Поиск по сайту

Совместная деятельность педагога и дошкольников по теме «Памятник Петру I – символ Выборгского района»

Автор: Лигай А.Б.


Каждый район Санкт-Петербурга имеет свои официальные и неофициальные символы – опознавательные знаки, по которым территориальную административную единицу города узнают. Для Выборгского района таким символом является памятник Петру I на Большом Сампсониевском проспекте: изображение основателя Санкт-Петербурга часто используется в оформлении официальных документов (грамот, благодарностей, призов, книг и пр.) различными органами местного управления. Данная методическая разработка ориентирована на знакомство дошкольников с понятием «символ» района и позволяет расширить их представление об истории основания Выборгской стороны.

Адресат: воспитанники подготовительной группы ДОУ.

Форма проведения: совместная деятельность педагога и детей, связанная с исследованием вещей, содержащих символику района (изображение памятника Петру I), и фотоизображений монумента, основанная на фасилитированном обсуждении результатов наблюдений.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»* (при условии включения соответствующего задания)

Цель: создать условия для осознания детьми значения памятников истории и культуры как символов административных территорий.

Задачи:

· познакомить дошкольников с понятием «символ» (опознавательный знак);

· расширить представления детей об истории создания и бытования памятника Петру I у Сампсониевского собора;

· содействовать осознанию причин «превращения» объектов городской среды в «символы» района;

· продолжить развитие визуальных («зрительских») умений (умения рассматривать объекты материального мира – вещи, скульптуры, «считывать» заложенную в них информацию);

· продолжить развитие коммуникативных умений (умение участвовать в обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения, слушать других участников дискуссии);

· содействовать формированию личного эмоционально-ценностного отношения к истории Выборгского района, его природному и культурному наследию (осознание богатой истории района, уважение к памятникам, развитие интереса к изучению прошлого своей «малой родины» и т.д.).

Материалы и оборудование: предметы с символикой района (изображение памятника Петру I); фотографии наиболее известных памятников историческим личностям, расположенных на Выборгской стороне; электронная презентация с изображениями общей панорамы и деталей монумента Петру I; мультимедийный проектор, большой экран.

Ход совместной деятельности:

1. Педагог приносит в группу ряд предметов, которые предлагаются детям для коллективного исследования. Все предметы оформлены одним и тем же логотипом – изображением памятника Петру I около Сампсониевского собора. Дошкольникам предлагается рассмотреть вещи и поразмышлять над вопросами:

· Каково назначение данных предметов?

· Есть ли что-то общее во всех вещах? Найдите элемент, который присутствует на каждом исследуемом предмете. Что он собой представляет? Опишите его. Предположите, что может означать этот знак?

В ходе обсуждения принимаются все версии детей, если они доказаны. Проверить высказанные мнения или узнать точный ответ, если дошкольники так не смогли сделать ни одного предположения, помогает прочтение текстов, размещенных на предметах. Надписи зачитываются вслух педагогом. Дети должны определить, какие слова (словосочетания) повторяются чаще всего. В результате коллективной работы делается вывод: во всех текстах встречается фраза «Выборгский район». Воспитатель выясняет: знакома ли эта фраза дошкольникам? Что она обозначает? Где данное словосочетание дети встречали? (можно напомнить, что на табличке у входа в детский сад также упоминается название района). В конце беседы педагог объясняет, что изображение, присутствующее на всех предметах, является особым знаком, по которому определяют Выборгский район. Изображение «мужчины в старинной одежде и с тростью в руке» – это своеобразный неофициальный символ района, в котором мы живем, его «визитная карточка». Отрабатывается понятие «символ» – опознавательный условный знак.

2. Следующий этап совместной работы – определение, какой реальный объект послужил «основой» для знака-символа района. Поскольку на большинстве предметов памятник Петру I работы скульптора М. М. Антокольского представлен графически (в виде светлого силуэта) и неполностью (на изображении отсутствует постамент), то детям предлагается подумать: откуда могло «прийти» подобное изображение? Что оно напоминает? На какой объект городской среды оно похоже? Кто он такой – этот изображенный человек?

Ответы детей выслушиваются, при необходимости уточняются и корректируются педагогом. Делается вывод, что изображение, использованное как символ Выборгского района, является памятником, который находится на территории района. Дошкольникам предлагается выбрать из набора фотографий тот монумент, который соответствует рассмотренному логотипу. Фотографии вывешиваются на доске или раскладываются на столе перед детьми. В набор входят 5-7 изображений известнейших памятников Выборгской стороны, посвященных историческим деятелям. Например, В. И. Ленину в поселке Парголово, С. А. Есенину на одноименной улице, Д. Д. Шостаковичу около ТЦ «Гранд Каньон», А. М. Матросову на Большом Сампсониевском пр., Л. А. Орбели на пр. Тореза, С. П. Боткину у Военно-медицинской академии, Петру I напротив Сампсониевского собора.

Дошкольники выбирают тот памятник, который был изображен в виде знака на ранее исследованных предметах. Обсуждается, какие детали памятника (на фотографии) «подсказали» нам ответ. Уточняется, кому посвящен монумент. Дети приходят к выводу, что памятник установлен основателю Петербурга – императору Петру I.

3. В качестве физкультминутки организуется игра «Море волнуется раз…». В ходе игры детям предлагается изобразить позу царя Петра, запечатленного в памятнике. Обязательно дается визуальная подсказка: изображение скульптуры выводится с помощью мультимедийной техники на большой экран. Игра проводится в несколько туров – до тех пор, пока абсолютно все дети не примут позу, полностью соответствующую позе и мимике императора (высоко поднятая голова, решительный взгляд, расправленные плечи, отведенная назад рука с тростью, широко расставленные ноги и пр.). Педагог во время каждого тура может помочь ребятам, указав на неточности, которые допускают игроки.

Во время последнего тура игры дошкольникам предлагается «побыть царем» чуть дольше обычного («фигура» должна «замереть» на 1-2 минуты) для того, чтобы понять, какие чувства и эмоции может испытывать человек, стоящий в подобной позе. В процессе обсуждения своих наблюдений дошкольники подводятся воспитателем к выводу, что Петр изображен гордым, сильным, решительным человеком, который без страха смотрит вперед.

4. Рассаживаемся на свои места и продолжаем рассматривать памятник Петру I у Сампсониевского собора. На большой экран с помощью мультимедийной техники выводятся общая панорама и отдельные детали объекта. Обращаем внимание на одежду царя. Просим детей описать ее и сделать вывод: можно ли понять по одежде, что перед нами – царь? Люди какой «профессии» могли носить, на взгляд ребят, подобные мундиры, треуголки, сапоги-ботфорты, саблю? Приходим к выводу, что перед нами не просто царь, а военный человек, полководец, который готовится участвовать в сражении или уже победил в нем. Педагог сообщает, что монумент установлен в память о важнейшей победе царя над врагом – шведами. В зависимости от уровня познавательных возможностей дошкольников воспитателем излагается история создания памятника. Перед рассказом ставится задание: на основе услышанного попытайтесь объяснить, почему памятник Петру I у Сампсониевского собора стал символом (опознавательным знаком) Выборгского района?

5. В завершение своего рассказа педагог просит детей ответить на поставленный вопрос. Принимаются все версии дошкольников, если они доказаны. Воспитатель может также дополнить их следующей информацией: «Именно при Петре I вся территория Петербурга была разделена на районы. В числе первых пяти был и наш Выборгский район (тогда он именовался «Выборгской стороной»). Поэтому мы можем с уверенностью говорить, что император Петр I является не только основателем Санкт-Петербурга, но и основателем нашего района. При нем район начал застраиваться и развиваться».

6. Детям предлагается в ближайший выходной сходить вместе с родителями к Сампсониевскому собору и узнать, какие еще интересные достопримечательности расположены поблизости от него. Дошкольникам с высоким уровнем развития познавательных возможностей можно также порекомендовать прочитать вместе со взрослыми описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Дополнительная информация для педагога:

С 1700 г. по 1721 г. Петр вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Полтавская битва (27 июня 1709 г.), произошедшая в день святого Сампсония Странноприимца, означала перелом в этой войне, предопределила исход длительной Северной войны. В результате Северной войны Россия получила доступ к Балтийскому морю, завоевала статус великой европейской державы – империи, а Санкт-Петербург получил статус российской столицы (1712-1917 г.г. с небольшим перерывом ).

Памятник императору работы М. М. Антокольского установлен напротив Сампсониевского собора не случайно: по Выборгской стороне пролегала дорога, по которой русские войска уходили на войну со шведами. Здесь же по приказу Петра I был возведен деревянный храм в честь Полтавской баталии (не сохранился).

Памятник Петру I, выполненный из бронзы, установлен на высоком постаменте из красного гранита. Император изображен в полный рост в мундире Преображенского полка, гордо идущим вперед. Отведенная в сторону правая рука императора опирается на трость, в левой руке он держит подзорную трубу, на боку шпага, на левой стороне груди - орден Андрея Первозванного с лентой. Решительной походкой он «направляется» в сторону Сампсониевского собора.

На постаменте – цитата из обращения Петра I к русскому войску перед Полтавской битвой: «…а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога; жила бы только Россия…». На тыльной стороне постамента информация о памятнике:

· «Памятник Петру I. Скульптор М. М. Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого, в память 200-летия победы над шведами под Полтавой 27 июня 1709 г.»;

· «Воссоздан Государственным музеем «Исаакиевский собор» в честь 300-летия Санкт-Петербурга, май 2003 г.».

В 1938 г. памятник был демонтирован в связи с реконструкцией дороги и оправлен в Москву, в фонды Третьяковской галереи. Вернуть памятник не удалось, поэтому была сделана новая копия в 2003 г. и установлена на прежнем месте.


Поделиться:


Назад в раздел