Поиск по сайту

Использование ИКТ при работе с детьми, занимающимися по индивидуальной программе

Автор: Любимова В.С.


Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования устанавливаются требования к результатам, структуре и уровню усвоения образовательной программы, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом в числе прочих выделяется умение работать с информацией, формирование ИКТ-компетентностей учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий расширяет возможности учителя при проведении уроков с целым классом, но еще более необходимы современные возможности при работе с особыми детьми.

Работа педагога с детьми, занимающимися по индивидуальной программе (в форме надомного обучения), во многом отличается от работы учителя на уроке в классе, но наличие необходимого технического оснащения (хотя бы один ноутбук для непосредственных занятий с учителем или два ноутбука с возможностью выхода в сеть Интернет при дистанционном обучении) помогает преодолеть некоторые трудности.

Во-первых, ученик находится в необычной обстановке: отделен от остальных обучающихся, находится один на один с учителем. Этим создается психологически стрессовая ситуация: сама причина – болезнь, из-за которой ребенок не может посещать школу, насмешки бывших одноклассников, не знающих объективных причин изоляции ученика и считающих его неполноценным, ущемляют достоинство ребенка. Да и условия занятий, когда на протяжении урока учащийся все время находится "под прицелом учителя", с глазу на глаз, не имея возможности расслабиться, отвлечься, заняться какими-то своими мыслями, делами, которые, может быть, волнуют его в данный момент, тоже неблагоприятно сказываются на психике ребенка. Многие учащиеся, обучающиеся в классе, в своих анкетах на вопрос «Зачем ты ходишь в школу?» отвечают: «Чтобы пообщаться с одноклассниками». Ребята, находящиеся на домашнем обучении, ограничены в таком общении, и нередко пытаются беседовать с учителем, пытаясь найти ответы на волнующие их вопросы, не касающиеся учебного предмета. Такие ситуации требуют от учителя особого такта, чтобы, с одной стороны, не отвлекаться от изучаемой темы, а с другой стороны, удовлетворить любознательность и познавательный интерес ребенка.

Часто дети используют компьютер в основном для игр и общения в социальных сетях, поэтому задачей учителя становится показать возможность компьютера и сети Интернет для поиска интересной информации по изучаемой теме. Для начала учитель может порекомендовать ученику определенные ссылки, где он найдет что-то необычное, занимательное, потом постепенно побуждать ребенка искать самому материал, дополняющий страницы учебника, составлять «копилку» таких ссылок. При этом создаются условия для развития универсальных учебных действий, таких как: извлечение необходимой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание информации с точки зрения достоверности, анализ и структурирование информации и т.д.

Во-вторых, уменьшенное количество учебных часов, отведенных на прохождение программы, ставит учителя и ученика в жесткие временные рамки. Считается, что ученик, работая один на один с учителем, тратит меньше времени на изучение материала. На самом деле это не так. Ученик с ослабленным здоровьем не в состоянии весь урок интенсивно заниматься. Как и у любого здорового ребенка, через некоторое время у ученика ослабляется внимание и ухудшается восприятие. В таком случае, если есть возможность, в качестве средства, повышающего мотивацию ребенка, его познавательный интерес, можно использовать компьютерные программы, например, интерактивные презентации в PowerPoint с иллюстрациями и гиперссылками; различные тесты и т.д. Неизменно вызывают интерес у учащихся презентации, содержащие анимацию: если анимация применяется оправданно, умеренно, то она помогает акцентировать внимание ребенка, способствует более прочному запоминанию материала.

У детей, находящихся на надомном обучении, нередко наблюдается слабая мотивация к учению. Вероятно, неудачи в первые годы обучения сформировали у них отрицательную позицию по отношению к школе и к учению в целом. Познавательные интересы у таких учащихся слабо развиты, мотивы самообразования отсутствуют. При низком уровне познавательной активности у детей очень трудно с ними заниматься развитием интеллектуальных способностей. Поэтому предварительно необходимо сформировать у них положительную мотивацию познавательной деятельности, для чего можно использовать простые дидактические игры с анимированными персонажами, которым нужно «подсказывать» ответы на вопросы, решать задачи, вводя числовые ответы и т.д. Такая форма, напоминающая ребенку компьютерные игры, помогает активизировать мыслительную деятельность ученика (он же решает задачу не «для учителя», а чтобы «помочь» персонажу), снимает психологическое напряжение, страх перед трудной задачей.

В-третьих, дети, занимающиеся по индивидуальному плану, не имеют навыков самообразования, часто случается, что приходят с невыполненными домашними заданиями, неподготовленными к восприятию нового материала. Поэтому часть времени тратится на воспроизведение пройденного ранее материала, чтобы ребенку легче было усвоить новый. Чтобы сэкономить время на уроке, можно использовать систему дистанционного консультирования с учителем по вопросам выполнения домашнего задания.

Для этого удобно пользоваться электронной почтой, которая имеет ряд преимуществ перед он-лайн формами общения (как, например, вебинар, скайп) и перед телефонным разговором. Письмо по электронной почте может получено и прочитано адресатом в любое удобное время, причем, не всегда даже необходимо наличие компьютера, оно может быть получено на мобильное устройство (смартфон, планшет). Электронное письмо может содержать ссылки на интернет-страницы, рисунки (например, отсканированное или сфотографированное решение, которое отсылает ученик), мультимедийные файлы, программы (например, небольшие программные средства для построения графиков функций) и т.д. Минусом использования электронной почты можно считать то, что ответ ученик получит не сразу, а через некоторое время, и что на мобильных устройствах (например, на планшете) могут открыться не все типы файлов.

При использовании возможностей дистанционного консультирования с учителем создаются условия для развития универсальных учебных действий, таких как: умение определить то, что уже усвоено, и то, что еще необходимо уточнить; объективное оценивание своего знания и незнания; умение четко формулировать вопрос, грамотно выражать свои мысли; умение организовывать самостоятельную деятельность – планировать, ставить цели.

В-четвертых, по разным причинам иногда приходится менять не только структуру урока, но в некоторых случаях и планирование прохождения тем. Так, если учащийся заболел, находится на обследовании или на некоторое время уехал в санаторий, то существенные коррективы вносятся в учебный план. Компенсировать пропущенные уроки приходится за счет более рациональной подачи материала, чтобы не создавать перегрузки для учащегося в другое время. Для блочно-модульной технологии обучения можно использовать созданные учителем электронные «памятки», различные схемы, конспекты и т.д., которые учащийся помещает в свой компьютер (планшет) и может при необходимости к ним обращаться.

Когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья много времени проводит в лечебных учреждениях, санаториях, бывает, что не всегда обучение там организовано на достаточном уровне. Если можно найти возможность выхода в интернет, то помимо упомянутых выше консультаций со своим учителем по электронной почте, ученик может пользоваться и программой Skype, слыша голос и видя своего учителя в он-лайн режиме. Также в таком случае более полно может использоваться технология дистанционного обучения. В интернете имеется достаточно дистанционных курсов, из которых учитель может подобрать те из них, которые наиболее соответствуют содержанию и стилю его преподавания, или создать свой курс. Эффективное использование технологии дистанционного обучения требует от ребенка достаточно развитых умений самообразования, сформированной устойчивой мотивации, поэтому учителю необходимо специально подготовить к этому ученика, как правило, такая технология применяется в старших классах.

В-пятых, учащиеся, освоившие образовательную программу средней школы в форме надомного обучения, но не имеющих специальных медицинских показаний, проходят итоговую аттестацию на общих основаниях – в форме ЕГЭ. Для подготовки к экзамену, так же как и при работе с классом, учитель может использовать ресурсы сети Интернет: открытый банк заданий, различные вспомогательные сайты. Но в случае работы с учащимся по индивидуальному плану большое значение имеет и психологическая подготовка выпускника: необходимо тренироваться, как заполнять бланки, как распределять время на выполнение заданий, как избежать типичных ошибок и т.д. Прохождение он-лайн тестов с автоматической проверкой ответов (и с возможностью посмотреть потом верное решение) повышает уверенность ученика в своих силах, учит правильно распределять время, стимулирует использовать приемы самоконтроля.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с обучающимися по индивидуальному плану (в форме надомного обучения) является эффективным средством повышения качества обучения, так как помогает:

- повысить мотивацию обучающегося, пробудить познавательный интерес;

- привлечь внимание учащегося,

- создать условия для более прочного запоминания материала;

- создать условия для развития общеучебных умений, касающихся работы с информацией;

- компенсировать нехватку учебных часов более рациональными формами подачи изучаемого материала;

- активизировать самостоятельную деятельность обучающегося;

- создать психологически комфортную обстановку для учащегося путем возможности организации дополнительного консультирования с учителем, дистанционного обучения.



Литература

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Университетская книга, Логос, 2009. – 382 с.

2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.

3. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.

4. Полищук В. В. Надомное обучение: организация, содержание, перспективы развития. – Барнаул, 1996. – 92 с.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 1999. – 672 с.

6. Чиляева Н. М. Организация классов надомного обучения в условиях общеобразовательной школы. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.

Интернет-источники

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/

8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/

9. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog

10. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru

11. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru

12. Сайт для подготовки к ЕГЭ http://reshuege.ru/


Поделиться:


Назад в раздел