Поиск по сайту

Дошкольное образование в Эстонии (из опыта работы наших коллег)

Автор: Елизарова М.Г., Птицына М.А., Потапова Н.А., Быкова С.В.


В мае 2012 года педагоги Санкт-Петербургского государственного автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга», приняли участие в международном научно-практическом семинаре-стажировке «Менеджмент образования. Европейский опыт», проходивший в Эстонии в городе Нарва. Организатором семинара выступил Международный центр Керсти Вылу, имеющий лицензию Министерства Образования Эстонии. Работает в партнерстве с Таллинским Педагогическим университетом. Большое внимание уделялось новым подходам в организации образовательной деятельности дошкольного учреждения, качеству образовательного процесса.

Семинар проходил на базе детского сада «Päikene» («Солнышко»). Наша группа приехала в воскресенье, встретила нас директор детского сада Хелли директор.jpgАдамович – уже немолодая женщина, но очень энергичная, открытая и гостеприимная.

Она провела обзорную экскурсию по территории детского сада, по зданию учреждения, познакомила с особенностями развивающей среды и документацией. Показав абсолютно все, что есть в детском саду, ответила на все вопросы, ничего не скрывая и не приукрашивая.

Самым большим и значимым событием для детского сада стала его полная реконструкция. Директор детского сада Хелли Адамович сама участвовала в создании проекта, детский сад получил финансирование структурных фондов Евросоюза в размере 20 600 000 эстонских крон, из которых 20 % - софинансирование города и 80% - поддержка Европейского фонда. Ремонтные работы здания начались в январе 2009 года, объект был сдан 29 мая 2009 года.

В детском саду работают 9 групп со спальнями. Здесь есть бассейн и сауна, физкультурный и музыкальный зал, танцевальный и компьютерный класс, изостудия. Очереди в детские сады в Нарве нет, но именно в этот детский сад родители желают записать еще 500 ребятишек.

сад.jpg

Рассмотрим отличительные особенности дошкольного образования Эстонии на примере детского сада «Päikene».

В 2008 году в Эстонии была принята новая «рамочная программа». В ней прописано только то, что должен знать и уметь ребенок на выходе из детского сада. Каждое дошкольное учреждение создает свою программу, которая утверждается на педагогическом совете детского сада. «Каждое учреждение образования должно иметь свое лицо», - говорит Хелли Адамович. Руководителем детского сада является директор (такова должность Хелли), ее заместитель – завуч. С дошкольниками работают не воспитатель и помощник воспитателя, а учитель и помощник учителя. Есть педагоги-специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, тренер по плаванию, инструктор по физическому воспитанию, преподаватель изодеятельности. Все участники педагогического процесса обращаются друг к другу по имени (педагоги к директору и дети к педагогам), а не по имени и отчеству, как принято у нас.

сад2.jpg

Детские сады Эстонии не имеют права оказывать медицинские услуги, в штате нет врача, а есть только «работник здоровья» (медсестра). Поэтому большой проблемой являются простуженные дети, которые приходят в сад, для таких ребят в учреждении есть «комната больного ребенка». Обязанностью «работника здоровья» является контроль за соблюдением режима дня воспитанников и за составлением меню детей-аллергиков.

Какова же плата за детский сад? В Эстонии она состоит из двух частей. Первая часть обязательная и составляет 15 €. Родители вносят плату независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет, например, во время болезни, отпуска и т.д. 1,5 € в день стоит трехразовое питание. Плата за питание начисляется в зависимости от посещения и может быть дробной. Родители могут отказаться от завтрака или полдника, причем в любой день. Накануне, учитель подает на пищеблок сведения, в которых указывается, сколько приемов пищи планируется на каждого ребенка. В конце месяца бухгалтерия подсчитывает родительскую плату за питание. Для многодетных родителей есть льгота на оплату. Дети персонала посещают детский сад на общих основаниях. В рамках европроекта все дети регулярно получают бесплатное молоко и йогурт, в будущем планируют «витаминную паузу» - бесплатные фрукты. График работы детского сада с 6.30 до 18.30.

1.9 Если за ребёнком не пришли к 18.30, ребенка отправляют в Нарвский детский приют по адресу Маслова 3а (тел.35-69-510) и об этом сообщают специалисту по защите детей в органы местного самоуправления, который дальше занимается ребенком (из Правил внутреннего распорядка детского дошкольного учреждения «PAIKENE»)

Каждое дошкольное учреждение раз в три года сдает в Министерство Образования отчет об образовательной деятельности. В нем указывается качество реализации поставленных задач и наличие прогресса в развитиии учреждения. Обязательно оценивается профессиональный уровень педагогического коллектива. Ежегодно все педагоги сдают экзамен на владение эстонским языком (разговорный язык, чтение, диктант) и по результатам данного испытания присваивается квалификация, в соответствии с которой начисляется заработная плата.

сад3.jpg

Зарплата директора детского сада – 1000€, обслуживающего персонала – 290-300€, русскоговорящего учителя 458€. Если учитель работает в группе «полного погружения в эстонский язык», то его зарплата составляет 665€.

В детском саду «Päikene» есть два вида групп: группы частичного погружения в эстонский язык и группы полного погружения. В группах частичного погружения один из учителей общается с детьми на русском языке, другой – на эстонском языке. В группах полного погружения общение ведется только на эстонском языке. Интересный факт: все работники, кроме директора и еще одного специалиста, русские (в Нарве проживает лишь 3% эстонцев). Не случайно, в детском саду свободной остается ставка логопеда. Сложно найти специалиста, который в совершенстве владел бы двумя языками и мог оказать квалифицированную помощь в коррекции речевого развития.

Многие учителя имеют не одно высшее образование. Некоторые из них окончили курсы повышения квалификации с правом преподавания эстонского языка в дошкольных учреждениях. Да и сама директор заинтересована, чтобы все педагоги в совершенстве владели эстонским языком. Потому что все больше родителей хотят записать своего ребенка именно в группу с полным погружением в язык. И если раньше это было актуально только для старших детей, то сейчас такие группы открывются и для 3-4-х леток. Хелли Адамович – филолог по образованию, проводит для своих педагогов дополнительные бесплатные занятия по эстонскому языку. Здесь многое делается по велению сердца! В детском саду «Päikene» работает коллектив единомышленников, которые любят свою работу и стараются во благо общего дела!

Какую же документацию ведут педагоги? Администрация детского сада предлагает тематический план, как правило, на неделю, который заканчивается итоговым мероприятием. План обязательно вывешивается в раздевалке, чтобы с ним могли ознакомиться родители. Не существует так называемой «сетки занятий», есть только расписание занятий у педагогов-специалистов. Как добиваться результата, педагоги решают самостоятельно, ведь это зависит от индивидуальных особенностей детей данной группы. Учителя ведут календарный план, журнал, где анализируют свою работу,

(чем занимались с детьми, над чем еще надо поработать). В этом же журнале обязательно расписываются педагоги–специалисты. Вся документация в группах полного погружения ведется на эстонском языке. Как приложение к журналу – тетрадь индивидуальной работы с детьми.

В начале каждого учебного года с 1 по 15 сентября педагоги проводят диагностику, где учитываются социальные и игровые умения, уровень владения языком и речью, математические навыки. Затем с каждым родителем индивидуально за чашкой чая проходит беседа об уровне знаний ребенка, «беседа-развитие». Вырабатывается единство требований воспитания и образования конкретного дошкольника. В мае педагоги проводят итоговую диагностику, анализируют уровень развития каждого ребенка.

В конце подготовительной группы на каждого выпускника оформляется «Карта готовности к школе» на 5 листах, где есть такие разделы, как умение чувствовать и учиться, умение игры, социальные умения, умение руководить самим собой, язык и речь, эстонский язык как второй язык, я и среда, математика, искусство, музыка, движение. Данную карту подписывают учителя, директор и родители. Затем вместе со всеми документами родители относят ее в школу. Через полгода администрация детского сада посылает в школы запрос, как их выпускники усваивают школьную программу, и насколько объективна была заполнена «Карта готовности к школе». Учителя присылают отчет о подготовленности каждого ребенка к школе. В конце первого полугодия проводится «круглый стол», на который приглашаются все учителя начальных классов, где обучаются выпускники, и педагоги детского сада. Во время обсуждения выделяют сильные и слабые стороны в подготовке будущих первоклассников, определяются пути решения выявленных проблем.

В начале года каждый учитель пишет план самообразования, выбирает конкретную тему исходя из плана учреждения на год, оформляет свое портфолио. В конце года заполняет лист самоанализа, проходит индивидуальную «беседу развития» с директором и выступает перед коллегами с готовым проектом по своей теме. Все учителя, а также специалисты, помощник учителя, родители дают оценку работы данного педагога, так называемое «внутреннее оценивание». В детском саду хорошо налажена система поощрения лучших учителей. Педагог, который набрал большее количество баллов, может быть награжден поездкой за границу на учебу (3% от бюджета выделяет государство на повышение квалификации педагогов), премией, а также может быть выдвинут администрацией сада предендентом на звание «Учитель года».

В детском саду развит внутренний контроль. Например, каждый помощник учителя заполняет анкету-самооценку, затем приходит на беседу к завхозу. Оценивают работу своего помощника учителя и родители. По итогам «беседы развития» с директором детского сада, результатам контроля чистоты в группе, анкетирования, дается оценка работы данного сотрудника.

В каждом детском саду есть свои традиции. В «Päikene» их превеликое множество! Ежедневно в 8.45 в каждой группе проходит «утренний круг», где проговаривается время года, название месяца, дня недели, количество детей (отдельно мальчиков и девочек), планы на предстоящий день. Информация и повторяется на «вечернем круге» - перед полдником, где подводят итоги дня. Каждый четвертый четверг месяца для всех воспитанников проводят «День именниника», где поздравляют детей, родившихся в этом месяце. Раз в году детский сад «открывает двери» на целую неделю. Родители могут не только посещать занятия, но и попробывать себя в роли педагога. В течение года проводят три больших мероприятия с участием родителей. Это «Осенние посиделки» на улице, с выставкой поделок из природного материала; Адвент – четырехнедельный праздник ожидания Рождества, Выпускной. Причем в последнем празднике участвуют все дети детского сада, а сам Выпускной проходит на сцене Дома Культуры. Вход для родителей – платный (2€). Возмущенных нет, ведь, во-первых, все хотят увидеть своего юного артиста на сцене, а во-вторых, деньги от мероприятия пойдут на развитие детского сада, и в этом родители заинтересованы не меньше администрации учреждения.

Для нас четыре дня в Эстонии пролетели незаметно. Ведь мы были не просто сторонними наблюдателями, но и участниками учебного процесса. Детский сад «Päikene» - это большая дружная семья, и мы на несколько дней тоже стали ее частичкой, не чувствовали себя лишними. Все работники детского сада были очень доброжелательны, с удовольствием отвечали на все вопросы, делились своими наработками. Нас поразило, сколько молодых специалистов работает в данном учреждении. Для них работа учителя – очень престижна. Если хотите, Вы тоже сможете связаться с детским садом «Päikene» и познакомиться с его замечательным руководителем и творческим коллективом единомышленников.

сад4.jpg

Hariduse 11 tel. 35 955 99

Narva, 20303 E-mail: narvapaikene@hot.ee

Reg. 75008670


Дошкольное образование в Эстонии  (из опыта работы наших коллег)

Назад в раздел