Поиск по сайту

Методические рекомендации к обучению сотрудников пунктов проведения экзаменов ЕГЭ «Подготовка и проведение ЕГЭ в ППЭ»

Автор: Бублик Надежда Ивановна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Настоящие рекомендации разработаны к «Учебной программе консультаций по организационно-технологическому сопровождению ГИА в 9-11 классах сотрудников пунктов проведения экзаменов», разработанной РЦОКОиИТ, с использованием опыта обучения организаторов и проведения экзаменов в течение нескольких лет.

Целевая аудитория – сотрудники образовательных учреждений, чья деятельность связана с подготовкой и проведением итоговой аттестации учащихся в качестве организаторов в пунктах проведения экзамена.

Технологическое обеспечение – инструкции, утвержденные РЦОКОиИТ, презентации разработанные РЦОКОиИТ

Учебные часы – 4 часа.

В соответствии с программой рекомендуется 2 часа отвести на обучение организаторов проведению ЕГЭ в пункте проведения экзамена (далее ППЭ); 1 час посвятить заполнению бланков ЕГЭ, форм ППЭ и формированию навыков упаковки материалов; 1 час – практическому занятию по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

Первые два часа реализуются в лекционной форме в сопровождении мультимедийной презентации, специально разработанной для данного обучения РЦОКОиИТ. Последующие два часа целесообразно провести в интерактивной форме, используя индивидуальную и групповую работу.

I. Лекционная часть.

1. Представление нормативной базы.

Ведущий обучение (тьютор, руководитель ППЭ) должен представить и прокомментировать следующие нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ЕГЭ:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.10.2011г. №2451 «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена»

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении сроков и единого расписания проведения единого государственного экзамена, его продолжительности по каждому общеобразовательному предмету, перечня дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на едином государственном экзамене по отдельным общеобразовательным предметам» (ежегодно)

Следует особо подчеркнуть, что все работники ППЭ несут персональную ответственность за сохранение (сохранность информационной безопасности) и строгое соблюдение порядка проведения ЕГЭ.

Слушателям разъясняется, что все работники ППЭ, в том числе организаторы, утверждаются распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Они обязаны явиться в ППЭ в дни, указанные в приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении сроков и единого расписания проведения единого государственного экзамена», не позднее, чем за 40 минут до начала экзамена, что установлено Порядком проведения единого государственного экзамена. Неявка на экзамен без уважительной причины недопустима. О возникшей причине неявки необходимо заранее предупредить руководителя ОУ и руководителя ППЭ. Опоздание на экзамен и отсутствие на инструктаже перед ним является грубым нарушением инструкций. Следует сообщить, что распределение организаторов по пункту происходит автоматически на уровне РЦОКОиИТ, данные сведения находятся в секьюрпаке руководителя ППЭ и озвучиваются на инструктаже перед проведением экзамена.

Особое внимание необходимо обратить на продолжительность экзамена по каждому предмету, сообщить, что данная информация дублируется в контрольно-измерительных материалах, представляемых экзаменующимся. Следует отметить, что отсчет времени экзамена начинается после инструктажа, проводимого организаторами в аудиториях перед началом экзамена.

Также следует прокомментировать перечень дополнительных устройств, разрешенных к использованию на экзаменах, а именно: на математике — линейкой; на физике — линейкой и непрограммируемым калькулятором; на химии — непрограммируемым калькулятором; на географии — линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором.

Очень часто возникают вопросы по определению типа калькулятора, использование которого разрешено на некоторых экзаменах. Следует зачитать определение непрограммируемого калькулятора из приказа – это калькуляторы, выполняющие арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg) и не осуществляющие функции средства связи, хранилища базы данных, не имеющие доступа к сетям передачи данных (в том числе к сети «Интернет»)

2. Подготовка к проведению ЕГЭ

a. В аудитории

Следует разъяснить слушателям, как правильно подготовить аудиторию к проведению экзамена: проверить нумерацию аудиторий, мест на партах; наличие столов для организатора, для личных вещей участников; убедиться, что стенды со справочной информацией закрыты, что наличествуют часы и канцелярские товары для упаковки материалов.

Подчеркнуть, что организатор должен вывесить списки участников экзамена, полученные у руководителя ППЭ, на входную дверь аудитории, оформить доску для проведения инструктажа по заполнению учащимися области регистрации бланков, разложить по партам черновики.

По возможности иметь в аудитории запасные черные гелевые ручки.

b. Вне аудитории

Организаторы, осуществляющие пропуск в ППЭ, должны проверить расстановку столов, определяющих границу ППЭ, определить направление потоков участников экзамена к регистрационным столам и впоследствии в аудитории ППЭ. Организаторы на этажах вне аудиторий должны помочь участникам сориентироваться и найти свою аудиторию.

Следует предупредить организаторов о том, что они не имеют права пользоваться мобильными устройствами в ППЭ, разговаривать, должны создавать комфортную психологическую обстановку, строго соблюдать инструкции и принимать решения в рамках своих полномочий, в случае необходимости консультироваться с руководящими работниками ППЭ.

3. Пропуск в ППЭ

При разъяснении слушателям, как происходит запуск учащихся в ППЭ по соответствующим формам ППЭ необходимо перечислить документы, на основании которых участник экзамена может быть допущен на экзамен в ППЭ: паспорт РФ, загранпаспорт, паспорт гражданина иностранного государства, военный билет. В случае утраты паспорта должно быть предъявлено временное удостоверение личности с фотографией. Объяснить, что для выпускников этого года, явившихся без документа, можно допустить к экзамену, при условии, что его личность подтвердит сопровождающее лицо с приказом от ОУ (соответствующая форма заполняется при входе в ППЭ).

Выпускники прошлых лет без документов на экзамен не допускаются.

Организаторы в аудитории повторно проверяют документ, одновременно сверяя правильность данных в ведомости и в документе, в случае необходимости заполняется форма об изменении персональных данных. Если участник экзамена пришел с новым документом (не тем, что указан в ведомости), то также заполняется форма об изменении данных.

Особое внимание следует обратить, что неявка проставляется в ведомости проведения экзамена не ранее, чем за 30 минут до окончания экзамена, но проставляется обязательно.

Пропуск в ППЭ может осуществляться после начала экзамена, но не позднее, чем за 30 минут до его окончания. Вход в аудиторию во время аудирования на экзаменах по иностранным языкам строго запрещен!

4. Проведение экзамена

Целесообразно показать организаторам как выглядит секьюрпак, индивидуальный пакет и бланки учащихся, т.к. эти понятия стираются из памяти и возникают вопросы, как правильно открыть пакеты, чтоб не испортить бланки.

Необходимо разъяснить организаторам как правильно сверить штрих-коды на индивидуальном пакете, обратив внимание слушателей на соответствующий слайд презентации.

Далее будущие организаторы должны провести инструктаж учащихся. Необходимо подчеркнуть, что инструкции только зачитываются и ни в коем случае не комментируются.

Необходимо подчеркнуть недопустимость использования мобильных устройств, справочных материалов участниками экзамена! В случае обнаружения мобильного устройства или справочных материалов необходимо пригласить руководителя ППЭ и оформить акт об удалении с экзамена, внести соответствующие пометки в ведомость ведения экзамена и в пропуск учащегося.

В ходе обучения особо подчеркнуть, что в аудитории не может оставаться один организатор. В случае необходимости покинуть аудиторию следует пригласить организатора вне аудитории занять место вышедшего организатора.

Во время проведения экзамена участник экзамена может почувствовать себя плохо, начинающие организаторы могут растеряться в такой ситуации. Целесообразно заранее проговорить все затруднительные моменты в ходе экзамена, к примеру, как правильно оформить неокончание экзамена по уважительной причине, проводить участника в мед кабинет, составить акт с подписью медицинского работника, где участник отметит, что продолжать экзамен нет возможности, только после этого участнику делается отметка в бланках и пропуске.

Еще один важный момент, который лучше показывать на примере, – выдача и оформление выдачи дополнительного бланка №2. Очень часто при заполнении дополнительного бланка №2 организаторы допускают ошибку при нумерации: на первом дополнительно бланке ставится номер 2, т.к. первым бланком является основной бланк. Также следует подробно разъяснить, что дополнительный бланк присоединяется к основному, поэтому номер дополнительного бланка вписывается в основной, также последующий дополнительный бланк присоединяется к предыдущему дополнительному бланку и номер последующего вписывается в предыдущий. Нумерация дополнительных бланков начинается с цифры 2.

Следует предупредить организаторов, что отвечать на вопросы по оформлению ответа и, тем более, по сути задания они не имеют права. Как правильно записать ответ указано в контрольно-измерительных материалах.

5. Завершение экзамена

На завершающем этапе очень важно напомнить организаторам, чтобы они не забывали предупреждать участников экзамена за 30 минут до его окончания о его окончании!

Очень важный момент сбор и упаковка материалов.

Нужно подчеркнуть, что на бланках №2 и на дополнительных бланках №2 на лицевой и обратной стороне на незаполненных частях необходимо поставить прочерк Z.

Правило о нахождении в аудитории трех участниках экзамена при упаковке материалов утратило свою силу, поэтому задерживать участников не следует.

При рассмотрении пропуска на экзамен следует предупредить слушателей, что экзамены в пропуске расположены не по очередности их проведения, необходимо поставить штамп о сдаче бланков именно в графу своего экзамена.

Организаторы должны знать, что не имеют права использовать при упаковке материалов какими-либо иными пакетами, кроме доставочных спецпакетов.

Самая распространенная ошибка организаторов – это неправильная комплектация бланков, дополнительные бланки №2 аккуратно собираются и кладутся в самый низ – это неправильно! Каждый дополнительный бланк должен лежать непосредственно за основным бланком №2, к которому он привязан номерами.

Напомним, что контрольно-измерительные материалы вкладываются в специальный упаковочный конверт, на который наклеивается бланк, соответствующей формы, который заполняется организаторами. В этот же конверт вкладываются испорченные бланки. Неиспользованные бланки упаковываются в другой белый конверт, на который также наклеивается бланк соответствующей формы. Черновики сдаются отдельно неупакованными.

6. Апелляции

Организатором нужно разъяснить, что апелляции бывают двух типов: о нарушении порядка и о несогласии с баллами.

Апелляцию о несогласии с баллами участники подают в течение 2 рабочих дней после публикации результатов.

Апелляция о нарушении порядка подается прямо в день экзамена. Важно подчеркнуть, что это возможно только до выхода из ППЭ (после сдачи бланков). Организатором необходимо объяснить, что они не должны препятствовать подачи апелляции любого содержания, апеллянта следует отвести к уполномоченному представителю ГЭК.

II. Вторую часть занятия целесообразно проводить в интерактивной форме. Слушателей разделить на группы, каждой группе предоставить образцы бланков, пропуска, необходимых форм ППЭ. И предложить участникам группы попрактиковаться в заполнении бланков, при этом организаторы обучения могут предложить слушателям внести конкретные паспортные данные, прикрепить дополнительный бланк к основному, отметить удаление с экзамена или его неокончание по уважительной причине.

Хорошо, если будет возможность предоставить для проверки программируемый и непрограммируемый калькулятор.

Рекомендуется провести практическое закрепление навыка оформление доски, т.к. начинающие организаторы часто теряются, если название предмета, к примеру, целиком не помещается в отведенные под это клетки. Бывают озабочены проблемой постановки нулей перед номером, чтоб заполнить все выделенные клетки.

Также возможно предложить составить алгоритм действий по одной из ситуаций: обнаружена шпаргалка, участнику стало плохо, зазвонил мобильный телефон и т.д

Каждая группа решает круг своих задач и представляет его решение всем участникам обучения.

Будет интересно, если предложить каждой группе предложить свою задачу для решения – возможная ситуация на экзамене (из опыта организаторов предыдущих лет участников группы)

III. Практическое занятие по закреплению полученных знаний, умений и навыков по сути представляет собой проверку овладения ими. Проверку проводит руководитель ППЭ или тьютор, проводивший обучение с использованием контрольных вопросов из программы консультаций. Помощь в этом ему могут оказывать помощник руководителя ППЭ, уполномоченный ГЭК или опытные организаторы.


Методические рекомендации к обучению сотрудников пунктов проведения экзаменов ЕГЭ «Подготовка и проведение ЕГЭ в ППЭ»

Назад в раздел