Поиск по сайту

Формирование коммуникативных УУД у учащихся 5-6 классов на уроках литературы

Автор: Ножницкая Ирина Юльевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №60 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идет речь в Стандартах второго поколения. Универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе.
Универсальные учебные действия - это, прежде всего, «способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». В этом смысле, основой всестороннего развития личности становится познание, благодаря которому формируется умение управлять мыслительными процессами, овладевать различными способами обучения, развивать произвольные формы памяти.
Среди универсальных учебных действий особое место отводится коммуникативным умениям. Развитие  коммуникативных  умений происходит  посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.  В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся умения:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Особое место в ходе изучения литературы отводится вопросам, которые должны не только проверять знания историко-литературных и теоретико-литературных понятий, умение самостоятельно анализировать художественный текст, но умению сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики, давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развернутости.

Рассмотрим формулировки вопросов с точки зрения их направленности на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературы в 6 классе.


Вопросы


Формируемые универсальные учебные действия



Коммуникативные универсальные учебные действия



Сформулируйте своими словами мораль этого произведения. (И.Крылов "Свинья под Дубом ").


Умение использовать разные виды чтения (просмотровое,изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.


Что сближает сказ о Левше с произведениями устного народного творчества?


Умение строить речевое высказывание в письменной форме.


Каково отношение автора к мальчикам, героям рассказа?(Тургенев "Бежин луг")


Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.


Как раскрываются характеры главных героев в этом фрагменте?


Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.


В чем смысл названия рассказа А.Чехова "Толстый и тонкий"?


Умение строить речевое высказывание в письменной форме.



Особое место в формировании УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют сказку «Снежная королева», самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1.Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2. Прием составления граф-схемы. Граф-схема — это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы: линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3.     Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4. Прием составления сводной таблицы — позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции обучащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение с пометками»
  • «Составление кластера». (из теории критического мышления).
  • Составление кластера. Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
  • Дискуссия. Еще одно средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках литературы. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии:
    • четко излагать свое мнение
    • понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные устно и письменно
    • задавать вопросы на понимание
    • вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования необходимо уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую работу.

Групповая форма работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем.


Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

  • Проектная и исследовательская деятельности — необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе), формирование культуры публичных выступлений.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1.  Научить ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавать ему наводящие вопросы.

2.  Составить для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

3.  Организовывать групповую работу, напоминать ребятам о правилах ведения дискуссий.

4.  Приучать ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу.

5. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих коммуникативные универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.Формирование коммуникативной компетенции происходит абсолютно на каждом уроке, но наиболее благодатной почвой для ее выработки являются, на мой взгляд, уроки литературы.Коммуникативные учебные действия относятся к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, следовательно, их формированию следует уделять пристальное внимание: они влияют на учебную успешность, от них зависит эмоциональное благополучие в классном коллективе, они являются ресурсом эффективности и благополучия школьника в будущей взрослой жизни.


Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.67 с.

  2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

  3. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/

  4. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006.

  5. Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010.

  6. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011.

  7. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.













Поделиться:


Назад в раздел