Поиск по сайту

Использование новых нетрадиционных педагогических технологий при обучении детей с ЗПР (развитие высших психических функций)

Автор: Иванова С.Е.


Работая с группой детей с диагнозом ЗПР 12 лет мы заметили, что традиционные методы по коррекции основных психических функций - памяти, внимания и мышления не всегда приносят желаемый результат. Не первый год мы активно используем методику российского психолога Софроновой Е.Д. «Интеллектуальный тренинг» (адаптация американской технологии). Эта методика предназначена для работы с детьми 3 – 7 лет и младших школьников с нормальным уровнем психического развития. Мы решили использовать эту методику в работе с детьми нашей группы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Провела беседу с родителями о необходимости развития памяти и внимания у детей. А вскоре по моему приглашению родители посетили открытое ознакомительное занятие, где познакомились с некоторыми приемами развития памяти у детей. Получив одобрение и поддержку родителей, что было очень важным, я продолжила работу в этом направлении.

СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ

Для успешного поведения занятия и получения желаемого результата я всегда точно соблюдала структуру занятия, предложенную Сафроновой Е.Д. Важным моментом, определяющим успех общей работы на занятиях является энергетическая настройка. Она помогает детям сконцентрировать внимание на процессе запоминания, улучшает восприятие.

Иванова1.JPG 

На любом занятии необходимо использовать игровые ситуации. Это помогает развить мотивацию, заинтересовать ребенка совместной работой.

В качестве игровых моментов я использовала сюжеты сказок, рассказывая их по-своему, в соответствии с темой занятия.

Иванова 2.JPG 

А дети с удовольствием выполняли различные задания, стараясь помочь любимому сказочному персонажу.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЦИОТЕХНИКИ

Дети очень сложно запоминают и пересказывают прочитанное. Я стала применять в работе прием рациотехники.

Рациотехника – это непроизвольное запоминание, т.е. осознание взаимосвязи между элементами информации, установление смысловых связок (запоминание сути рассказа).

Этот метод дети не могут использовать самостоятельно, поэтому даю задания, которые помогают им:

1) Выделите ключевые моменты произведения (что легко запомнилось);

2) Выявите логику, основную идею произведения (его основной смысл);

3) Выявите план, структуру, схему произведения (последовательность событий);

4) Сгруппируйте информацию (тема произведения);

5) Кому можно рассказать это произведение (кому передаешь)

С помощью педагога дети легче пересказывают простой по смыслу текст.

Для детей моей группы особенно эффективным является ассоциативный тренинг (умение найти общую суть у разных слов. Например: зверь – стекло – опасность).

Я использовала приемы ассоциативного тренинга от простого к сложному, используя наиболее простые в запоминании слова:

1) С ограниченной сферой направленной ассоциации (мяч, апельсин, тарелка, шар, обруч, пузырь, солнце и т.д.);

2) По аналогии (на что похоже);

3) Ассоциация по действию (как можно использовать?);

4) Ассоциация на качество (все органы чувств).

Более сложные приемы ассоциативного тренинга я пока не использовала, учитывая возрастной и интеллектуальный уровень детей.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Развить слуховую память помогают следующие упражнения:

1) Составление сюжета, связывая в рассказе не связанные в предложении слова. Предложила 10 слов по одной общей теме, но не связанных между собой. Без использования приема дети смогли запомнить последовательно 2-3 слова, а с применением приема результат улучшился до 7-8 слов.

2) Составление сюжета – ассоциации с использованием опорных слов по сказкам, стихам (дуб, цепь, день, ночь – «У лукоморья дуб зеленый, злотая цепь на дубе том…»).

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Для развития зрительной памяти используется принцип постепенного усложнения.

Наглядный материал:

1) Набор иллюстраций для энергетической настройки;

2) Иллюстрации к сказкам;

3) Мнемотаблицы;

4) Картинка – слово;

5) Трансформация;

6) Тематические коллажи.

Использованные приемы:

1) Запоминание слов и символов по мнемотаблицам. Поясняла детям основной принцип запоминания. Для заинтересованности детей использовала сказку, составленную по теме мнемотаблицы; ассоциации.

Иванова 3.JPG   


 

2) Картинка – слово.

Иванова 4.JPG  

Печенье Черепашки Лето Карандаши

Я показывала картинку и называла слово (существительное). Слово подбирала на основе зрительной ассоциации. Дети на основе этого приема называют 15 слов (полностью запоминают все предложенные слова).

3) Метод Цицерона.

Слова размещала в разных местах комнаты (на шкафу стоит кастрюля, на стене висит ваза и т.п.), дети смотрят последовательно и вспоминают, какое слово где находится.

Используя этот метод, дети запоминают 11-13 слов из 15-ти.

4)Прием трансформации.

Иванова 5.JPG 

 5) Прием пластилинового мультфильма.

Я вылепляла каждое следующее слово, направляя руками, движениями память детей на запоминание. Дети смогли запомнить 10-12 слов из 15 (дорога, лента, змея, корзина, кастрюля, чайник, слон, муха, стрекоза, вертолет, мячик, тарелка, стадион, газета, труба, кольцо, бублик, бочка).

ПРИНЦИП ПОДБОРА МАТЕРИАЛА

1) Четкость и жизненность изображения. Близость к житейскому опыту ребенка.

2) Каждую открытку необходимо обозначить словом или словосочетанием для единства терминологии.

3) Включаются буквы, слоги, геометрические фигуры, примеры и т.д.

4) Необходима связь материала с материалом других упражнений.

5) Сообщение новых сведений, нового материала (через иллюстрации).

Работа с мнемотаблицами является самой сложной, т.к. ребенку необходимо не только запомнить, но и воспроизвести по памяти, а также нарисовать данную таблицу.

ПРИЕМЫ ЭЙДОТЕХНИКИ

Для того, чтобы ребенок мог лучше запомнить таблицу, были использованы приемы эйдотехники (образное перекодирование). И т.к. жизненный опыт ребенка очень мал и возможность оценки (что именно ребенок видит) ограничена, то он очень легко может представить, что треугольник – это нос утки, а «О» - это озеро или окно в самолете (иллюминатор); может представить себя кем-то.

Для детей с ЗПР необходимо использование способов вызывания образов. Показывая предмет, игрушку, картинку, я спрашиваю ребенка: «Как ты думаешь, что было сзади?» или «А какого цвета буква? Почему?»

Использовала стихи с движением по книге В. Волиной «Праздник числа». Так же использовала стихи В. Волиной из книги «Русский язык. Учимся играя», вместе с детьми мы учили буквы алфавита по стихам, закодированным понятными для детей символами.

Иванова6.JPG      

Иванова7.JPG

Иванова8.JPG

А так же такие задания, как: «Передай мне снежинку», «Подвинь ледяную глыбу», «Лови – мяч, ежа, воду…»

Учила детей перекодировать информацию. Например – цифры. (На что похожа цифра 1? На палочку, крючок, птицу, жирафа и т.д.) Буквы можно изобразить движением (М – пойти парой, взявшись за руки…)

Следующий прием: 1)Оживлять образ. Мы рисовали «Домик – яблоко», «Домик – гриб».

2) Раскрашивали картинки в необычные цвета.

3) Найти в рисунке цифру или букву.

4) На пустом листе бумаги мы «рисовали» картинку словами.

5) Войти в образ. Например, представить себя воздушным шариком (надуваются, легкие, хотят взлететь, сдуваются и лопаются).

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Для развития процесса памяти на любом занятии необходимо устойчивое внимание детей. Для развития внимания использовала упражнения:

1) Карточки кратковременного предъявления. А затем спрашивала детей: «Что нарисовано, сколько, как расположено?»

2) Запомни и назови предметы на столе. Если дети справляются с 6-7 предметами, то предлагаю на 2 предмета больше.

3) Что изменилось на столе? (Использую в том числе и геометрические фигуры (конус и призму), предварительно запомнив с детьми форму и название (конус – нос; призма – призы)).

4) Игра «Чего не стало?»

5) Игра «Что изменилось на столе?»

Обязательно требую полного ответа с ориентировкой «справа», «слева», «между». Пересчитываем предметы.

Дети лучше и проще запоминают то, что им интересно, поэтому я постоянно использую игровые моменты во всех частях занятия.

Предлагаю детям обучающие коллажи. Объясняю ключевые моменты коллажа. Дети непроизвольно запоминают предложенную им информацию. Один коллаж использую в течение нескольких занятий для закрепления материала.

Иванова 10.JPG


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Одновременно с развитием внимания и памяти я занимаюсь развитием основ логического мышления у детей. Для этого использую логические цепочки на чередование цвета, формы, сезонных признаков и т.д.

Эти упражнения требуют от детей определенного опыта, сообразительности, поэтому я их использую в работе с более подготовленными детьми.

Иванова 11.JPG 

 ВЫВОД

12-летний опыт работы по развитию основных психических функций у детей с ЗПР показал эффективность использования методики обучения на основе интеллектуального тренинга, разработанную Е. Д. Сафроновой и адаптированной с учетом индивидуальных особенностей этих детей.


Литература:

1) Е. Д. Сафронова «Обучение на основе интеллектуального тренинга» отд. Ассоциации «Интеркаспий», учебный центр «Творческое обучение рацио-мнемо-эйдотехники», 1995 год

2) Н.Ю. Борякова «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей», Москва, «Просвещение», 1985 год

3) А. Ф. Матюгин, Л.И. Аслоченская И.О. «Как развить внимание и память вашего ребенка», Москва, «Эйдос», 1995 год

4) В.В. Волина «Праздник числа», АСТ- пресс Москва, 1996 год

5) В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя», Екатеринбург, издательство Арго, 1996 год

6) Л. П. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», Москва, «Просвещение», 1998 год

7) Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 год

8)И. А. Субботина «Развитие воображения у детей», Ярославль «Академия развития», 1996 год


Поделиться:


Назад в раздел