Поиск по сайту

Отечественные традиции в воспитании и современная школа

Автор: Гулевская Елена Игоревна, учитель-дефектолог школы-интерната №1 Выборгского района Санкт-Петербурга; Жилинскене Елена Михайловна, учитель-дефектолог школы-интерната №1 Выборгского района Санкт-Петербурга


Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) —

множество представлений, обрядов,

привычек и навыков практической и общественной деятельности,

передаваемых из поколения в поколение,

выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

(Современный словарь русского языка)

Традиция — это не сохранение пепла, а раздувание огня.
Жан Жорес



Воспитание как школьный процесс включает в себя образование, обучение, развитие детей. Каждое время вносит свои дополнения в эти составляющие, но традиции, на которые опирается современная школа, остаются неизменными.

Главное, что отличает отечественные традиции воспитания – приоритет духовно-нравственных начал, развитие патриотического воспитания, формирование гражданского самосознания школьников.

Во все времена существования старейшей в России школы-интерната№1 (для глухих детей) Выборгского района этим направлениям уделялось и уделяется значительное внимание, используются различные формы и виды деятельности, способствующие передаче традиций не только следующим друг за другом поколениям школьников, но и сменяющимся поколениям учителей. За более чем двухсотлетнее существование наша школа продолжает и развивает традиции отечественного воспитания, заложенные коллегами. Свидетельства проделанной работы и ее результатов из года в год пополняют школьный музей.

Одним из традиционных направлений воспитательной работы является уважение к истории создания и существования школы. Ежегодно для первоклассников и их родителей проводятся экскурсии, рассказывающие об основании школы. Старшие же школьники, под руководством педагогов, кропотливо работают с документами, изучая и передавая из года в год историю жизни, воспитания и обучения неслышащих детей.

Уходят на заслуженный отдых педагоги, взрослеют школьники, на смену одним видам музейных исследований приходят другие, но каждый год, многие десятилетия, в день рождения школы все ее нынешние обитатели, выпускники прошлых лет, несколько поколений учителей, родители собираются в актовом зале, поздравляя школу и друг друга, вспоминая «этапы большого пути».

Благодаря музею мы можем проследить становление и развитие отечественных традиций воспитания, и их воплощение в современной школе.

Первый Устав школы писала сама императрица Мария Федоровна, основательница нашего учреждения. Он был принят 1 января 1810 года. В нем определялись основные организационные моменты обучения и воспитания неслышащих школьников. Многое изменилось с тех пор, но традиционные положения первого Устава актуальны и сегодня. Сохранившиеся документы и фотоматериалы дают возможность не только проследить передачу устоев из поколения в поколение, но и опираться на созданные нашими предшественниками системы и виды деятельности, направления работы, формы организации мероприятий по духовно–нравственному становлению глухих детей.

В первые годы работы школы одной из ведущих задач (кроме предоставления ребятам начального образования) была организация возможности для людей с нарушением слуха реализовать себя в слышащем обществе посредством самостоятельного труда. В связи с эти в школе действовало большое количество различных мастерских: швейные, столярные, токарные, обувные, позже – радиомастерские. Трудовое воспитание в школе тесно переплетается с традиционным семейным воспитанием: издавна и до сих пор каждому ребенку с малых лет прививаются навыки домашнего труда, по силам и по возрасту: убрать свои игрушки, вымыть посуду и т.д. В школе эти навыки переводятся на качественно новый уровень – начальное профессионально-трудовое обучение продолжает отечественные традиции воспитания подрастающего поколения. Школьный музей, как хранитель преемственных артефактов, сохраняет свидетельства трудового воспитания прошлых веков (обувные колодки, элементы одежды, радиоаппаратура, фотографии профессиональных выставок…) и регулярно пополняется новыми (предметы мебели, декоративные украшения, поделки к праздникам…). Школьный труд становится для ребят очередным опытом в обучении навыкам самообслуживания и ведения школьного хозяйства, учит бережно относится к результатам своего и чужого труда.

Школа отмечает большое количество праздников – внутриклассных, общешкольных, государственных… И эти традиции тоже уходят своими корнями в далекое прошлое. Организовав нашу школу как первую в России школу для глухих детей, императрица Мария Федоровна распорядилась принимать в нее детей со всей страны. Ребята не имели возможности часто отлучаться домой, и большую часть праздников проводили в школе. Старые фотографии сохранили память о праздновании дней рождений воспитанников и сотрудников школы, Новогодних праздников и многих других. В настоящее время традиция отмечать важные даты внутри школы сохраняется. Как и наши предшественники, мы с удовольствием готовимся к праздникам, делаем друг другу подарки, приглашаем выпускников и учителей прошлых лет, делимся воспоминаниями. Многочисленные фотографии сохраняют память об этом и служат мостиком, перекинутым из прошлых лет в наши дни.

Еще одна важная традиция, с годами меняющаяся по форме, но не меняющаяся по сути, так же берет свое начало в традиционном отечественном воспитании: ведение хроники семейных событий. Многочисленные дневники групп, классные журналы, изо дня в день описывающие происходящее в школе, сатирические листки – все это стало предшественниками школьных стенгазет и «молний», которые и сейчас регулярно вывешиваются в вестибюлях школы. Благодаря им мы узнаем, как протекала жизнь школы, чем занимались взрослые и дети в свободное от уроков время. Опираясь на эти записи, современные ребята имеют возможность сравнить свою жизнь с жизнью предыдущих школьников, использовать их для накопления опыта.

Говоря об отечественных традициях воспитания, необходимо затронуть проблему заботы о здоровье, и, в связи с этим, занятия спортом. С самых первых лет основания школы уроки физкультуры в том или ином виде были одними из составляющих учебного плана. Старинные фотографии, отображающие гимнастические упражнения в зале и на свежем воздухе и в наше время выглядят вполне современно. С тех пор ученики нашей школы, под руководством преподавателей, освоили многие виды спорта, из года в год занимают призовые места на соревнованиях различных уровней, становятся мастерами спорта, возвращаются в родную школу, привозя золотые сурдлимпийские медали, как дети привозят в семью свои награды, отдавая должное вкладу родителей в свой триумф. А начинается все с маленьких школьных спортивных праздников, традиционных соревнований не только между самими учащимися, но и между командами учеников и учителей, товарищескими турнирами с ребятами из других школ, спортивных кружков и секций после уроков. Наша школа гордиться призерами всесоюзных и международных соревнований, победителями сурдлимпийских игр. Ценность этой традиции для здоровья и духовной закалки трудно переоценить.

Отдельно хотелось бы отметить такое ответственное, формирующее духовно-нравственную составляющую человека направление, как патриотическое воспитание. Как в каждой семье хранится память о героях тех или иных событий (военных, трудовых, научных т.д.) и передается вместе с фотографиями, документами и устными рассказами от детей внукам, так и в школьном воспитании этой теме уделено особое внимание. В каждом временном отрезке есть общественные, личные, государственные события, дающие повод гордиться своими современниками, оказывать им уважение, чтить память. Важно не только уметь делать это самим, но и передавать чувство сопричастности следующим поколениям. Наши предшественники, учителя прошлых лет, сами были героями. На их долю выпало нелегкое время войны и блокады. Защитив страну, они продолжили дело воспитания неслышащих школьников, закладывая в них основы уважения, почитания, незабвенности подвига всех тех, кто отдал свою жизнь, молодость, здоровье во имя мира и будущих жизней. Чем дальше от нас военные годы, тем труднее, и тем важнее культивировать в школьниках патриотические чувства. И тем важнее становятся для них встречи с ветеранами, ставшие еще одной школьной традицией с самых первых дней победной весны. Вернувшиеся с фронтов учителя знакомили ребят со своими боевыми товарищами, рассказывали об их ратном труде и подвигах. С годами ветераны стали членами большой школьной семьи, и все новые и новые ребята слушали их рассказы, приглашали в гости, оказывали шефскую помощь. Несколько лет назад была восстановлена традиция встреч ветеранов ВОГа с учениками нашей школы. Совместно с ветеранами снят клип «Пусть сияет Победы звезда», который занял призовое место в конкурсе «70-летию Победы посвящается», организованным Санкт-Петербургским Государственным институтом Кино и Телевидения. Неизменно школьники и педагоги ухаживают за могилой героев-однополчан наших учителей. Так, еще одна отечественная традиция – память о героях былых времен – находит отражение в современной школе.

Со дня основания нашей школы прошло двести девять лет… Приближается очередной юбилей. Как и прежде, мы отметим его в широком кругу учеников, выпускников разных лет, сотрудников школы нескольких поколений. Мы будем хранить прежние традиции воспитания и создавать новые. Надеемся, что наш опыт пригодится еще многим и многим. И следующие поколения учеников и учителей смогут сказать: наши традиции – наше богатство.


Отечественные традиции в воспитании и современная школа

Назад в раздел