Поиск по сайту

Опыт включения «особых» детей в массовые спортивные мероприятия

Автор: Козлова Наталия Александровна, педагог-организатор дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга; Петров Олег Александрович, заведующий секцией отдела туризма, краеведения и спорта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга


В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзив­ного образования, формам взаимодействия и общения с «особыми» детьми и их дальнейшей социализации, адаптации в обществе.

Одна из задач государственной образовательной политики — подгото­вить детей к включению в коллектив, класс, группу, обеспечить работу с «особыми» детьми не только педагогов, психологов, медицинских работ­ников, а также организовать совместную работу с родителями. Дополни­тельное образование — это ступень для детей с ограниченными возмож­ностями для успешной адаптации в обществе.

Во Дворце детского (юношеского) творчества Выборгского района су­ществует несколько объединений, в которых успешно занимаются «осо­бые» дети. Их высокие результаты и победы в разноуровневых мероприя­тиях показывают необходимость включения таких детей в образователь­ный процесс учреждений дополнительного образования.

Ежегодно в нашем Дворце проходят соревнования по ориентирова­нию, по спортивному туризму, по шахматам, а также слеты, походы, где «особые» дети принимают участие наравне со всеми. Такое включение детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет им полно­стью окунуться в среду обычного ребенка, почувствовать себя не обособ­ленной ячейкой этого мира, а частью одного целого — такими же, как все!

Одним из ярких примеров равных возможностей является участие «особых» детей в Открытом Кубке по спортивному ориентированию в за­крытых помещениях. В программе соревнований два вида дистанций:

•     дистанция личная «Ориентирование в лабиринте»,

*     дистанция личная «Ориентирование в закрытом помещении».

Для новичков перед соревнованиями были подготовлены обучающие дистанции. Результаты соревнований фиксировались сразу на финише с помощью «электронной отметки». Ребята активно объясняли и помогали друг другу правильно сориентироваться и найти контрольные точки.

«Особые» дети (в нашем случае — это дети с нарушением слуха) с огромным удовольствием участвуют в таких спортивных соревнованиях, и стоит сказать, ничуть не уступают своим соперникам!

В нашей работе мы рассматриваем спортивное ориентирование как часть туристско-краеведческой деятельности, которая способствует не только результативности обучения, но и профориентации детей.

Наша работа по спортивному ориентированию чередуется с туристко-краеведческими занятиями. Туризм становится эффективным педаго­гическим инструментом - формирует сплоченный коллектив, готовит уча­щихся к адекватному взаимодействию в условиях природной среды.

Несмотря на то, что активные виды туризма традиционно считаются эффективным способом адаптации, в том числе и адаптации социальной, н коррекционных образовательных учреждениях туристская (туристско-краеведческая и туристско-спортивная) деятельность ограничивается се­зонными мероприятиями, которые решают лишь вопросы досуга. Многие воспитанники коррекционных школ не имеют опыта социального взаимо­действия, самообслуживания, опыта действия в ситуациях, приближаю­щихся к экстремальным.

Туризм позволяет решать многие задачи коррекционного образования. Спортивное ориентирование, в рамках спорта глухих, вошло в программу Сурдолимпийских игр. Туризм приобретет все более тесную связь с це­лым рядом различных видов спорта, что открывает широкие перспективы социализации учащихся коррекционных образовательных учреждений. Несомненно, что для глухих и слабослышащих учащихся одним из наи­более актуальных направлений туристско-краеведческой деятельности становится спортивное ориентирование.

Таким образом, включение «особых» детей в общую среду, а именно, участие в массовых спортивных соревнованиях, решает ряд педагогиче­ских, воспитательных и социальных вопросов. Данная форма включения детей с ограниченными возможностями создает оптимальные условия для их успешной социализации, исключая дискриминацию и полностью стирая все границы, ведь самое главное — это создание «сплоченного об­щества, способного включить в себя «особых» детей и интегрировать в единое социальное целое».


Поделиться:


Назад в раздел