Поиск по сайту

Этапы внутреннего мониторинга качества образования в Доме детского творчества «Олимп» (методическая разработка)

Автор: Дубинина Татьяна Николаевна, методист ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга


В данной методической разработке представлены материалы, отражающие опыт работы по теме «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» в Доме детского творчества за 20 лет.

И ключевыми словами здесь являются – качество образования.

В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития его жизнедеятельности, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.

Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" в статье 2 п.29 дает такое понятие качества образования:

п. 29 качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:

- наличие комплекса образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку обучающихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;

- уровень освоения обучающимися выбранных ими дополнительных общеобразовательных программ;

- уровень удовлетворенности обучающихся результатами обучения.

Наше учреждение, как и все образовательные учреждения любого уровня, уделяло, уделяет и всегда будет уделять проблеме повышения качества образования много сил и внимания. Эта тема является приоритетной и актуальной,особенно в настоящее время. Одним из методов, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения, с помощью которого можно отслеживать качество образования, является внутренний мониторинг– длительное наблюдение за конкретными участниками образовательного процесса, за образовательной деятельностью учреждения.

Внутренний мониторинг является одним из наиболее важных источников информации для:

— диагностики основных результатов деятельности образовательного учреждения

— состояния образовательного процесса

— состояние обеспечивающих его ресурсов.

Цели мониторинга:

1.Совершенствование деятельности и улучшение качества образования в Доме детского творчества

2. Повышение мастерства и профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

— Изучение и анализ результатов педагогической деятельности

— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе мониторинга

— выявление наиболее ценного опыта педагогов и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта

— анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития ОУ.

Внутренний мониторинг начинается с первого дня прихода ребенка в творческое объединение и не заканчивается с последним учебным днем, потому что все полученные результаты необходимо проанализировать, систематизировать, облечь в удобную для всеобщего ознакомления форму, превратить в материал для дальнейшей работы. В результате – полученный материал может быть использован: в отчетной документации методической службы, Публичном докладе директора, публикации на сайте ОУ, при составлении перспективного плана развития отделов, учреждения, корректировке Программы развития ДДТ и т.д.

В данной методической разработке Предлагаемый цикл внутреннего мониторинга можно разделить на основные этапы:

стартовый – промежуточный – итоговый

Первый этап – Стартовый

Представляет собой комплекс диагностических материалов, отражающий различные уровни освоения образовательной программы: опыт освоения теоретической информации, практической деятельности, опыт общения, творческий опыт. Диагностика оценивает динамику развития личности внутри образовательной программы на протяжении образовательного маршрута ребенка.

На стартовом этапе происходит:

1.       Определение начального уровня З.У.Н. (знаний, умений, навыков)

2.       Их уровни определяет каждый педагог по конкретному направлению деятельности

3.       Прогностическая диагностика – в различной форме

4.       Собеседование

5.       анкетирование

6.       опрос

7.       наблюдение

8.       тестирование

9.       выполнение практических упражнений.

Сроки проведения: сентябрь-октябрь

Методическая помощь в этот период состоит в выборе формы диагностических карт и других диагностических материалов, при корректировке образовательной программы, в разработке рабочей программы.

Второй этап – Промежуточный

Это многомерный, длительный по времени и по содержанию этап.

Можно выделить 2 основных момента – проведение открытых занятий и отчетных мероприятий, которые являются традиционными в ДДТ «ОЛИМП». Каждое учреждение имеет свою специфику и определенную направленность.

I подэтап - проведение открытых занятий

Роль методической службы на этом этапе

1.     Помощь в оформлении конспекта открытого занятия

2.     посещение занятия

3.     анализ мероприятия

4.     корректировка программы

- в части использования современных педтехнологий

- отражение использования ЭОР на занятиях.

В качестве примера хотелось выделить отчетные мероприятия художественно-эстетического отдела. Отдел состоит из 3х секций - вокальной, хореографической, театральной. В каждой секции проводится мероприятие, являющееся зачетным, позволяющим отследить мастерство педагога и оценить уровень подготовки детей, их личностное развитие, выявить одаренных талантливых детей.

2 этап - Система отчетных мероприятий

·        «Золотая туфелька» Смотр хореографических коллективов

·        «Весенний концерт» Смотр вокальных коллективов

·        «Камелот» Театральный фестиваль.

На этом этапе методическое сопровождение включает:

— Изучение динамики процесса освоения предметного содержания

— корректировка программы

— дополнение УМК

— создание методической продукции

— помощь в написании сценария мероприятия

— посещение и анализ мероприятия.

Третий этап — Итоговый

Лучшие номера творческих коллективов, отобранные по результатам зачетных мероприятий, входят в программу итогового отчетного концерта ДДТ «ОЛИМП» (в конце апреля). Аналогичная система оценки мастерства педагогов существует и в других отделах.

Педагогический мониторинг на уровне Дома творчества:

Диагностика - Открытые занятия - Отчетные мероприятия - Итоговое

мероприятие отдела.

Сроки – апрель-май

По внутреннему мониторингу проводятся следующие мероприятия:

Оценка уровня освоения программы. Итоговая диагностика. Контроль за личностным ростом каждого ребенка Заполнение диагностических карт. Самоанализ в форме отчета.

Проведение итоговых мероприятий в коллективах

Итоговое мероприятие отдела ДПИ «Весенний калейдоскоп»

Участие всех коллективов отдела /определяется уровень участия каждого коллектива и каждого ребенка в мероприятии

Тематические мастерские для детей, педагогов, родителей

Игровые мероприятия Турнир «Арена», КТИ «Маневры» КТФ

Совместное мероприятие со спортивным отделом, ИЗО и ДПИ и др коллективы «Спортивные задоринки».

Методическое сопровождение

Методисты обязательно посещают эти мероприятия, анализируют причины удач и неудач в работе, в связи с этим помогают педагогу скорректировать программу, дают конкретные советы по дополнению материалов УМК, разработке новых методических материалов.

Заключительная часть

Представленный в методической разработке опыт осуществления внутреннего мониторинга, этапы проведения и помощь методической службы в его организации будет интересен для методических служб и руководителей других учреждений дополнительного образования.


Этапы внутреннего мониторинга качества образования в Доме детского творчества «Олимп» (методическая разработка)

Назад в раздел