Поиск по сайту

Духовно-нравственное воспитание «Все начинается с детства»

Автор: Бажеева Вероника Валерьевна, воспитатель ГБОУ детского сада №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Петухова Татьяна Валентиновна, инструктор по физической культуре детского сада №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.В. Сухомлинский.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств Бал Екатерины Великой.jpgнакопленные знания могут оказаться бесполезными.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. Моя Россия.jpg

Замечательные слова Л. Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей».

Каждый родитель часто задумается о будущем своего ребенка. Каким бы мне хотелось видеть своего ребенка взрослым? И вот в зависимости от этих представлений хорошо бы с самого раннего возраста развивать в детях те качества, которые необходимы будут им во взрослой жизни, т. е. выстроить определенную систему в воспитании. Ведь воспитание детей – это всегда труд родителей, и терпение, и мудрость, и, обязательно, личный пример.

В. А. Сухомлинский писал: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Практически все нравственное воспитание маленьких детей происходит на примере родителей. Потому что дети нас, как правило, плохо слышат, но очень хорошо видят! Если родители лгут, сколько угодно потом объясняй ребенку, что лгать нехорошо, он будет лжецом. Если родители грубо обращаются со своими родителями, то можно долго и подробно рассказывать детям об уважении к старшим, дети вас не услышат. Если родители ругаются и употребляют грубые выражения, сколько хочешь потом ребенку объясняй, что это слово говорить нельзя, он все равно его будет употреблять. То же самое происходит всегда и везде. Если у родителей слова расходятся с поступками, то дети будут поступать не так, как их родители учат, а так как родители поступают.

Бессмертный полк.jpgИменно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому надо быть очень внимательными в своих словах и поступках и, причем, всегда! Это – трудно. 

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Это любовь к своим местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ.

Наш детский сад третий год подряд отмечает День Победы. В начале мая проходит парад: «Дети Росси за мир» и в честь Дня Победы легкоатлетический пробег: «Мы помним, мы гордимся» (дошколята бегут вокруг детского сада). Многие родителиПарад Победы.jpg отнеслись к этому празднику очень серьезно, сшили для своих детей военную форму, принесли фотографии прабабушек и прадедушек для стенда: «Стена памяти» и для акции: «Бессмертный полк». Давайте все вместе будем воспитывать в наших детях любовь к Родине, чувство уважения к памяти о героях войны.

Начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближнему окружению, с любви к своей семье, к местам, где родился, к своему любимому городу. В группе «Капитошки» создан мини-музей: «Город на Неве». Воспитанники с удовольствием изучают наш любимый город: разгадывают ребусы, кроссворды и загадки, читают стихи и рассказы, готовят сценки: «Бал Екатерины Поделки по любимому городу.JPGВеликой». По Петербурговедению педагоги провели игру для родителей и детей: «Поле Чудес», где воспитанники показали свои знания о прекрасном городе-герое.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателей, специалистов и родителей.

Огромное значение имеет пример взрослых. В группе: «Капитошки» родители вместе с детьми смастерили «Гостиную для птиц» и повесили скворечники в парке, взрослым Поможем птицам.jpgпредставилась возможность показать личный пример ребенку своего положительного отношения к природе.

Уже второй год совместно с Департаментом Лесного хозяйства по Северному Западному округу проводится работа по озеленению и благоустройству территории детского сада. В 2016 году (19 и 20 мая) сотрудники департамента вместе с детьми посадили саженцы березы, рябины, дуба и каштана. Воспитанники старших групп с большим энтузиазмом, несмотря на плохую погоду (19 мая) принимали активноепосадка саженцев.jpg участие в работе.

Вместе с детьми мы решили посадить картошку, маленький эксперимент на «клумбе-грядке». Посадили немного всего две картошки, а урожай собрали всем на удивление более двух килограмм картофеля. А какая радость у детей была, когда они посетили деревенское подворье – домашнюю ферму, которая находится в 10 км от Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть и пообщаться с множеством сельских животных – забавные свинки, козлята, ягнята, теленок, индюки, гуси, хохлатые и простые утки, большая коллекция самых красивых и ярких пород куриц. Дошколят познакомили с домашними животными, научили как правильно заботится о них. Это воспитывает чувство ответственности «за тех, кого приручили».

Дефицит добра – самый страшный дефицит современного мира. Для того чтобы равнодушие не проникло в нашу жизнь и не исчезли такие положительные качества как отзывчивость, душевность, доброта нужно научиться понимать друг друга. Самый лучший способ воспитания этих качеств – осуществленное ребенком доброе и полезное дело. Одна из важнейших педагогических социальных задач, дать детям и родителям опыт благотворительности.

Основные задачи:

1. Укрепление детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстниками, педагогами.

2. Создание на благотворительной акции благоприятной психологической атмосферы – атмосферы радости, комфорта, дружбы.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам, взаимопомощи, взаимовыручки, стремление помогать старшим и младшим.

Цветок Добра.jpgФормирование готовности и способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию, активной жизненной позиции у подрастающего поколения и родителей через участие в благотворительной деятельности.

В группе «Капитошки» проходила благотворительная акция: «Дари Добро». Используя теннисный мячик, цветную синельную проволоку, деревянную шпажку – получился «Цветок добра». Такой цветок, изготовленный своими руками, доставил детям радость и удовольствие от результатов своего труда. «Цветок добра» становится замечательной возможностью для малыша сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Это укрепляет отношения ребенка и мамы. А еще этот «Цветок добра» будет оригинальным подарком сотрудникам детского сада. Каждый участник акции желал всем «Доброго дня и хорошего настроения», в эти дни мы старались произносить только те слова, которые приятно слышать другим.

Эта акция дала отличную возможность воспитателям и родителям провести беседы о доброте и милосердии на темы: «Поделись своей добротой», «День добрых дел дома», «Какие бывают добрые дела», дидактические игры: «Хорошие и плохие поступки», «Скажи добрые слова», «Что можно сделать для друга». Проведена Акция «Помощь от души» дети подготовительной группы играли с малышами, помогали убрать игрушки, одевали детей на прогулку. Были сделаны: плакат: «Дерево Добра»; газета: «День матери». Добрые дела дома – совместный труд. И, конечно же, личный пример родителей, вот что самое главное и важное. Родители с удовольствием предоставили фотографии своих помощников для альбома: «Поделись своей добротой».

Народная мудрость гласит «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей и педагогов. «Добрые дела» могут совершать настоящие чудеса. Добрые люди гораздо меньше болеют, да и живут дольше, потому что они с оптимизмом смотрят на мир, ощущают свою жизнь более слаженной, стройной, гармоничной. Благодаря проведенным мероприятиям наши воспитанники учились сопереживать, утешать, пользоваться «волшебными словами», быть вежливыми и культурными, помогать взрослым и малышам.

2 февраля 2017 года в детском саду прошла встреча с детским писателем Рогалевойвстреча с писательницей.jpg Ириной Сергеевной. Встреча с писателем – это праздник, а встреча с детским писателем, который живет в нашем городе – праздник вдвойне. Такие встречи с авторами любимых детских книг остаются у детей, да и у взрослых, в памяти на всю жизнь. Ирина Сергеевна почитала свои новые сказки, задавала вопросы, предложила детям нарисовать рисунки к новой сказке, которые в дальнейшем могут стать иллюстрациями к сказке. Наши маленькие артисты группы «Капитошки» подготовили ответный подарок для писательницы – инсценировку к ее сказке: «Антошкин одуванчик».

«Я очень люблю сказку» – говорит Ирина Сергеевна. «Сказка – зерно, сказка народная мудрость, сказка – добрая помощница, сказка – добрая душа, сказка – нянька, сказка может заставить смеяться и плакать, грустить и радоваться, но самое главное: сказка помогает научить ребенка сопереживать, думать, работать сердцем».

С 2014 года наш детский сад №34 Выборгского района, участвует в благотворительной акции «Дети-детям», который проходил в Аничковом дворце, дошколята выступили с танцем «Матушка Россия». Дети участвовали в мастер-классах, побывали в комнате сказок. 2015 год – концертный зал «Карнавал» группа «Звездочки» показала спортивный танец с лентами: «Краски осени». И снова Аничков дворец 2016 год танец с фитболами «Бегемот» – группа: «Капитошки». В этом же году дошколята принимали участие в городском фестивале: «Фейерверк национальных культур» с танцем «Моя Россия».

добрые крышечки.jpgВ этом году весь детский сад №34 принимает участие в социальном проекте: «Добрые крышечки». Протяни руку помощи тому, кто в ней нуждается. «Добрые крышечки» – это сбор пластиковых крышек для помощи детям с особенностями развития.

Цель проекта: Привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Тем самым показать, что каждый из нас может проявить заботу о другом и помочь без каких-либо материальных средств. Привычный «мусор» может оказаться ценным и нужным ресурсом. Символом акции послужит сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» о девочке Жене, которая получила в подарок цветок с разноцветными лепестками и потратила их впустую, но последний свой лепесток, она пожертвовала на то, чтобы больной мальчик стал здоровым. Активный сбор «Добрых крышечек» направлен на покупку инвалидной коляски мальчику сироте – Андрею, 2014 года рождения. Для приобретения одной инвалидной коляски надо собрать 8 тонн пластиковых крышек (4 миллиона крышек).

Благодаря использованию такой формы работы, как благотворительная акция в ГБДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества педагогической компетентности, доверия друг другу, искренности и доброты.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, который необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса.


Фотографии проведенных мероприятий вы можете посмотреть здесь



Литература:

1. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьев Н.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста» М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.

2. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е., «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

3. Нравственно-патриотическое старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. Сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Нечаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.

4. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/автор. – сост. В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.


Духовно-нравственное воспитание «Все начинается с детства»

Назад в раздел