностями, проблемами сталкиваются и учащиеся. Диагностика проведена с помощью анкетирования, в которой участвовали 40 человек.

       1. Практический результат проекта (продукт) из 40:

- исследовательская работа (анкетирование, наблюдение, интервьюирование) – 22 (55 %)

- наличие эксперимента – 8 (20 %)

- реферат и доклад – все

- презентация, сопровождающая доклад – 39 (95 %)

- учебное пособие (методические рекомендации по теме) – 19 (47 %)

- другое - сумка, комплект подушек «Кошки», светильник «Солнце» (8 %)

2А.JPG

Вывод: очевидно недостаточное владение учащимися навыками исследовательской деятельности.

         2. Определение степени самостоятельности и активности в процессе выполнения проектно-исследовательской работы.

3А.JPG

Вывод: В ходе реализации ПИР на каждом этапе дети отметили, что, в основном, работали в тесном контакте с руководителем проекта, более самостоятельно был выполнен поиск информации, подготовка презентации, сопровождающая доклад, и сама защита проекта. Очень низкий показатель самостоятельности в целом. Огорчает малая доля участия родителей.

3. Характеристика этапов работы

4А.JPG

Вывод: Самым интересным для обучающихся в ходе работы назван этап поиска информации, среди неинтересных этапов отмечены – исследование и эксперимент. Возможно, это связано с выбором темы, которая была недостаточно привлекательна. Защита проекта, действительно, представляла для учащихся сложность, дети очень волновались. Видна проблема в выборе самого главного - умении коротко и ясно излагать свои мысли. Были очень хорошие исследовательские проекты, но публичное представление итогов работы было далеко «не блестящим».

4. Психологическое состояние во время работы:

·         перегрузки, напряжение -7    - 18 %                    

·         тревожность – 20 – 50 %

·         дефицит времени - 13     - 33%                                 

·         интерес от открытия новых знаний – 16 – 40 %

5А.JPG

Вывод: Уровень тревожности у детей был высоким, но радует, что большая часть опрошенных отметила интерес от открытия новых знаний, то есть были посеяны семена любознательности.

5. Учащиеся о значении проектно-исследовательской работы:

- возможность творческого самовыражения – 15 – 38%

- эмоциональная удовлетворенность – 5 – 13 %

- получение дополнительной оценки по предмету – 12 – 30 %

- подготовка к будущей профессии - 5– 13 %

- возможность расширить круг общения – 1 - 3 %

- желание стать более активным, успешным – 8 - 20 %

6а.JPG

Проектно-исследовательская работа, действительно, дает возможность творческого самовыражения, способствует активности и успешности учащихся, поэтому важно, что многие дети это понимают.

6. В какой из областей профессиональной деятельности необходимы навыки исследовательской и проектной деятельности?

а) юридическая - 14 – 35%                                 б) экономическая – 10 - 25 %

в) медицинская - 10 - 25 %                                 г) искусство – 11 – 28%

д) наука - 15 – 38%                                              е) инженерно – техническая – 17 – 43%

ж)другое : во всех областях, для хобби,              з) ни в какой - 1- 3 %

7а.JPG

Вывод: Обучающиеся прекрасно понимают, что практически в каждой области требуется умение вести проектно-исследовательскую деятельность.

7. Где в дальнейшем возможно применение навыков исследовательской и проектной деятельности?

г) другое -   в общении с людьми


8а.JPG

Вывод: практически каждый обучающийся понимает, что при дальнейшем обучении ему будут необходимы знания и умения вести проектно-исследовательскую работу.

8. Ваши впечатления от работы: понравилось ли вам заниматься проектом; что именно понравилось, а что нет; ваши пожелания по организации проектной деятельности на следующий учебный год.

9а.JPG

Основные пожелания учащихся на следующий учебный год:

- начинать работать над итоговым проектом в 8 классе,

- выделить урок в расписании,

- ознакомить с критериями оценки проекта,

- защиту проекта сделать в середине учебного года.

Представим некоторые высказывания учащихся:

« Мне не понравилось, но это нужно уметь делать»,

«Не очень понравилось, т.к. это было сложно. Много переживаний»,

«Бесполезная трата времени. Где нужен проект, там и научат»,

«Хорошо знать текст. Тему выбирать нужно заранее»,

«Было очень страшно»,

«Выбирать тему, в которой вы уверены, которая интересна вам, а не предложена учителем»,

«При выборе темы нужно выбирать не то, что легче, а что интереснее».

           Пути решения проблем на основе полученного опыта:

- для педагогов было бы полезно обучение на специализированных краткосрочных курсах, с возможность погрузиться в данную тему;

- обучающие семинары для знакомства с локальными актами школы: Положением об ПИР и ИИП, обсуждение алгоритма работы над проектом, обмен опытом.

На основе локальных положений возможна эффективная организация проектно-исследовательской деятельности:

- В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый проект, начиная с 5 класса - идет систематическая, планомерная подготовка детей и педагогов.

- Результаты проектно-исследовательской работы могут рассматриваться как дополнительное основание (мотивация учащихся) при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

- Руководитель индивидуального проекта имеет право требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы, обращаться к администрации лицея в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта – у учителя есть рычаг воздействия на недобросовестных учащихся.

- Руководителем проекта могут быть учитель-предметник, классный руководитель; родители обучающихся в роли руководителя проекта будут более заинтересованными в успехе работы своих детей, но для них также было бы полезно обучение по данному вопросу.



Литература


1. Сергеев И.Г.Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2004.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.


Поделиться:


Назад в раздел