Поиск по сайту

УМК «Сферы» для составления и реализации индивидуального образовательного маршрута

Автор: Байлюк Елена Евгеньевна, Учитель физики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга


Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей. Проблема одарённости в наше время становится всё более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Очень важно, что возможность индивидуального образования предоставляет большие возможности для развития детской одарённости. Чем раньше у ребёнка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти своё призвание.

Современная информационно-образовательная среда – это система образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, которая обеспечивает выполнение требований ФГОС к содержанию образования по ступеням обучения, формирует необходимые умения и компетентности, обеспечивает высокое качество учебного процесса.

Современный учебник должен эффективно обогащать и дополнять информационно-образовательную среду. Поэтому важно, чтобы он стал интерактивным, превратился в инструмент адаптации ученика к возможностям информационно-образовательной среды. Роль навигатора учебник может выполнять, если он будет представлен в двух вариантах – на бумажном и электронном носителях и иметь традиционное и электронное сопровождение. Такой подход неизбежно требует изменения внутренней структуры и содержания учебника на бумажном носителе. Он должен быть лаконичным и жёстко структурированным. Это в полной мере отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами.

Проект «Сферы» - один из современных инновационных проектов, не имеющий отечественных и зарубежных аналогов. Он осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях. Все издания проекта «Сферы» созданы на основе общих методологических и методических принципов, обеспечивающих единую технологию обучения и эффективную реализацию метапредметных связей, а также на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

Отличительные особенности УМК "Сферы»:

· соответствие компонентам ФГОС для основной и средней школы;

· наличие полного пакета пособий на печатных и электронных носителях;

· изучение основного содержания с использованием новых информационных технологий в обучении;

· высокая научная ценность содержания;

· единый методический информационный подход, учитывающий возрастные психолого-педагогические особенности школьников;

· наличие единой навигационной системы быстрого ориентирования.

Каждый УМК «Сферы» включает:

· Учебник.

· Электронное приложение к учебнику.

· Тетрадь-тренажер.

· Тетрадь-практикум.

· Тетрадь-экзаменатор.

· Задачник.

· Поурочное тематическое планирование.

· Рабочие программы.

Главная идея, разработанного УМК – создание единой многокомпонентной информационно-образовательной среды при изучении физики на основе взаимодействия функционально различных составных частей комплекта.

Являясь основным звеном УМК и обеспечивая реализацию образовательного стандарта, учебник выполняет в системе УМК особую роль навигатора, что предполагает включение остальных компонентов комплекта как в строгом соответствии с логикой построения материала в учебнике, так и по индивидуальной траектории, определённой учителем или самим учеником.

Отличительными особенностями учебника являются:

· фиксированный формат;

· лаконичность и жесткая структурированность текстового материала;

· обширный и разнообразный иллюстрационный материал;

· направленность на деятельностный подход в образовательном процессе.

Фиксированный формат предполагает жесткую структуру учебника, обеспечивающую его навигационную роль в системе УМК. В частности, каждое крупное его подразделение – тема - включает в качестве обязательных элементов:

· основной материал;

· выводы и обобщения;

· вопросы для обсуждения и дискуссий.

Темы, в которых необходимо более подробно рассмотреть решение задач, содержит раздел «Решение задач».

Тема подразделяется на параграфы. Каждый параграф включает:

· Рубрики:

«Вы узнаете…» - мотивация изучения параграфа;

«Вспомните…» - повторение информации, знание которой потребуется при изучении данного параграфа.

· Вводный текст, дающий краткую информацию о том, чему посвящен параграф.

· Основной текст, в котором помимо собственно текста, отражающего содержание образовательного стандарта, обязательно присутствуют рубрики:

«Мои физические исследования…» - своеобразный обучающий инструмент для выполнения наблюдений и экспериментов с алгоритмом их выполнения;

«Имена в физике…» - краткие биографические сведения об ученых-физиках и исследователях;

«В фокусе…» - материал, конкретизирующий основной текст;

«Демонстрационный опыт…» - информация о традиционном эксперименте, на основе которого строится объяснение материала параграфа;

«Физический блокнот…» - интересные факты и комментарии;

«Физический калейдоскоп…» - иллюстрация основного материала примерами из жизни и техники;

«Внимание…» - выделение основных физических формул и законов.

· Итоговые вопросы к параграфу на закрепление материала.

· Иллюстрационный материал (схемы, рисунки, фотографии).

В электронном варианте учебника каждый разворот становится активным экраном. Он содержит сноски, выделенные внутри текста, что позволяет осуществлять отбор медиаобъектов по теме данного параграфа. Медиаобъекты (коллекции изображений, включая фрагменты видео, анимаций, интерактивных моделей и опытов, терминологический словарь, справочные материалы, биографический справочник, а также интересные факты) тематически привязаны к изучаемому материалу, представленному на развороте (экране). Таким образом, каждый разворот (экран учебника) осуществляет роль навигационной основы для поиска информационных ресурсов. Использование учебника в качестве навигатора позволяет в процессе обучения одновременно привлекать разнообразные информационные ресурсы (что практически неосуществимо в рамках традиционного обучения) и выбирать траекторию учебного процесса в соответствии с особенностями класса или отдельных учащихся, эффективно организовывать самостоятельную работу, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.

Реализация деятельностного подхода, применение знаний в повседневной жизни, что освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Деятельностный подход позволяет сформировать у учащихся не только умения выделять главные мысли в большом объёме материала, сравнивать, находить закономерности, обобщать, рассуждать, но и универсальные учебные действия, необходимые при проведении исследовательских работ. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного получения новых знаний, умений, компетенций. Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради-тренажера, тетради-экзаменатора, тетради-практикума, задачника.

Таким образом, весь учебный материал курса, различный по сложности и объёму содержащейся в нём информации, выстроен в единых методологических рамках, отражающих новую концепцию создания учебной литературы. Это отличает данный УМК и его ядро – учебник, от ранее издаваемых, и позволяет реализовать в данном комплекте качественно новый уровень создания школьного учебника как основной единицы информационно – образовательной среды.

Учебно-методические комплекты «Сферы» выходят в серии «Академический школьный учебник», подготовленный в рамках широкомасштабного проекта «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе». УМК «Сферы» позволяет рационально организовать учебный процесс в соответствии с современными тенденциями в содержании физического образования и методикой преподавания физики в школе. Благодаря особенностям преподавания физики с использованием УМК «Сферы», в гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга были достигнуты следующие результаты:

2009 год Медников Никита Диплом 2 степени за успехи в районном туре всероссийской олимпиады по физике.

2010 год Фазанова Алиса Диплом 2 степени за успехи в районном конкурсе творческих работ, выполненных с помощью компьютера.

2010 год Смирнова Мария Диплом 2 степени за успехи в районном туре Санкт-Петербургской астрономической олимпиады.

2010 год Федотов Андрей Диплом 1 степени за победу в районном туре Санкт-Петербургской астрономической олимпиады.

2010 год Федотов Андрей Диплом 3 степени за успехи в XVII Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде.

2010 Егорова Александра сертификат участника Санкт-Петербургского городского фестиваля «Физический Фейерверк».

2011 год Пашкевич Иван Диплом 2 степени за успехи в районном этапе Всероссийской олимпиады по физике.

2011 год Капелевич Илья Диплом 3 степени за успехи на районном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии.

2011 год Федотов Андрей Диплом 3 степени призёр городской олимпиады «Естественные науки. Гигиена окружающей среды и здоровье человека».

2011 год Федотов Андрей Диплом 3 степени за успехи на районном этапе Всероссийской олимпиады по физике.

2011 год Федотов Андрей Диплом 1 степени за победу на районном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии.

2011 год Федотов Андрей Диплом 3 степени за успехи в XVIII Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде.

2011 год Суворов Денис Диплом 1 степени за победу на районном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии.

2011 год Вертелецкий Александр Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

2011 год Февралёв Матвей Победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2011 год Федотов Андрей Победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике.

2011 год Федотов Андрей Победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2012 год Федотов Андрей Диплом 1 степени Победителя XIX Санкт-Петербургской астрономической олимпиады.

2012 год Вертелецкий Александр Диплом 3 степени по физике межрегиональной олимпиады школьников на базе ведомственных образовательных учреждений.

2012 год Оленев Сергей Диплом 3 степени Призёра Олимпиады школьников. Приравнивается к 100 баллам по ЕГЭ

2012 год Федотов Андрей Победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике.

2012 год Суворов Денис Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике.

2012 год Федотов Андрей Победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2012 год Зоткина Екатерина Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2012 год Сигачёва Мария Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2013 год Федотов Андрей Призёр регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2013 год Федотов Андрей Диплом 3 степени Призёра XX Санкт-Петербургской астрономической олимпиады.

2013 год Федотов Андрей Призёр заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

2013 год Генкин Михаил Финалист всероссийского конкурса «Атомная наука и техника»

Приложение: Презентация

УМК «Сферы» для составления и реализации индивидуального образовательного маршрута

Назад в раздел