Поиск по сайту

Обучение коммуникативному чтению на уроке иностранного языка учащихся 5 класса (на материале текста учебника “The Earth is in danger”)

Автор: Хребтова А.В.


В данной статье рассматривается вопрос обучения коммуникативному чтению учащихся 5 класса на материале текста учебника “The Earth is in danger” и представлена система заданий для обучения коммуникативному чтению.

Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, который направлен на восприятие и понимание письменного текста. В ходе такой деятельности учащийся осмысляет и оценивает информацию, представленную в тексте. Она предполагает не только процесс декодирования информации, которая представлена специальных графических знаков, но и активизацию мыслительной деятельности человека, в том числе эмоции, воображение, опыт и другие фоновые знания. Таким образом, читающий принимает активное участие в воссоздании смысла читаемого, в ходе интерпретации содержания. Стоит отметить, что чтение может выступать как целью, так и средством обучения.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является развить умения коммуникативного или зрелого чтения. Зрелое чтение характеризуется автоматизированностью техники чтения и высоким уровнем развития рецептивных лексико-грамматических навыков, что обеспечивает направленность внимания на содержание читаемого, гибкость комбинирования приемов, адекватных конкретной задаче чтения. [Колесникова, стр 180].

Текст является стимулом для развития всех других видов речевой деятельности, в том числе и устной речи.

Коммуникативное чтение подразумевает такой подход к письменному отрывку, при котором читающий ясно представляет цель деятельности. Содержательную сторону коммуникативного чтения составляют конкретные действия рецептивного характера, в то время как операционную сторону – навыковые приемы, которые служат средством осуществления этих конкретных действий.

Традиционно в зрелом чтении можно выделить пять групп умений, которые обеспечивают полное понимание содержания и смысла текста:

• умения, которые позволяют узнавать и понимать значений

Ранее изученных лексических и грамматических явлений в разных

контекстуальных условиях;

• умения, которые ориентированы на семантизацию еще неизученных слов;

• умения, которые направлены на понимание композиционно-смысловой структуры художественного текста;

• умения, помогающие выявить содержательно-смысловые особенности текста;

• умения, позволяющие выделить стилистических особенности текста.

Восприятие и понимание являются ключевыми процессами в коммуникативном чтении. Выделяются три уровня понимания иноязычного текста:

• понимание лингвистической информации;

• понимание содержательной, фактуальной, информации;

• понимание смысловой информации.

Далее представлен комплекс упражнений, направленный с одной стороны на устранение смысловых и языковых трудностей, которые затрудняют понимание, а с другой на формирование навыков и умений в чтении на выработку «стратегий понимания».

1. Упражнения на соотнесение слова с темой (ситуацией, контекстом).

I. In the 1st paragraph find the words describing nature.

II. Find ‘odd-one-out’

a. River, lake, forest, sea, ocean

b. Climate, temperature, winter, degree, planet

c. To protect, to save, to do harm, to help

d. Clean, mild, dirty, fresh

2. Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений.

III. In the 4th paragraph find the verbs in Present Perfect and translate them.

IV. Put the words in the correct order to make sentences

a. is \for life on \Water \Earth \very important

b. is \For example \lake \the deepest\ Lake Baikal \freshwater \on Earth.

c. real \Russian \You \winter\ in Moscow\ do not \ have \any more.

d. Animals\ Many \their \lose \and plants \homes.

V. Open the brackets.

a. The way people live……….. (to change) the climate on our planet.

b. Nowadays the temperature…………. (to rise).

c. People ……… (to cut down) trees to build farms, homes and roads.

d. Modern plants and factories ……… (to send) a lot of smoke into the atmosphere.

3. Задания на извлечение содержательной, фактуальной информации.

VI. Fill in the gaps using the words from the text.

a. Water is very ………………. for life on Earth.

b. There is ……………………water on our planet and at the same time there is ……………. water on it.

c. In many rivers and lakes the water is very ……………..

d. In many places the water is not ………….. and it is ………….. to use it when you cook.

e. Lake Baikal is 1741 …………..

VII. Change the underlined adjectives with their antonyms

a. The water in the lake is very clean.

b. In the north of Europe the climate has become more sever and cooler too.

c. If the temperature grows by 3-4 degrees it will become easier to live on the planet.

d. To use dirty water when you cook is healthy.

VIII. 'True' or 'False'.

1. April 22 is Earth Day.

2. People all over the world don't think about our planet.

3. People know how to protect wild animals and plants.

4. People don't want to help nature.

5. Water is not important for life on Earth.

6. There is a lot of good clean water on our planet.

7. Lake Baikal is not in danger now.

8. Life on Earth depends on the temperature.

9. Some people do a lot of harm to the forests.

10. People must protect life on Earth.

4. Задания на выявление смысловой информаций.

1. People often do a lot of harm to nature. Can you tell your classmates some facts about it? What must people do to save plants, birds and animals.

2. Say how people can protect plants, animals and birds when they are in danger.

5. Группа развивающих заданий.

Prepare a talk using the plan (8-10 sentences)

1. Say a few words about Earth Day. Why is it so important?

2. Give examples of bad things happening to our planet.

3. Say what we should do to save it.

4. Say what you do to save it.

Предложенный комплекс упражнений обеспечит учащимся полное извлечение информации и тренировку лексико-грамматического материала текста в достаточном объеме.



Список литературы

1. Гальскова И. Д. Гез И. И. Теория обучения иностранных языков. М.: Академия. 2005. - 338 стр

2. Карпов Д. А. Обучение коммуникативному чтению // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам \\ под редакцией Колковой М. К. – СПб.: Каро, 2007. – 288 стр.

3. Колесникова И. Л. Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – Москва.: Дрофа 2008. – 431 стр.

4. Миролюбва А. А. Общая методика обучения иностранного языка в средней школе. М.: Просвещения, 1967. - 501 стр


Поделиться:


Назад в раздел