Поиск по сайту

Дифференцированный подход на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету в среднем звене (мастер-класс)

Автор: Елистратова Ксения Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №34» Череповца


В преподавании русского языка особое значение сегодня приобретает развитие интереса к предмету у каждого ученика. Учитель вынужден пребывать в постоянном поиске: предупреждение отставания слабых и сохранение успеваемости в классе, повышение интереса к предмету и качественное облегчение образовательного процесса. Только учитывая реальные возможности в учебе всех учащихся, педагог способен организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Очевидно, что обучающиеся класса не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний: разная скорость выполнения одного и того же задания, разная степень усвоения материала, различный уровень общего интеллектуального развития, разные возможности памяти и мышления. У отстающих учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе, что в свою очередь приводит к неуспеваемости. Сильные в это время вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с ориентацией учителя на «среднего» ученика. Именно поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся и применения дифференцированного принципа в обучении.

 Для реализации данного подхода учитель должен стараться изыскивать и реализовать на уроках русского языка такие приемы, которые давали бы школьникам ощущение самостоятельности, активного и творческого участия в процессе изучения предмета. Решающую роль в этом отношении играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику учителем и уровню самостоятельности учащихся при выполнении требуемого объема упражнений, что особенно важно для слабых учеников. Задачи учителя – довести этих учащихся до уровня средних. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера.

Как показывает опыт, в каждом классе выделяются четыре типологические группы учащихся: первая группа – это учащиеся, знающие «сверх программы», вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений, третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений, четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня. С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели:

-       для первой и второй группы – расширение и углубление знаний, формирование умений решать лингвистические задачи, развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли     русского языка в жизни человека; развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой; доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности;

-       для третьей группы – создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы; развитие и закрепление интереса к учебной деятельности; формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над текстами; доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности;

-       для четвертой группы: ликвидация пробелов в знаниях и умениях, пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных заданий наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома; доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

В качестве примера предлагается конспект урока по русскому языку с применением дифференцированного подхода на тему «Загадочная страна «Наречие». Урок проводится в 7 классе в формате командной игры-викторины. Урок ориентирован на: 1) систематизацию и повторение знаний учащихся о наречии как части речи, о значении наречий, образовании наречий; 2) закрепление умения находить наречие в тексте и определять их значение; 3) воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. Задачи урока подразумевают прежде всего организацию работы в деятельном режиме; развитие творческих способностей; развитие умения работать в коллективе (на принципах взаимопомощи и взаимовыручки – сильные и слабые ученики вместе); воспитание толерантности к чужому мнению и личной ответственности за выполнение коллективной работы. Класс делится на две команды учителем таким образом, чтобы выделенные нами 4 группы учеников по уровню способностей в равном отношении присутствовали в каждой команде.

Задание № 1 предполагает узнавание зашифрованной в стихотворении А.Каютиной «Загадочная страна» части речи. Здесь именно учитель должен в рамках командных заданий делегировать поиск наречий именно слабым ученикам (1-ой команде – первые восемь строк, 2-ой – оставшиеся). Более сильные ученики в данном случае выполняют в команде функцию кураторов.

Задание № 2 – игра «Аукцион»: необходимо назвать как можно больше наречий с корнем «даль» (вдаль, вдалеке, далеко, недалеко, издалека, неподалеку, невдалеке, вдалеке, отдаленно, далеко-далеко). В этом отношении тоже рекомендуется начинать выполнение задания командами со слабых учеников, а далее – по очереди по цепочке. Менее сильные ученики будут ощущать свою необходимость и нужность в команде, а более способные – выполнять контролирующую и кураторскую функции.

Задание № 3 – конкурс на лучшего диктора. Команды должны расставит правильно ударение (задания выдаются участникам): сослепа, набело, изжелта, дотемна, сгоряча, донизу, досыта, красивее, навзничь, задолго, досиня, издавна, спроста, доверху, досуха, вовремя, наотмашь, вперегонки, вопреки, тотчас, искони, мельком, безудержно. Ответы команды дают поочередно. Стоит применять все тот же принцип взаимопомощи. Более сильные помогают слабым в рамках команд, оглашение ответов следует начинать также со слабых учеников.

Задание № 4 предполагает замену фразеологических оборотов наречиями: работать спустя рукава – плохо; (жить) положив зубы на полку – впроголодь; встать ни свет ни заря – рано; бежать сломя голову – быстро; жить душа в душу – дружно; свалиться как снег на голову – неожиданно; руки не доходят – некогда; работать не покладая рук – усердно; кот наплакал – мало; рукой подать – близко и пр. В данном случае целесообразно каждому участнику дать по карточке с фразеологизмом, чтобы все члены команды были задействованы в данном конкурсном задании.

Задание № 5 «Кто быстрей?» включает замену наречий синонимами с приставкой «не». Логично поступить аналогичным способом: каждому участнику дать по наречию (врасплох – неожиданно; тотчас – немедленно;

кое-как – неаккуратно; встретить холодно – неприветливо; копать мелко – неглубоко; легкомысленно – несерьезно; поблизости – невдалеке).

         Задание № 6 подразумевает подбор антонимов. Из соображений чередования форматов заданий подбор антонимов к указанным наречиям целесообразно производить коллективно в рамках команды (далеко – близко; высоко – низко; взад – вперед; так же – наоборот; наоборот – так же; тускло – ярко; холодно – жарко; чисто – грязно; прекрасно – безобразно; весело – грустно; письменно – устно; ужасно – прекрасно).

Задание № 7 – ребус (командное задание): необходимо угадать, какие наречия зашифрованы в следующих изображениях (смотри приложение № 1).

Задание № 8 – кроссворд (смотри приложение № 2) – рекомендуется сделать дифференцированным. Часть команд (наиболее сильные ученики) выполняют задание, а более слабые приносят баллы команде, отвечая на дополнительные резервные вопросы задания «Кто больше?»:

1.Назвать наречия, оканчивающиеся на «ь» (вскачь, настежь, сплошь, прочь, наотмашь, навзничь);

2. Назвать наречия с приставкой «ни» (нигде, никогда, ниоткуда, нисколько, ничуть);

3. Назвать наречия, образованные от прилагательных обозначающих цвет (дочерна, добела, изжелта);

4. Назвать наречия, образованные от местоимений (никто, некто, никому);

5. Назвать наречия, образованные от числительных (вдвоем);

Оставшаяся часть команды в это же время параллельно может бть задействована в выполнении следующего здания: «Вставьте во фразеологизмы недостающие наречия: «Вкривь и …(вкось); взад и …(вперед); сверху …(донизу); шиворот …(навыворот); вдоль и …(поперек); видимо …(невидимо) и пр».

Подведение итогов подразумевает определение команды-победителя. Награждение команды-победителя обязательно включает выделение отдельных дополнительных номинаций за работу в команде, что значительно мотивирует всех членов команд к участию в подобных мероприятиях.

Предпочтение технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения даже в формате командных викторин повышает успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний. Очень важно ставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования, стремились помогать друг другу. Задача педагога – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараться создавать ситуации, где бы они показали свою успешность и востребованность.


Приложение: конспект урока по русскому языку с применением дифференцированного подхода на тему «Загадочная страна «Наречие»


Дифференцированный подход на уроках русского языка как средство  повышения интереса к предмету в среднем звене (мастер-класс)

Назад в раздел