Поиск по сайту

Опыт реализации системы работы по экологическому воспитанию в школе №469 Выборгского района Санкт-Петербурга (структурном подразделении дошкольного образования). Проект: «Земля - наш дом, не мусори в нем!»

Автор: Звягинцева Татьяна Владимировна, воспитатель структурного подразделения дошкольного образования ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга; Мурашова Светлана Евгеньевна, воспитатель структурного подразделения дошкольного образования ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга; Жукова Елена Юрьевна, воспитатель структурного подразделения дошкольного образования ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга; Костерина Ольга Юрьевна, воспитатель структурного подразделения дошкольного образования ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга


Природа — дом, в котором живет человек

Дмитрий Лихачев



Планета Земля – наш общий дом. К сожалению, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. С развитием промышленности, ростом транспорта на душу населения, атмосфера стремительно загрязняется и отравляется различными ядовитыми химическими соединениями. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Главная цель - это формирование человека с новым типом экологического мышления, способного сознавать зависимость всех природных объектов. Способного сознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. То есть быть экологически грамотными и владеть экологической культурой.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Наша задача, как педагогов в работе с детьми дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Формировать представления о том, что и растения, и животные – живые существа, а мы – люди находимся в зависимости от них, а также от объектов неживой природы.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация непосредственно непрерывной образовательной деятельности, экскурсий, целевых прогулок, специальных наблюдений и экспериментальной деятельности развивает их мышление: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Размышляя о природе, взаимодействуя с природными объектами под влиянием взрослого, дошкольник обогащается интеллектуально.

Правильно организованная работа по воспитанию экологической культуры оказывает огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. В процессе систематической работы дети приобщаются к труду, приобретают навыки работы в уголке природы, на участке, в зонах экологической тропы.

  Отдельно хочется выделить влияние природы на эстетическое развитие детей.

Трудно переоценить воспитательное значение работы. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Изучая природу родного края, заботясь о ней, у детей развиваются патриотические чувства. А ведь без нравственных качеств и патриотических чувств невозможно сформировать всесторонне развитую личность.

Мы работаем в структурном подразделении дошкольного образования ГБОУ школа №469. В нашем корпусе три разновозрастных группы – коллектив педагогов маленький, очень дружный и сплоченный. Дети тоже хорошо знают друг друга, и, чтобы поддерживать дружеские отношения между ребятами, мы часто устраиваем для них совместные мероприятия.

В этом году мы решили совместно разработать проект по экологическому воспитанию. Тему проекта подсказала сама жизненная ситуация.

Наше дошкольное учреждение располагается вблизи исторического парка – Шуваловского, он занимает 142 га и 136 га находятся в границах охраняемого культурного наследия. Парк – любимое место отдыха местных жителей, это часть нашей экологической тропы. Большое значение мы предаем наблюдениям. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Традицией стали экскурсии, цель которых - наблюдения за сезонными изменениями.

Мы воспитываем в детях любовь и бережное отношение к природе. Парк нам дает возможность на практике проявить гуманные чувства к природе. Воспитатели с ребятами устраивают акции «Покормим птиц зимой» не только на территории садика, но и в парке.

В этом году мы провели экскурсию «Экологический патруль», цель которой – выявить экологическое состояние поселка и парка. Результат был неутешительный.

Если недавно это было тихое место, с прекрасной экологической обстановкой, то сейчас ситуация резко изменилась – застраивается жилой район Парнас. Новый район еще не озеленен, недостаточно обустроен, детские площадки выходят на оживленную трассу. Гостей в парке прибавилось. И, к сожалению, парк теряет свою привлекательность.

Вот так пришла тема проекта: «Земля наш – дом, не мусори в нем!».

Уважаемые коллеги, мы хотим поделиться нашим опытом работы. Проект был представлен на городском семинаре «Реализация ФГОС ДО в практике ДОУ: проблемы и перспективы»; на районном семинаре – практикуме «Взаимодействие ДОУ и родителей старших дошкольников по экологическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО». Мы представляли нашу работу в муниципальном фестивале «Здравствуй Парголово!», посвященном году экологии в России в трех номинациях: конкурсе чтецов, танцевальном конкурсе и конкурсе семейного творчества. Везде мы слышали много положительных отзывов. Коллеги отмечали многообразие использованных инновационных технологий и форм работы с семьей. Так же были отмечены наши разработки, которые помогли в создании развивающей среды и организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Проект: «Земля наш – дом, не мусори в нем!»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблемы экологии в России. Опираясь на мнения экспертов, было выявлено, что современная обстановка в области экологии становится с каждым годом все более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зеленых насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере… Это далеко не окончательный перечень проблем современности, которые предстоит решить. Для поддержания состояния почв и очищения водоемов, а также для устранения иных перечисленных выше проблем было решено провести экспертные действия продолжительностью в целый год. Благодаря данным мерам Правительство РФ намеревается в 2017 году, улучшить общую экологическую обстановку в стране, дабы не усугублять столь тревожные прогнозы экологов.

ПРОБЛЕМА: наше дошкольное учреждение находится в поселке Торфяное - рядом с Шуваловским парком. Недавно это было тихое место, с прекрасной экологической обстановкой. Местные жители безбоязненно отдыхали в парке, а для детей нашего ДОУ мы часто устраивали экскурсии. Сейчас ситуация резко изменилась – застраивается жилой район Парнас. Новый район еще не озеленен, недостаточно обустроен, детские площадки выходят на оживленную трассу. И гостей в парке прибавилось. Но, к сожалению, парк теряет свою привлекательность.

ТИП ПРОЕКТА: познавательный

ПЕРИОД ПРОЕКТА: долгосрочный (сентябрь – май)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, родители и дети разновозрастной группы;

группы коррекционной направленности;

старший воспитатель.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность и культуру, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

            Формировать у детей научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

• Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

•  Учить детей взаимодействовать с природными объектами.

• Вовлекать в природоохранную деятельность.

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

•Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного для природы и самого ребенка поведения.

• Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающие:

• Развивать умение сравнивать и анализировать.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

• Знакомить с лекарственными травами нашего края.

• Обогащать словарный запас детей.

• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

• Развивать познавательного интереса к миру природы. 

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

•Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный – диагностический этап:  сентябрь

•   Сбор информации об экологическом состоянии ближайшей окружающей   среды.

•  Диагностика ребенка, через дидактические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.

•   Опрос родителей, анализ опроса.

• Наблюдения.

•   Работа с документацией.

Основной – практический этап: октябрь – апрель

Практическая направленность работы по проблеме:

•   проведение тематических, комплексных занятий;

•  в повседневной жизни;

• работа по самообразованию;

•  консультации на тематических педсоветах;

• работа с родителями;

• изготовление эколого-дидактических игр, экологических зон в группе;          наглядности;

•    целевые прогулки, экскурсии.

Заключительный этап: май

•  проведение диагностики.

Предполагаемый результат:
нравственное отношение к объектам природы является конечным результатом проекта:
- через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- через восприятие отрицательной человеческой деятельности;
- научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую   общественную деятельность).

Формы представления результатов:
- тематическое планирование;
- консультации;
- аналитический материал;
- акции;
- комплексные занятия, конспекты;
- организацию непрерывной непосредственно образовательной деятельности, конспекты;
- открытые мероприятия.

Наш проект охватывает все образовательные области, формы работы, виды деятельности.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками мы связываем другие виды совместной деятельности, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной и практической деятельности ребенка. В этом нам поможет непрерывная непосредственно образовательная деятельность.

На занятии, посвященном загрязнению воздуха, дети смогли испытать - как будет себя чувствовать человек в противогазе, если воздух загрязнет.

Что такое экология, экосистема? Это мы разбирали на занятии по познавательному развитию; создавали модель замкнутой экосистемы с помощью биокупола.

Сказочные герои Карандаш и Самоделкин вдохновили ребят вторично подарить жизнь бросовым отходам. Ко дню Матери из яичных упаковок дети смастерили шкатулочки. Из обрезков цветной бумаги сделали поздравительный плакат. К Пасхе –также делали подарочную композицию их яичных упаковок и скорлупы.

Мы много прочитали детям книг о природе, о животных. Виталий Бианки, Евгений Чарушин, Николай Сладков, Михаил Пришвин – стали любимыми детскими писателями о природе. Читали детям, также экологические сказки Л.И. Греховой. На занятии по развитию речи ребята попробовали сочинить экологическую сказку «Про медведя, который не хотел весной просыпаться». Получилась интересная и познавательная история.

Театрализованная деятельность - одна из любимых для детей. Ну и, конечно – рисование.

На занятиях, посвященных экспериментированию, дети наглядно могут познакомиться со многими физическими явлениями, выявить свойства объектов. Начали с долгосрочного эксперимента. Мы наблюдали различный мусор в природе, поставили задачу - узнать с каким мусором природа справится. В этом нам помог эксперимент: «Утилизация мусора природой».

В этом году особое внимание мы уделяли опытам с водой и воздухом - ведь от их чистоты зависит жизнь на планете, надо лучше изучить свойства и явления, связанные с ними.

Занимаясь с детьми, мы сталкивались с проблемами, что то или иное понятие сложно донести до детского восприятия. На помощь нам пришли современные технологии. Это, прежде всего, презентации тематического материала, игры-презентации. Мы быстро освоили лэпбуки, где в игровой форме представлен материал, отвечающий на детские вопросы. Конечно, мы продолжаем изготавливать природоведческие игры Воронкевич О.А, Ивановой А.И., но также изготавливаем авторские модифицированные природоведческие игры, наглядные пособия, которые нам помогают формировать представления об экологии, экологических проблемах.

Традицией стало устраивать опытную площадку на подоконнике: сажать растения, изучать их строение, наблюдать за ростом, изучать условия роста. А весной – время сеять семена для рассады декоративных растений. У каждой группы есть клумба, и каждая группа борется за название «Самая красивая клумба». Конечно – побеждает дружба! Но желание победить подталкивают детей следить за тем, чтобы растения были политы, были вырваны сорняки, никто не наступал на клумбы и не рвал цветы. В этом году мы будем участвовать в районном проекте «Семена дружбы». Наша цель - вырастить цветы для первоклассников.

Мы учим ребят взаимодействовать с природой, получая удовольствие не нанося вред – как здорово творить что-то из снега и песка!

Большое значение мы придаем работе с родителями. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Ребенок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности. Начали мы с консультации: «Экологическое воспитание в ДОУ», ознакомили законных представителей с проектом и провели анкетирование, цель которого узнать: считают ли они экологические проблемы важными, надо ли заниматься экологическим воспитанием детей, и насколько активно они готовы нам помогать. Надо сказать, что в анкетировании принимали участие все семьи. Одна семья отказалась сотрудничать.

Каждый год мы устраиваем трудовой десант. В этом году особое внимание уделили прилегающей к саду территории – поможем убрать наш поселок.

Традиционно с большим вдохновением семьи участвуют в выставке поделок из природного материала «Осенние фантазии».

В этом году мы устроили выставку семейных работ «Мусорные фантазии». В логопедической группе она была посвящена Новому году и Рождеству. В разновозрастной - 23 февраля.

Было проведено открытое занятие: «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»» Активность родителей была высочайшей. Такая ННОД, в форме деловой игры, очень всем понравилась.

После занятия была организована выставка семейных плакатов «Земля – наш дом, не мусори в нем!»

Мы познакомили родителей с новыми игровыми технологиями – интерактивными папками «Лэпбуками», и некоторые родители изготовили на группы лэпбуки по теме проекта.

Очень интересно прошел мастер-класс по теме «Мусорные фантазии».

Ежегодно наше муниципальное образование устраивает фестиваль «Здравствуй, Парголово!». В этом году фестиваль посвящен экологии. Наши дети декламироввли стихи, пели песни, танцевали.

От родителей мы слышали много слов благодарности. Они отмечают, что дети стали более наблюдательными, стали больше интересоваться жизнью животных, растений и трепетнее к ним относиться. У них развивается воображение и фантазия, они не стремятся выбрасывать фантики, бутылочки и тому подобные материалы, а изготавливают из них поделки. Ребята подталкивают родителей разбить клумбу возле подъезда. Дети, у родителей которых есть дачи, ждут скорейшего отъезда, чтобы помогать выращивать зелень, овощи, ягоды. Желающие смогли записать свои отзывы о проекте.

Заключением нашего проекта был праздник «День Земли!»- открытое районное мероприятие.

Уважаемые коллеги, мы все прикладываем много усилий, для воспитания экологически грамотного поколения. Надеемся, что наш «Дом» в надежных руках.

Приложение 1: конспект открытого занятия для детей старшего и подготовительного возраста «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»

Приложение 2: Фотографии занятия «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»

Приложение 3: Фотографии сценария экологического праздника«День рождения Земли»для детей разновозрастной и логопедической группы


Используемые источники:

1.     http://godzagodom.com/2017-god-obyavlen-v-rossii-godom-ekologi

2.     http://www.maam.ru

3.     http://ped-kopilka.ru

4.     https://nsportal.ru/detskiy-sad


Опыт реализации системы работы по экологическому воспитанию  в школе №469 Выборгского района Санкт-Петербурга (структурном подразделении дошкольного образования). Проект: «Земля - наш дом, не мусори в нем!»

Назад в раздел