Поиск по сайту

Диалог субъектов образовательного процесса на базе информационных и коммуникативных технологий

Автор: Тумалева Е.А.


Согласно докладу ЮНЕСКО “Образование в информационном обществе и для этого общества” информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - двигатель роста и инструмент, помогающий расширить права и возможности людей, способный оказать решающее воздействие на изменение образования и его улучшение. [1] Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в новых технологических условиях, в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий, требует решения комплекса проблем, связанных с проектированием эффективной образовательной коммуникации в высокотехнологичной информационной среде. В построении моделей взаимодействия, реализуемых на базе ИКТ, выделяется два базовых класса задач решаемых с помощью образовательной коммуникации. Первый - связан с первоначальной передачей социального опыта от педагогов обучающимся в формировании компетенций на основе системы знаний, умений и навыков, воздействии на становление ценностных позиций. Второй класс задач определяет основы функционирования виртуального коммуникационного поля образовательного учреждения, инфраструктуры, на базе которой осуществляется диалог (в широком смысле слова) субъектов образовательного процесса.[2]

Под информационным взаимодействием [3],[4],[5] понимается процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-видео-мультимедиа информация) при реализации обратной связи на основе использования развитых средств ведения интерактивного диалога. В процессе информатизации целенаправленно и планомерно происходит развитие компьютерной базы, информационно-коммуникационной инфраструктуры, приобретение лицензионного программного обеспечения, оборудование классов открытого компьютерного доступа, введение электронного документооборота, создание электронных систем и баз данных для администрирования и многое другое, что приводит к созданию высокотехнологичной информационной среды, реализуемой на базе новейших технических и программных средств и технологий. Соответственно информационное взаимодействие образовательного назначения в условиях высокотехнологичной информационной среды изменяется по структуре, содержанию и видам информационной деятельности.

Структура информационного взаимодействия образовательного назначения изменяется, т.к. появляется интерактивный партнер для учащегося и преподавателя, роль которого смещается в направлении кураторства, обеспечения продвижения обучающегося на пути освоения знания, «навигации» в информационной среде. Время, затрачиваемое ранее преподавателем на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль учащегося как «потребителя» фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки (возможно в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи. Применение учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно, переводит процесс обучения на уровень «активного преобразования информации». А в более совершенном варианте — на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности («внутренний» диалог). При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации («внешний» диалог). В случае, когда информационное взаимодействие образовательного назначения, которое осуществляется с возможностью «выхода во вне», с помощью современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы во Всемирной информационной сети Интернет, речь можно вести об информационном взаимодействии в высокотехнологичной информационной среде, создающей совокупность условий для осуществления деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощь средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, которые взаимодействуют с учащимся и преподавателем как с субъектами информационного взаимодействия образовательного назначения. Этот вариант информационного взаимодействия предполагает реализацию разнообразных способов поиска, отбора, передачи информации и различных видов знания из практически неограниченного информационного ресурса сети Интернет. В этом случае средство обучения, функционирующее на базе ИКТ, является не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию. При этом содержание учебной информации обучаемый может выбрать сам, сообразно своим предпочтениям и уровню подготовленности. В настоящее время, когда появилась возможность использования распределенного информационного ресурса Интернет, содержание учебной информации при информационном взаимодействии становится прерогативой выбора обучающегося.

Под учебной деятельностью, реализующейся в высокотехнологичной информационной среде,будем понимать динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучаемым и средствами информационных и коммуникационных технологий, направленную на достижение учебных целей. Встраиваемость возможностей ИКТ в обучающие средства и системы, моделирующие и имитирующие на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивает реализацию новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления и извлечения знания.Видами учебной деятельности, основанными на диалоге, являются: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе, реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с субъектами учебного взаимодействия, в том числе и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога, при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала или режима работы в соответствии с личными предпочтениями учащегося; управление в реальном времени объектами, процессами как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых объектов, явлений, процессов; автоматизация процессов контроля и самоконтроля за ходом и результатами учебной деятельности, достижениями учащихся (например, электронный портфолио, электронная коллекция достижений [6]); продуцирование информации — деятельность по созданию информационного продукта; формализация и визуализация информации.

Еще большего обобщения требует представление структуры, содержания и видов информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого обучающимися, обучающим с источником распределенного информационного образовательного ресурса в информационно-образовательной среде. В этом случае, в отличие от произвольного использования потенциала распределенного информационного ресурса, информационно-образовательная среда, включает его в качестве компонента и создает совокупность условий для осуществления информационной деятельности как отдельного обучающегося, так и группы обучающихся или целого коллектива (коллективов) на базе его использования и информационного взаимодействия. При этом распределенный информационный ресурс образовательного назначения предоставляется в пользование обучающимся и обучающему с определенных, заведомо известных источников. В этом случае информационно-образовательная среда является, во-первых, источником учебной информации, предоставляя информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды - совокупность содержания всего объема распределенного информационного ресурса, включая как семантическую, так и технико-технологическую компоненты, его структурные особенности, возможности режимов работы с ним, в том числе и поток сообщений, циркулирующий в сети (трафик сети, маршрутизирующий этот поток). Во-вторых, обеспечивает осуществление информационной деятельности как обучающимися, так и обучающим и, в-третьих, обеспечивает информационное взаимодействие интегративного характера, направленное на реализацию идей открытого образования и использования всего информационного потенциала высокотехнологичной информационно-образовательной среды. Использование распределенного информационного ресурса Интернет позволяет осуществлять, помимо вышеперечисленных видов учебной деятельности, еще и поиск информации, в том числе аудиовизуальной, в различных базах данных Всемирной сети Интернет в диалоговом режиме реального времени; самопредставление во Всемирной мультимедийной среде; продуцирование информации (деятельность по созданию информационного продукта); формализацию информации.

Таким образом, рассмотрение изменений, происходящих в процессе информационного взаимодействия образовательного назначения в связи с реализацией возможностей средств ИКТ, позволяет вести речь о совершенствовании технологии информационного взаимодействия, осуществляемого между учащимся, педагогом и средствами информатизации и коммуникации. Такой уровень информационного взаимодействия определяет наличиевысокотехнологичной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны образовательного процесса. Более того, такое взаимодействие в высокотехнологичной информационной среде предполагает проявление партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым на другие, так и средством ИКТ на компоненты системы. Эта особенность является одним из существенных признаков высокотехнологичной образовательной среды и определяет суть инноваций, реализуемых с использованием средств ИКТ.

Рассмотрение другого типа электронной образовательной коммуникации в ИКТ – взаимодействие субъектов образовательного процесса по информационно-техническим каналам - требует анализа коммуникативного аспекта проблемы. Развитие теории информационного взаимодействия реализуется в новом направлении исследований[7],[8], в рамках которогоавторы исследуюткоммуникативный подход к обучению в электронной среде, характеризуемый как педагогическая и компьютерно-опосредованная коммуникация, рассматривают известные теоретические подходы к коммуникации в преломлении к электронной среде, на основе чего утверждают, что адаптация ИКТ подразумевает обучение коммуникативным навыкам, этике поведения в сети, изменение роли субъектов образовательного процесса в процессе обучения, взаимодействия методами сотрудничества. К междисциплинарным областям, исследующим проблемы ИКТ, относится также область знания, изучающая явление человеческой коммуникации, именуемая в американском варианте как Communication Science (Communication, Communication Studies). В российской практике эта область не получила однозначного названия и именуется различными русскоязычными терминами, такими, например, как "коммуникативистика" [9], "социальная коммуникация" [10],[11], "теория и практика коммуникации" [12].

Прикладными исследованиями в рамках этого направления, наиболее близкими к педагогическим проблемам коммуникации в электронной среде, являются междисциплинарные исследования педагогической информатики (представлено научно-методическим журналом "Педагогическая информатика ", издаваемым с 1994 г. при участии Академии информатизации образования) и педагогической коммуникации (американский вариант – educational, instructional communication), а также компьютерно-опосредованной коммуникацииили опосредованного компьютером общения (варианты перевода американского термина computer-mediated communication) [13].

Традиционно, в теории обучения выделяют совокупность из пяти взаимосвязанных компонентов (цель, содержание – или теория содержания, методы, формы и средства – или методическое обеспечение), которые на современном этапе изучаются в приложении к педагогическому процессу в электронной (информационной, интерактивной, мультимедийной) среде в приложении к традиционной и дистанционной формам обучения по различным учебным предметам (см., например, [14], [15]). Но, недостаточно изучены коммуникативные теоретические и методические аспекты использования ИКТ, как процедуры, обеспечивающие взаимоотношения и взаимопонимание между участниками учебного, образовательного, научного процесса, реализуемого в электронной компьютерной среде (компьютерно-опосредованная коммуникация, образовательные сетевые сообщества).

В мировом научном сообществе еще не сложилось единой точки зрения на понимание сущности и особенностей обучения в электронной среде, его форм, методов и средств организации, критериев оценки его эффективности. Одни исследователи полагают, что нет существенной разницы между обучением в электронной среде (e-learning, Web-based learning / Internet-based learning) и традиционными формами обучения, как на самом этапе обучения, так и на этапе анализа полученных в результате обучения знаний. Другие полагают, что обучение в электронной среде представляет собой абсолютно новую парадигму образования, которая опирается на функциональную эффективность ИКТ, формирует и формируется на основе «особой» культуры обучения (e-learning culture), которая характеризует как обучаемого (e-learner), так и обучающего (e-teacher, e-instructor, e-facilitator, e-supervisor). Значительно меняется и роль преподавателя, который отчасти должен осваивать и менеджерские функции (e-learning manager/e-learning administrator). Таким образом, важным элементом обучения в электронной среде становится его методология и организация, которые в большей степени отличаются от традиционных форматов и методов обучения и учения [15], [16].

Напомним, что одна из особенностей педагогической профессии – необходимость постоянного конструктивного и эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса, т.е. традиционно – с учащимися и их родителями, коллегами, администрацией, а ввиду изменяющейся коммуникативной среды учебных заведений – с компьютерными специалистами (технический персонал, администратор локальной сети, администратор, редактор или дизайнер веб-сайта, Интернет-провайдер). Таким образом, современному преподавателю необходимо наличие умений и навыков, готовность строить эффективную коммуникацию с другими людьми, непосредственно участвующими в педагогическом процессе (коллеги, учащиеся), поддерживающими, администрирующими процесс обучения в электронной среде (администраторы, технический персонал), управляющими учебным заведением, системой образования (администрация учебного заведения, управляющих органов), а также родителями учащихся и социоокружением. Аналогично, учащемуся необходимо уметь строить свою коммуникацию с другими участниками педагогического процесса в целях учения, самообучения – с одноклассниками, преподавателями, а также с техническим персоналом, администратором. Получение и развитие этих навыков возможно только в ходе активной деятельности, включающей разнообразные формы компьютерно-опосредованной коммуникации (межличностная, групповая, межкультурная).

Высокотехнологичная информационно-образовательная среда с коммуникативной точки зрения должна представлять собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между преподавателем и учащимися, прогнозировавшуюся И. Илличем в начале 70-х гг. прошлого века как появление сетевых сообществ [17], [18]. Кроме поддержки двунаправленной связи, современные программные оболочки для формирования электронной среды содержат специальный инструментарий для содействия эмоциональным коммуникативным связям и отношениям (визитные карточки, чаты, форумы), в том числе с возможностью создания, редактирования и комментирования сообщений (агенты, живые журналы, коллективные гипертексты) [19]. Самонастраиваемость подразумевает гибкую корректировку, перестройку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации в электронной среде (например, скорость, стиль, этика общения). Самосовершенствование подразумевает постепенное установление наиболее эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей (например, освоение кооперативных методов общения). Таким образом, характерной особенностью самоорганизующейся и самообучающейся коммуникативной образовательной системы является ее гибкость, динамика, систематическое изменение до достижения некоторой стабильности поведения субъектов образовательного процесса по мере накопления ими опыта взаимодействия, до формирования эффективного учебного, образовательного сетевого сообщества.

Для организации взаимодействия учащегося с учебными материалами и другими субъектами образовательного процесса используются технологии асинхронного и синхронного режима связи. Технология «off-line» включает в себя: оперативную электронную переписку; телеконференции распределенной группы, в которой взаимодействует ограниченная (распределенная) группа участников и рассылка поступающих сообщений осуществляется по определенному адресному листу, который может включать в себя ограниченное число пользователей от нескольких участников, например группы учащихся, до нескольких сотен адресов субъектов, образующих ту или иную информационно-образовательную среду, например, все учащиеся класса или параллели, изучающие данный курс; работу с электронными банками информации, например, заказ того или иного материала из учебно-методического комплекса по дисциплине, имеющегося на сервере образовательного учреждения, ресурсного центра.

Технология синхронного режима связи («on-line») включает в себя: несинхронизированную во времени дискуссию (форум) - проведение телеконференции (обмена мнениями) в форме отправки реплик на «доску объявлений» - WWW-страницу, доступную для последующего просмотра всеми участниками телеконференции в удобное для каждого из них время и по инициативе самого участника форума; синхронизированную во времени дискуссию (чат); поиск, анализ и деятельность с электронными информационными ресурсами, размещенными в сетях (локальных и глобальной сети Интернет); установка собственных ресурсов, «продуктов» деятельности в сетях.

Принципиально новым в образовательной деятельности является то, что учащиеся становятся активными источниками коммуникации. Они могут сами разворачивать коммуникационные процессы, взаимодействуя с ресурсами, создавая вокруг них свои дискурсы (если ресурс педагогически выстроен для достижения такой цели). Впоследствии педагог может анализировать эти дискурсы и замыкать по ним обратные связи - корректировать действия неправильные, неточные, ошибочные.

Так, есть опыт организации самостоятельной работы с использованием обучающих программ и электронных учебных пособий по различным дисциплинам; систем проектных заданий; программных комплексов и компьютерных приложений. В настоящее время все больше внимания уделяется разработке виртуальных образовательных сред учебных заведений, одним из компонентов которых должна стать виртуальная интерактивная среда организации самостоятельной работы.

Проанализируем средства ИКТ, используемые преподавателями на современном этапе развития изучаемой проблемы для организации информационного взаимодействия образовательного назначения, которые можно условно разделить на 2 блока.

Первый блок – пользовательские инструменты.

Средства ИКТ

Возможность обмена сообщениями

Возможность хранения информации

Консультиро-

вание по ходу выполнения заданий

Информация от преподавателя

Информа-ция от учащегося

Чат

+ в on-line режиме

-

-

+

+

Форум

+

+

-

+

+

Электронная почта

+

+

+

+

+

Электронный учебник

-

+

-

+

-

Учебная база данных

-

+

-

-

-

Гиперссылка

-

+

-

+

-

Гипертекст

-

+

-

+

-

Из данных таблицы видно, что использование перечисленных программных средств для организации диалога не имеет комплексного характера, ни одно из средств не обладает всеми заданными характеристиками одновременно.

Второй блок - специализированные программы, которые можно использовать как «оболочки» для организации и поддержки учебного взаимодействия. Функциональное назначение – предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого. К ним относятся:

Web-страница. В контексте темы статьи речь идет о динамических (интерактивных) Web-страницах, текст которых содержит фрагменты программного кода (скрипты) или вызовы размещенных на сервере программ (CGI, ISAPI). В отличие от обычных Web-страниц, содержимое которых практически не меняется от посещения к посещению (если только его не изменит по своему желанию владелец сайта), содержимое интерактивной Web-страницы может меняться в процессе работы с ней по заранее заданному сценарию (алгоритму), либо в зависимости от манипуляций пользователя.

Сетевые приложения. Такие, например, как службы Google и Zoho позволяют пользователям хранить в сети свои документы, веб-страницы, медиаматериалы.

Системы управления содержанием. Многие системы управления содержанием (Drupal, Jumla) позволяют пользователям организовывать хранение своих документов и доступ к ним. Наиболее распространенной в системе образования является оболочка Moodle . Некоторые новые оболочки специально поддерживают функцию организации учебных портфолио - Elgg и Mahara.

Социальные сервисы Web 2.0. Концепция Web 2.0 стала одной из основополагающих идеологий развития Интернета начала XXI века. Термин Web 2.0 используется сравнительно давно, но в современном его значении он возник на конференции 2004 года (http://www.web2con.com). В материалах этой конференции Тим О'Рейли опубликовал первую и наиболее популярную статью, в которой было впервые объяснено значение этого термина, а также наглядно продемонстрированы различия между сетью первого и второго поколений. Идеологи концепции Web 2.0, девизом которой стал “Web как платформа”, определяют несколько ключевых моментов, по которым легко определить возможности новых социальных сервисов. Прежде всего, понятие «Web как платформа» означает изменение принципов работы обычных программных продуктов. Повсеместное использование специальных интерфейсов приводит к тому, что привычные приложения начинают работать через браузер. Это означает, что каждый желающий может работать исключительно с web-приложениями – онлайновым текстовым редактором, табличным процессором, органайзером, сервисом хранения закладок, инструментами хранения файлов, прослушивания музыки, просмотра видеоматериалов. В результате этого достигается полная мобильность пользователя - достаточно иметь доступ к Сети, и можно работать с Сетью точно так же, как с обычным компьютером с установленными на нем приложениями. В этом случае все приложения будут доступны через браузер, а пользователю нужны только операционная система, сам браузер и доступ к Интернету. Следующим моментом, на котором акцентируют внимание создатели концепции Web 2.0, является перераспределение существовавших ранее ролей создателя контента и его потребителя. Такое разделение обязанностей в Web 2.0 постепенно стирается, а потребители контента, то есть Интернет-пользователи, постепенно становятся полноправными участниками процесса его создания. Другой важной характеристикой сети Web 2.0 стало использование блогов. Блогосфера представляет собой яркий пример одновременно коллективного разума, и в то же время той особой индивидуальности, которую привносит в нее каждый участник. Таким образом, концепция Web 2.0 означает, что Сеть превратилась из инструмента пассивного восприятия в среду, в которой контент создается, дробится на маленькие части, меняет структуру, в зависимости от цели и эволюционирует, проходя через различные сообщества пользователей. Очень важен тот факт, что «Web 2.0» - это только частично технологическая, а в основном, все же, социальная революция.

Программное средство

Обмен сообще-

ниями

Хранение информа-

ции

Консульти-рование

Возможность организации

чата,форума/

диалога (живая речь)

Инфор-

мация

об уча-

щемся

Поиско-вые системы

Web-страница (myLivepage)

+

+

+

+

+

+

Сетевые приложения (Google, Zoho)

+

+

+

+/+

+

+

Системы управления содержанием (Moodle, Elgg, Mahara)

+

+

+

+

+

+

Социальные сервисы (Wiki и др.)

+

+

+

+

+

+

Личное учебное пространство учащегося может быть организовано на базе целого ряда социальных сервисов: блоги, хранилища закладок, ВикиВики и др. [20]. При организации учебного пространства на базе социальных сервисов обычно используется несколько различных сервисов. Например, оболочка Wiki-Wiki создавалась для коллективного редактирования гипертекстовых документов. В МедиаВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.

На основе перечисленных технологий виртуального взаимодействия в образовательной практике появляются новые аспекты профессиональной деятельности педагога (управленца): организация различных видов диалога с учащимися с использованием телекоммуникаций; организация взаимодействия с родителями и коллегами (в том числе зарубежными); организация взаимодействия с профессиональным сообществом; создание имиджа современного педагога путем представления собственных профессиональных достижений; взаимодействие с работодателями, грантодержателями, руководителями системы постдипломного педагогического образования и пр.; консультационные услуги на основе сетевых ресурсов; использование новых форм решения воспитательных задач (электронные воспитательные мероприятия, электронные периодические издания, и пр.).

Обобщение достоинств и недостатков существующих форм и методов, а также анализ положительных и отрицательных факторов, оказывающих влияние на организацию сетевого диалога, делает очевидной потребность создания специализированной системы (виртуальной среды) интерактивной самостоятельной работы на основе образовательной среды образовательного учреждения и имеющей выход к распределенным мировым информационным образовательным ресурсам доступным по компьютерным телекоммуникациям. Реализация такой среды направлена, прежде всего, на обеспечение самостоятельной работы необходимыми информационными, учебно-методическими материалами и программным обеспечением, а также организацию коммуникации между субъектами образовательного взаимодействия в различных диалоговых режимах для осуществления, поддержки и контроля качества самостоятельной работы. При разработке сред организации самостоятельной работы основное внимание концентрируется на соответствии информационных программ и сервисов основным характеристикам интерактивной самостоятельной работы таким как: гибкость - учащийся, может заниматься столько, сколько ему необходимо для освоения конкретного раздела в приемлемых для него условиях; модульность – изучаемый раздел самостоятельно автономен и отвечает индивидуальным или групповым запросам; специализированный контроль качества самостоятельной работы. Универсальная модель такой среды, «офиса для организации самостоятельной работы» предусматривает следующие инвариантные компоненты (микросреды): организационно-информационная (документы: стандарты, программы, технологические карты дисциплин, учебные планы; планирование: расписание, консультирование и пр.; информация: объявления, рейтинги); учебно-методическая (электронные информационные ресурсы, учебно-методические материалы, контрольно-измерительные материалы и пр.); коммуникативная (телеконференции, форумы, сайты преподавателей и пр.) В качестве вариативных компонент выступают, например, виртуальные учебные лаборатории, виртуальные сообщества по созданию википедий, словарей и пр.[21]

Система организации использования сервисов Web2.0 станет эффективной, во-первых, если она содержит потенциал для проявления творческой активности учащихся, т.е. сориентирована на их актуальные потребности и потенциальные личностные возможности. Во-вторых, если соответствующим образом организовано их «движение» и диалог в этой системе.

Несмотря на активное развитие ИКТ в направлении мультимедиа, конвергенции различных сред, основой для взаимодействия в информационно-коммуникационной среде, тем не менее, является текст, например, в форумах, чатах, других системах диалога в реальном времени. Модель образовательной информационно-коммуникационной среды можно рассматривать как объектно-ориентированную, в которой объектами являются: пользователи (преподаватели, учащиеся и другие участники образовательного процесса, провайдеры образовательных услуг), правила взаимодействия (предусмотренные компьютерной программой, курсом, интуитивные, этические), события (производимые пользователями действия и их результат) и информационные объекты (тексты, графика, видео, мультимедиа с которыми работают пользователи). Таким образом, модель структурного и социального устройства традиционной образовательной среды трансформируется ИКТ в высокотехнологичную информационно-образовательную среду – интегрированную образовательную информационно-коммуникационную среду с распределенными образовательными ресурсами и коммуникативной инфраструктурой поддержки образовательных сообществ различных типов.

В заключение следует отметить факт изменения парадигмы информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого в высокотехнологичной информационной среде, что обусловлено, во-первых, наличием новых субъектов системы учебного взаимодействия, принимающих активное участие в процессе обучения, во-вторых, усложнением структуры этого взаимодействия в направлении развития коммуникативных и информационных реализаций, в-третьих, возможностью организовывать виды учебной деятельности, обеспечивающие высокий уровень самостоятельности и «открытость» образования. Подводя итог можно также утверждать, что диалог на базе ИКТ станет эффективным, если содержит потенциал для проявления творческой активности обучаемых, т.е. сориентирован на их актуальные потребности и потенциальные личностные возможности, а также, если соответствующим образом организовано «движение» и взаимодействие в этой среде субъектов образовательного процесса.



Литература

1. Guttman, C. Education in and for the information society. Paris: UNESCO. 2003

2. Тумалева Е.А. Информационные и коммуникационные технологии в организации диалога субъектов образовательного процесса.// Информационная политика образовательного учреждения: Методическое пособие.- СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2009. С.11-19

3. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде./ ИИО РАО. Ученые записки, выпуск 5. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Сборник статей. - М., 2001, С 3-30.

4. Прозорова Ю.А. Организация учебного информационного взаимодействия с распределенным информационным образовательным ресурсом Internet./ ИИО РАО. Ученые записки, выпуск 5. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Сборник статей. - М., 2001, С 232-243.

5. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем. // Психологическая наука и образование. М., - 1996. №2. С.68-72.

  1. Винокурова О.Л., Сенькова Л.П., Тумалева Е.А. Электронная коллекция достижений.// Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. С.48-55

7. Розина И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития. Educational Technology & Society 7(2) 2004 ISSN 1436-4522 pp. 257-269

8. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В.Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.:Академия, 2006

9. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М.: Изд-во Московского университета, 1999.

10. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

11. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

12. Тузлукова В.И. Термины как средство конструирования предметной области «Теория и практика коммуникации» в Российской науке//»Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. C. 185-192

13. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: "Можайск-Терра", 2000. – С.3-10.

14. Ахаян А.А. Виртуальный педвуз. Становление действующей модели. - СПб., 2001.

15. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом "Камерон", 2004.

16. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2002.

17. Illich I. Deschooling Society. New York: Harrow and Row, 1972

18. Illich I. Tools for Conviviality. London and New York: Marion Boyars, 1973

19. Патаракин Е.Д. Создание коллективного гипертекста / Информатика и образование, № 4, 2003.

20. Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию. Учебно-методическое пособие. М.: Интуит.ру, 2007

21. Тумалева Е.А. Информационное обеспечение научно-образовательной среды.// Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: Сборник статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 года. Ч.2.-СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2013. С.437-443


Поделиться:


Назад в раздел