Поиск по сайту

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников

Автор: Вовченко Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования ГБДОУ детского сада №119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Органичная среда душевной жизни ребенка – игра. Эта ведущая деятельность детского возраста создает уникальные условия для эмоционального и интеллектуального освоения ребенком окружающего мира и формирования умения ориентироваться в нем. Во время игры он вовлекается в имитируемые события из реальной жизни: те, участником которых он уже являлся и опыт которых уже получил или те, участником которых ему еще только предстоит стать. Но в обоих случаях ИГРА – очень важный инструмент в воспитании и образовании ребенка: в первом случае – для подтверждения или коррекции детского опыта, а во втором случае – для формирования этого опыта, то есть для развития совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к данному периоду его жизни и гармоничное вступление в более взрослый период, как того и требует « Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования».

«Игры детей – вовсе не игра, а самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» (М. Монтень)
Играя, дети вступают в активные взаимодействия с предметами ( чаще всего «одушевляя» их), явлениями природы, сказочными и реальными персонажами, принимают на себя различные РОЛИ, перевоплощаются, создают, имитируют реальность, «подсмотренную» у взрослых или перенесенную из мультфильмов и книг. «Опыт отношений нельзя выучить или приобрести путем упражнений, его нельзя получить никакими волевыми усилиями, его надо ПЕРЕЖИТЬ – другого пути нет!» (С.Х.Раппопорт). И мы, взрослые (педагоги, воспитатели, родители) должны, опираясь на саму природу ребенка, использовать эту способность к игре для его наиболее полноценного развития. Используя игровой принцип вовлечения детей в процессы познания на основе их личностных переживаний и проживаний воспринимаемых образов, ситуаций, мы окажем помощь каждому будущему гражданину в установлении соотношений: «Я» и «МИР». Разные игры на разных этапах развития ребенка способствуют этому. И в их числе данная игра.
«Музей. Экскурсия в музей» – игра с несколькими многоперсонажными мини -сюжетами вплетенных в единый тематический сюжет, в которой словно по ИГРОДРОМУ, по ходу разворачивающихся действий от роли к роли передвигаются ее участники, где динамично трансформируется их ролевое поведение.

Цель подобных игр – адаптировать дошкольников к определенной области социальной жизни общества и в целом способствовать их социально – коммуникативному развитию.
Главное в такой игре – это разноконтекстные ролевые диалоги.
Задачи специфические для данных игр:
- развивать в детях умение общаться, используя игру, в которой им приходится по своей роли общаться с разными персонажами;
- формировать способность изменять свое ролевое поведение, развивая гибкость ролевого поведения, меняясь ролями с партнерами по игре.
Помимо этих задач еще на этапе подготовки к игре для предварительного погружения детей в атмосферу музейного дела решается целый ряд образовательных, воспитательных, развивающих задач:
- ознакомление детей с той сферой действительности, которую они будут изображать в игре, с целью вызвать интерес к данной игре (сюжету), наделить необходимым «минимумом» знаний, пополнить словарный запас по данной тематике;
- пробуждение интереса к различным профессиям, в данном случае в музейном деле, раскрыв их значимость по сохранению культурного наследия, формируя тем самым уважительное отношение к их представителям;
- формирование знаний в области изобразительного искусства как непосредственной темы игры ( различать его жанры, рассматривая картину, воспринимать, чувствовать настроение ее автора, пытавшегося выразительными средствами донести свой замысел до зрителя,
уметь «видеть» );
- развитие умения передавать увиденное, совершенствуя речевое творчество детей (эмоционально откликаться на произведения, поощряя их инициативу к собственному суждению, размышлять, комментировать, используя эпитеты, образные выражения, активизируя и пополняя словарный запас);
- формирование некоего алгоритма действий в игре через, так называемые, «пробные» эпизодические ролевые игры ( например, по отдельным профессиям: «реставратора» или «экскурсовода»…);
- ознакомление с правилами поведения в подобных общественных местах (рассматривать экспонаты, бережно относясь к ним, быть наблюдательным, слушать внимательно экскурсовода, быть тактичным, задавая вопросы…);
- воспитание интереса к активной культурной жизни как, например, посещение музеев, выставок…

Приложение:методическая разработка игры "Музей. Экскурсия в музей"



 Литература:

1) Е.Е.Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. – М: Просвещение. Учебная литература, 1996.
2) Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду: Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М: Мозаика-синтез, 2006. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). Стр.65.
3) Н.Михайленко, Н.Короткова. Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни. //Дошкольное воспитание, 1989, №7, стр.13.
4) О.В.Солнцева. Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей//Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство». – СПб: Детство-пресс, 2007. – (Библиотека программы «Детство»).


Сюжетно-ролевые игры для дошкольников

Назад в раздел