Поиск по сайту

Принципы подготовки и реализации предметных недель

Автор: Никифорова И.А.


Целью написания данной статьи является попытка систематизации опыта по созданию предметных недель филологической направленности в 550 школе Центрального района города Санкт-Петербурга.

По нашему мнению предметные недели весьма многофункциональны и должны сочетать, как учебную, так и воспитательную деятельность, а так же включать в себя деятельность, направленную на выбор профиля обучения учеников.

Многолетний опыт разработки и реализации предметных недель позволяет нам выделить ведущие принципы, в соответствии с которыми мы подходим к их проектированию.

Первоначально определимся с пониманием категории «принцип» вообще и в педагогической науке в частности. Понятие «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. Согласно Ожегову С.И. в первом значении – принцип это «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы», во втором значении – «убеждение, взгляд на вещи», в третьем значении - «основная особенность в устройстве чего-либо» (5). Для нашего исследование важно рассмотрение категории во всех значениях.

В педагогике под принципами традиционно понимаются наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, методике и организации процессов педагогической деятельности.

Мы разделяем взгляды академика Российской академии образования В. И. Загвязинского (3), согласно которым принципы служат мостом, соединяющим теоретические представления с практикой. Они выступают регулятивами по отношению к деятельности в целом, в любых формах ее проявления.

По своему происхождению принципы являются теоретическим обобщением практики и носят объективный характер. По форме своего осуществления принципы носят субъективный характер, так как они отражаются в сознании участников педагогического процесса с различной степенью полноты и точности.

В своей статье мы рассмотрим опыт разработки и проведения предметных недель по русскому языку и литературе. Прекрасно осознавая, что существуют отдельные свойства, характерные для проведения каждой предметной недели по данному учебному предмету, мы попытались выделить то общее, что характерно для каждой, из проводимой нами предметной недели.

Итак, мы выделяем 5 принципов, необходимых, на наш взгляд, для проведения предметных недель в школе:

1. Принцип средового подхода в разработке и реализации предметной недели.

Что мы понимаем под образовательной средой? В педагогической литературе понятие «образовательная среда» используется наряду с такими понятиями как «школьная среда», «среда учебного заведения», «образовательное пространство» и др. Несмотря на широкое употребление в научной литературе, понятие «образовательная среда» не имеет однозначной научной трактовки. В самом общем смысле она понимается как окружение и состоит из совокупности факторов различной природы, которые прямо или косвенно воздействуют на человека в процессе его образования (5). Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Образовательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на эффективность этого процесса в целом (6). Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

Именно на создание образовательной среды, в данном контексте, направлена вся работа, выполняемая нами по созданию предметных недель в школе.

Как можно образно представить образовательную среду, создаваемую нами?

В этом нам поможет концепция средового подхода Мануйлова Ю.С., рассматривающего среду как ди­намическую систему. Среда состоит из следующих компонентов: 1) «ниши» - более или менее однородные в «трофическом»отноше­нии части среды, представляющие собой пространство возможностей. «Это то, куда можно войти, где можно пребывать и с помощью чего можно удовлетворить свои индивидуальные потребности» (4, с.87). «Ниши» обладают определенным набором возможностей. «Питание», или «трофика», может быть эмоциональным, интеллектуальным, ду­ховным, физическим и т.д.

2) «стихии» - доминирующие над учеником силы, которые охватывают, увлекают, обогащают, изменяют и т.п. Они могут быть со­зидательными, конструктивными, деструктивными и т.п. «Стихии» влияют на образы бытия, например: стихия заинтересованности - на сосредоточенность и др.

Что для нас в образовательной среде предметной недели является данными «нишами»? Это зал библиотеки, и фойе школы (где ученика и его родителей встречают персонажи предметной недели – Шерлок Холмс или Андрей Аршавин), рекреация с идущими нон-стоп презентациями учеников, отдельные кабинеты в которых проходят мастерские по ведущей теме предметной недели). Для нашего исследования ин­терес представляют источники интеллектуального развития учеников и их ценностей, а также «ниши», дающие эмоциональный и мотивационный «заряд».

2. Принцип событийности.

Мы уверены, что для организации предметной недели необходимо отойти от идеи проведения серии мероприятий по учебному предмету, к идее событийности. Только в том случае, если предметная неделя рассматривается, как событие в жизни школы и каждого ученика, можно говорить о ее продуктивности. Событийность возможна, на наш взгляд, только в случае глубокого включения учеников в разработку и реализацию предметной недели.

3. Принцип универсальности ведущей проблемы предметной недели. Выбираемая тема предметной недели должна соответствовать следующим требованиям:

· Актуальность, для современного ученика.

· Сезентивность для возраста

· Универсальность, рассмотрения ее контекстов для всех возрастов.

Приведем пример: тема «Преступление и наказание» - может быть рассмотрена, как тема детективной литературы в 5-6 классах, криминалистики, для остальных классов средней школы и собственно философскому осмыслению понятий «преступления и наказания» в старшей школе

4. Принцип влияния предметных недель на самоопределение ученика.

Определим, что мы понимаем под самоопределением ученика.

Необходимо отметить, что термин «самоопределение» в современной литературе не имеет однозначного толкования. Каждый автор закладывают в него разный смысл. В разных исследованиях встречаются различные виды самоопределения: личностного, жизненного, социального, ценностного, профессионального, нравственного, семейного и т.д.

В «Толковом словаре русского языка» «самоопределение» представлено как «определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, национальных интересов». Психологические словари трактуют понятие «самоопределение» как 1) особую форму межличностных отношений, выступающую как избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной общности, при котором он принимает одни из групповых влияний и отвергает другие в зависимости от опосредующих факторов – оценок, идеалов, убеждений; 2) сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Анализ психологической литературы (Божович Л.И., Климов Е.А., Кон И.С., Сафин В.Ф., Шавир П.А. и др.) позволяет установить, что самоопреде­ление личности выступает стержневой формой проявления ее активности в жизнедеятельности.

Самоопределение - целостный процесс овладения субъектом личностно и социально-значимыми сферами жизни соответственно сознательно по­ставленной цели, в ходе которого, он самореализуется, само­утверждается. Исходным условием самоопределения является способность к сознательному выбору цели и средств достижения; в качестве объекта цели выступают отдельные жизненные сферы, а на более высоком уровне - жиз­недеятельность в целом.

Несомненный интерес представляет работа Маликиной Е.В., в которой проведен контент-анализ определений понятия «самоопределение», на осно­вании которого удалось установить пять единиц-признаков, которые встре­чаются в большинстве определений. К ним относятся:

1) осознание ценностей группы или социальная ориентация;

2) индивидуальный выбор цели;

3) выбор будущего;

4)осознание и соотнесение индивидуальных потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами;

5) деятельность в соответствии с общественными запросами.

На основе проведенного контент-анализа, Маликина Е.В. дает опреде­ление понятия «самоопределение», положив в его основу формулу «хочу-могу-есть-требуют», рассмотренную психологом Сафиным В.Ф. Данное оп­ределение формулируется следующим образом: самоопределение - это са­мостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной сознательной деятельности на основе осоз­нания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентации.

В своем исследовании мы придерживаемся определения О.С. Газмана: «Самоопределение - это, прежде всего, личностный выбор, а он предполагает соотнесение требований внешнего мира с самим собой, объективной реальности с реальностью субъектив­ной - своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе» (1).

Наиболее полно содержательное наполнение понятия «самоопределение» раскрывается А.Л. Журавлевым (2). В его представлении самоопределение – это поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру и человеческому сообществу, а также собственной системы жизненных смыслов, ценностей, принципов, возможностей, способностей и ожиданий.

Становление самоопределения ученика внутри предметной недели, происходит постепенно, от класса к классу, конечно, если она является событием в жизни ученика. Главное в категории самоопределения –это выбор. Поэтому внутри предметной недели ученику максимально должна быть предоставлена возможность выбирать: задание, сложность, уровень активности, степень включенности и прочее.

5. Принцип значимости предметной недели для выстраивания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ученика.

В наиболее общем виде выделяют три типа ИОМ, отражающие ведущую направленность обучающегося (в личностном, образовательном, профессиональном планах) при получении образования (9). Обратимся к их характеристикам:

1. Маршрут адаптивного типа требует использования образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации.

2. Маршрут развивающей направленности характеризуется широким

развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование.

3. Маршрут созидательной направленности включает в себя не только

развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни. Такой подход способствует рассмотрению

индивидуального образовательного маршрута в контексте жизнедеятельности обучающегося, его позиций, взглядов, целей, планов.

В общеобразовательной школе обучение по индивидуальным образовательным программам в настоящий момент является актуальной задачей, поскольку именно построение ИОМ лежит в основе концепции профильного образования.

Осознавая, что при существующих требованиях к соблюдениям ФГОС существует очень мало вариантов реализации дифференциации обучения учеников. Сегодняшнее понимание ИОМ ученика скорее является некой метафорой. Поэтому мы рассматриваем предметную неделю, не только, как возможность выбрать свой профиль (вертикальный образовательный маршрут), но и как возможность понять себя, свои интересы и возможности, а так же культурные нормы и ценности общества (горизонтальный образовательный маршрут).

Итак, мы рассматриваем предметную неделю, как способ создания особой событийной образовательной среды, способствующей самоопределению ученика, помогающий в выстраивании его ИОМ.


Литература:

1. Газман О.С. «Неклассическое воспитание». – М., 2002.

2. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирическое исследование. – М.: Изд-во института психологии РАН, 2007.

3. Загвязинский В.И.Теория обучения. Современная интерпретация. — М.,2001.-С. 39-46.

4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс... докт.пед.наук. -М., 1997.-493с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

6. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика [Текст] / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007.

7. Шведов Н.Ю. / Российская АН; Рос. фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

8. Шарова Н.Н. Анализ подходов к пониманию образовательной среды в отечественной педагогике [Электронный ресурс] / Н.Н. Шарова // Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Интернет-ресурсы:

9. http://educom.su/uploads/files/Individual_educational_route.pdf


Поделиться:


Назад в раздел