Поиск по сайту

Знакомство учащихся с примерами разработки и изменения типичных методов исследования: история науки и современность (методическая разработка экскурсии по теме: «Развитие русской литературы во 2-й половине XIX века»)

Автор: Андреев Владимир Евгеньевич, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовской гимназии» Выборгского района Санкт-Петербурга


Данное занятие является составной частью раздела спецкурса «Сущность исследовательской деятельности». Оно проводится после завершения темы «Методы научных исследований» и проходит в форме экскурсии. Цель занятия — познакомить учащихся с примерами использования конкретных методов научного исследования в гуманитарных областях познания. В центре внимания педагога и учащихся в процессе проведения экскурсии находятся такие методы, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение.

В процессе исследовательской деятельности можно выделить три группы методов. К первой группе относятся установление единичных фактов и система сбора первичных данных путем непосредственного анализа документов. На этой стадии исследования важно обеспечить устойчивость и достоверность полученной информации. Вторую группу составляют методы, определяющие порядок, объем и систему первичного упорядочения фактов. Третью группу методов составляют способы обработки первичных данных: описание, обобщения, системный анализ и др.

Любое научное исследование предполагает обращение к первоисточнику, изучая который исследователь получает необходимый материал для своей работы. Именно основываясь на первоисточниках, автор и формулирует свои гипотезы и предположения.

Занятие проходит в мемориальном музее великого князя Константина Константиновича, расположенном в филиале Государственного Русского музея – Мраморном дворце. Этот небольшой мемориальный музей разместился в той части старинного дворца, где в конце XIX- начале XX веков располагались апартаменты великого князя, августейшего поэта, писавшего стихи под псевдонимом К.Р.

Уникальность этого мемориального музея, как места проведения экскурсии состоит в том, что он дает возможность варьировать темы проводимых занятий. В качестве подтверждения этой мысли давайте несколько видоизменим проблематику. Рассмотрим, как можно провести занятие, тема, которой будет звучать следующим образом: «Интерьер личных апартаментов К.Р. как отражение поэтического кредо хозяина». В основу разработки и проведения данной экскурсии легли материалы исследовательской работы ученика Ломоносовской гимназии Андреева Кирилла[i].

Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современный науки вызвал к жизни развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы. В нашем конкретном случае это исследование проблемы, находящейся на перекрестке технической науки – архитектуры, а так же гуманитарных наук – литературы, истории и философии.

В любом научном исследовании, даже в школьном можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Теоретический уровень научных знаний предполагает получение фактов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть, познания сущности явлений.

Основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, формулировка исходных гипотез; их теоретический анализ; планирование и организация эксперимента; организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка концепции. Так как особый акцент делается на характеристике методов исследования, то необходимо отметить какие методы научного исследования используются на данном занятии спецкурса:

АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение),

1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).

2) Синоним научного исследования вообще.

3) В формальной логике — уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно - или конечнонеобозримой области фактов (см. Дедукция).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства (см. Аксиоматический метод, Индукция).

АНАЛОГИЯ (греч. analogia — соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), — один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД, метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов), историко-типологическое сравнение (объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития), историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению) и др. Широкое распространение сравнительно-исторический метод получил в исторической науке, языкознании, этнографии, социологии, юриспруденции, литературоведении.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт), род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.                  

НАБЛЮДЕНИЕ, целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

Все эти методы в той или иной степени были задействованы в рассматриваемой нами исследовательской работе. Но автор выделяет среди них, те, с которыми ему было «удобнее» работать, и которые с его точки зрения давали более объективный и «быстрый» результат.

                                     

Цели экскурсии:

1.Охарактеризовать развитие русской культуры второй половины 19 столетия с точки зрения самих ее представителей. Дать представление о «чистом» искусстве.

2.Познакомить учащихся с различными принципами научного мышления: индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение применительно к исследовательской работе.

3.Дать возможность ученику-исследователю на практике, в реальных исторических интерьерах рассказать о результатах своей исследовательской работы.

Обратимся к материалам ранее проведенного ученического исследования члена УНИО Ломоносовской гимназии №73 Андреева Кирилла.

Объясняя свой интерес к данной теме, во вступительной статье автор отмечает: « Идея данной работы возникла после неоднократных посещений мемориального музея К.Р., расположенного в Мраморном дворце, в анфиладе комнат первого этажа. При более подробном знакомстве с творчеством поэта стало очевидно, что великий князь был цельной, гармоничной личностью, и тогда появилась мысль о том, что интерьеры его личных апартаментов несут на себе печать этой личности. Так возникла тема: « Интерьер личных апартаментов К.Р. как отражение поэтического кредо хозяина ».

Целью работы является продемонстрировать и проиллюстрировать связи между интерьером личных апартаментов, и, прежде всего готической гостиной К.Р., и его творческой позицией, литературными пристрастиями и вкусами.

Предметом исследования стали:

1)творчество К.Р. и оценки его произведений художниками- современниками; биографические материалы о К.Р., его дневниковые записи, литературоведческие статьи, посвященные творчеству поэта;

2)мемориальный музей К.Р. в Мраморном дворце;

3)отражение интеллектуальной и духовной жизни великого князя в его готической гостиной, а также так называемый салон К.Р. и его посетители.

Личность великого князя являлась на рубеже XIX и XX веков неким центром, вокруг которого объединялись поэты, музыканты, художники, а самые близкие люди (особенно творческие) были частыми посетителями его музыкальной гостиной.

Методика. Традиционные методы: изучение исследовательской литературы (литературоведение, источниковедение и музееведение), дневников и переписки К.Р. с его творческими единомышленниками и посетителями Готической гостиной; сравнительный анализ произведений К.Р., связанных с темой исследования.

Особые методы, связанные со спецификой темы: 1) сравнительный анализ поэтики псалмов и религиозно-философской лирики К.Р.; 2) изучение текстов-«посредников», т.е. богослужебных текстов, цитируемых в лирике и драме К.Р., и поиск первоисточников цитирования в псалмах Давида; 3) синтез результатов исследования и «проекция» их на духовную биографию К.Р. для выявления высшей – духовной – связи между царем, псалмопевцем и пророком Давидом – и великим князем».

Основные понятия: эклектика, «русский стиль», «чистое» искусство.

Особенность данной экскурсии состоит в том, что учащиеся-слушатели спецкурса попадают в условия, максимально приближенные к жизни конца XIX века. В этих помещениях не проводились ремонтные и реставрационные работы в больших объемах, поэтому интерьер сохранился в хорошем состоянии. Ученики попадают в атмосферу конца XIX столетия. Их поражает Музыкальная (Готическая) гостиная – они находятся практически в той же обстановке, которую наблюдали личные гости великого князя. Учитель объясняет, что данные помещения были небольшим по размерам, не случайно. Сюда, на литературно-музыкальные вечера могли попасть только те люди, с которыми хозяин дворца был очень хорошо знаком. Это были лучшие представители отечественной культуры: Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, И.А. Гончаров, П.И. Чайковский и многие другие. Таким образом, помимо имитационных условий, занятие возводит детское сознание к обобщению открытых ранее смысловых представлений и понятий, событий, реализует состояние смыслового мышления и личностных прикосновений к судьбе.

План экскурсии

  1. Подготовительный этап экскурсии.
  2. Ход экскурсии.
  3. Подведение итогов экскурсии.

  1. Подготовительный этап экскурсии.

Учитель подбирает материал с учетом целей и задач данной экскурсии, особое внимание уделяется методам исследовательской деятельности тем самым предъявляет учащимся «опережающие» задания, подготавливающие их к восприятию материала экскурсии. Класс заранее разбивается на группы, каждая из которых готовит свою часть урока по определенной тематике:

а) Архитекторы Петербурга конца XIX века – Потолов, Зайцев, Джиоргули, Николя    (эти люди принимали участие в создании интерьеров личных покоев великого князя.) задание, которое было дано ученику, заключалось в следующем: На основании материалов словаря «Стили в искусстве», проанализируйте, почему именно этих архитекторов выбрал великий князь Константин Константинович, для разработки интерьеров своих личных апартаментов?

б) Скульпторы – Р.Р. Бах и Адамсон Амандус Хендрик. – участвовали в оформлении интерьеров личных покоев великого князя. Задания ученику: Используя словарь     « Стили в искусстве», сравните творчество этих скульпторов и определите, что в их творчестве было сходным? Попытайтесь выявить причины, которые могли заинтересовать великого князя.

в) Плеяда великих писателей - Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров.   А.А. Фет, А.Н. Майков - участники музыкально-литературных вечеров. Задание ученику: Используя сравнительно-исторический метод, определите, что было общее в творчестве этих деятелей русской литературы.

г) Бессмертные творения русской музыки – П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В.Рахманинов, А.Г. Рубинштейн. Задание ученику: Используя метод дедукции, определите, чем были интересны эти люди великому князю и почему они приглашались на его музыкальные вечера?

д.) Литературное наследие поэта К.Р. Задание ученику: Попытайтесь воспользоваться методом индукции и определите, что в творчестве поэта К.Р. привлекало любителей поэзии?

Каждый из членов группы готовит сообщение о каком-либо из этих деятелей культуры. Несколько учеников получают задание выучить стихи августейшего поэта «Задремали волны», «Я баловень судьбы», «Псалмопевец Давид», «Измайловский Досуг».

В группах выбираются экскурсоводы, которые исполняют роль ведущих и связывают в единое целое выступление членов своей группы.

2. Ход экскурсии.

В начале экскурсии учитель обращает внимание учеников на то, в какой части Мраморного дворца располагались личные апартаменты великого князя. Через личный подъезд великого князя посетители музея попадают в прихожую, а затем в библиотеку.

Сотрудники Мраморного дворца постарались создать впечатление у посетителей как будто они пришли в гости к великому князю. Все вещи, которые нас окружают – подлинные. Кажется, что хозяин только что на минуточку вышел. Стены и потолок прихожей набраны из древесины дорогих хвойных пород и оформлены в русском стиле. Прихожая сохранилась в том же самом виде, что и в 1912 году. Из прихожей старинная дверь ведет в библиотеку. Ее стены когда-то были обиты рыжевато-золотистым бархатом, вдоль стен стояли книжные шкафы-стеллажи, выполненные из березы и груши, в стиле модерн. Содержание библиотеки отражало многообразие интересов ее владельца. Кроме художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, здесь были книги по искусству, истории, музыке. Учитель показывает фотографию великого князя Константина Константиновича и кратко рассказывает о начале его жизненного пути.

Из библиотеки мы попадаем в Готическую (Музыкальную) гостиную. Свое название она получила благодаря интерьеру, выполненному по рисункам архитектора     Д.Д. Зайцева, знакомого великому князю по работам в Павловске и Стрельне. (Здесь выступают ученики, подготовившие сообщения об архитекторах).

Работы по созданию готического интерьера были начаты осенью 1889 года. Уже в октябре-ноябре 1889 года в помещениях работали штукатуры подрядчика Ф. Седова. Столярных и паркетных дел мастером   И. Алексеевым снял и вывез в свою мастерскую для ремонта дубовый паркет, после чего он был вновь уложен на прежнее место. Этот паркет имеет простой рисунок «кирпичиком» с так называемой ореховой жилкой. По всей видимости, великий князь хотел иметь среди своих апартаментов не какой-то вымышленный, абстрактный интерьер, а вполне конкретный. Об этом он пишет в письме к А.А. Фету 25 октября 1890 года: «Комната, в которой вы с Марьей Петровной так снисходительно слушали мою фортепьянную игру, теперь преобразилась: я отделал ее свод и стены дубовой резьбой в строго готическом стиле. Шкап, седалища, двери, каждый узор, малейший завиток узора, словом, все   до последней мелочи снято с существующих старинных образцов. Эта комната осталась музыкальною, и на нее не налюбуешься. Как бы хотелось показать ее вам. Эта совершенная ризница старого готического собора».

Для проверки теоретических положений, гипотез, которые были сформулированы исследователем, подойдет наша экскурсия, которая относится к типу уроков актуально-жизненной имитации. В данном конкретном случае речь идет о персонифицированной имитации. Что это такое? Это, прежде всего, встреча с персонами (личностями) того исторического и культурного явления, которое представлено в теме. В нашем примере это деятели отечественной культуры второй половины XIX века. Личность великого князя в последней четверти XIX века являлась своеобразным центром, вокруг которого объединялись поэты, музыканты, художники, офицеры - участники Измайловских Досугов (литературных вечеров, которые устраивались по инициативе К.Р.), а самые близкие люди особенно творческие были посетителями его музыкальной гостиной. Здесь, в его своеобразном салоне собирались люди искусства - его великие современники: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Но ни о каких партиях в вист здесь не могло быть и речи, политики здесь было мало, и никогда Готическая гостиная не была рассадником слухов и сплетен, как это было в обычных салонах. Тут царили лишь музыка, поэзия, литература. Имена Достоевского, Тургенева, Майкова, Фета, Чайковского являются своего рода персональными символами исторического отрезка времени конца XIX столетия и культурного явления того времени.

Далее слово предоставляется автору исследовательской работы. Тезисно его сообщение выглядит следующим образом.

Проведя сравнительный анализ поэтики-псалмов и религиозной философской лирики К.Р., основываясь на личном впечатлении от посещений Готической гостиной великого князя исследователь приходит к следующему выводу: «Готическая гостиная более всех остальных интерьеров личных покоев Константина Константиновича является отражением не только вкусов, но и творческого кредо хозяина. Стиль, в котором выполнено оформление этого помещения, - готика. Она находит отражение и в деревянных консолях, плавными полукруглыми линиями поднимающихся к потолку и смыкающихся в торжественный свод. Готика присутствует и в дубовых панелях с вырезанными на них деревянными розетками, и во встроенных лавках-канапе, в большом чугунном светильнике, и в тяжелых дубовых дверях. Посетитель окунается в неповторимую атмосферу средневековья – эпоху, оставшуюся в истории культуры образцом высоких идеалов, устремлений «пламенной» религиозности (отсюда название стиля – «Пламенеющая готика»), понятий долга и чести; временем рыцарей, воплощающих в себе силу возвышенность и благородство.

Еще одним элементом средневековья в этой гостиной являются так называемые «гамлетовские» кресла, выполненные из дерева и расположенные в нише между панелей в стене. Они расположены в нише между панелей в стене и выполнены из дуба. Это место, предназначавшееся для великого князя Константина Константиновича и его супруги во время творческих вечеров в музыкальной гостиной. Названы эти кресла «гамлетовскими» не только потому, что по своему стилю они напоминают эпоху шекспировского героя. Представляется, что их наличие является отражением читательского и писательского вкусов К.Р. – поклонника и переводчика Шекспира. Вот почему нахождение «гамлетовских» кресел в гостиной не случайно, они тоже связаны с мировоззренческим кредо К.Р.

Образ Гамлета, мучающегося «проклятыми» вопросами, без сомнения, привлекал К. Р., и именно этого шекспировского героя он играл в спектакле Эрмитажного театра. Но если у Шекспира выбор «быть или не быть» связан с вопросом о существовании Бога, инобытия, вечности, то для К. Р., в отличие от Гамлета, вопрос о существовании Бога и загробной жизни уже решен. На северной стене готической гостиной, расположена скульптура псалмопевца Давида, тоже выполненная из дерева, изготовленная из дуба Адамсоном Амадеусом-Хендриком в строгом готическом стиле. Это достаточно известный эстонский мастер, окончил училище барона Штиглица. Его произведения украшают здание Елисеевского магазина, дом фирмы Зингер (Дом книги), в Таллинне - «Русалочка» Вполне возможно, руководствуясь желанием Августейшего заказчика, скульптор в качестве прототипа для библейского героя, использовал скульптуру, изображающую Карла Великого, помещенную в одной из ниш средневекового готического собора в Ахене. Во всяком случае, черты лица, прическа, корона, украшающая голову царя Давида и короля франков практически идентичны. Кстати, это вполне согласуется с идеями великого князя о создании подлинного готического интерьера, о котором он писал Фету в уже, цитировавшимся ранее письме. В руках Давида – свиток, на котором начертаны строки из одноименного стихотворения К. Р.:

                    Их человек создать не мог,

                    Не от себя пою я:

                    Те песни мне внушает Бог,

                    Не петь их не могу я.

Фигура Давида не случайно занимает одно из центральных мест в интерьере гостиной. В образе библейского царя, псалмопевца, соединились размышления К. Р. о смысле жизни, назначении поэта, месте поэта в мироздании; его философские и религиозные убеждения. Давид – царь. Для К. Р. это знаменательно, потому что сам, будучи человеком царской крови, он воспринимает принадлежность к правящей династии как наивысшую ответственность перед Богом за все, что происходит в стране, а не как привилегию. Именно отсюда и исходит трепетное отношение великого князя к службе и долгу. С другой стороны, Давид – псалмопевец, поэт; его стихи – это молитвы, созданные поэтическим талантом, дарованным Богом, Богу же и отдаваемым».

Далее, исследователь знакомит слушателей еще с одним выводом, к которому он пришел в своем исследовании: К.Р. также, по его собственному признанию, смотрит на свой поэтический дар «как на талант, с помощью которого» он « обязан приобрести другие таланты». Слово «талант» употребляется здесь в том же значении, что и в евангельской притче, где лукавый и ленивый раб зарывает талант в землю, а «добрый» раб приумножает данное господином и воздает ему сторицей. Такое отношение к своему поэтическому дарованию и определило представление К.Р. о задачах поэта и поэзии.

Итак, псалмопевец Давид - поэт, ветхозаветный праведник, запечатлевший в псалмах свое живое религиозное чувство, - это и есть фигура мировой истории, наиболее близкая великому князю Константину Константиновичу Романову, что и подчеркнуто особым местом, отведенным ее в личных апартаментах.

В этой части экскурсии учитель вместе с группой детей создает атмосферу одного из литературных вечеров, когда-то проходивших здесь. Это потребует от него и учеников определенных артистических задатков, и даже владения приемами актерского мастерства. Давайте немного пофантазируем и представим, как мог проходить один из таких вечеров. Возможно, что кто-то будет удивлен, таким смелым шагом. Может быть, излишне разыгралось воображение? Но ведь так интересно поиграть в театр, мысленно перенестись в позапрошлый век – возможно, это стремление идет от самой обстановки гостиной, ведь она тоже своего рода игра в прошедшие века: поэт погружал своих гостей в средневековье. Итак, комната заполняется людьми. Конечно, все вместе, кого мы видим сейчас, никогда не собирались, хотя, безусловно, бывали – просто не все одновременно. Но интересно «пригласить» в этот вечер всех, потому, что разговор важный – о творчестве. Бытовые, незначительные слова естественно выдуманы исследователем, чтобы картинка «ожила». А главное они говорят сами: об этом можно прочесть в их стихах, дневниках, письмах.

Звучат плавные, чарующие звуки рояля, зажженные свечи, на деревянных канапе расположились гости: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Майков и другие - слушают музыку, наполняющую покои К.Р. За роялем П.И. Чайковский. После того, как смолк последний аккорд, слово взял К.Р.

ДИАЛОГИ

К.Р.: Прошу внимания, господа. Сегодня мы собрались для того, чтобы поздравить с пятидесятилетием писательской деятельности, не побоюсь этого слова, величайшего поэта и моего учителя, к коему я испытываю искреннюю благодарность, – Аполлона Николаевича Майкова. Разрешите мне начать с моего стихотворения, посвященного этому знаменательному событию:

Ты черни ветреной в угоду

Себе, певец, не изменял,

Свою священную свободу

Страстям толпы не подчинял…

Майков: Благодарю Вас, Ваше Императорское Высочество, я, право, смущен.

Г.N.: Стихи прекрасны, и не стоит смущаться, Аполлон Николаевич, так как они могли бы быть адресованы любому из присутствующих здесь художников; заметьте, Константин Константинович снова обращается к теме высшего.

Г.D.: Да назначения поэзии, Вы правы, кажется перед тем, как писать эти стихи, Его Высочество перечитывал Пушкина, особенно такие стихотворения, как “Поэт”, “Пророк” и “Поэт и толпа ”:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься, тверд, спокоен и угрюм.

Г.N.: И Константину Константиновичу очень хорошо удалось сделать акцент на наиглавнейшей теме. Ведь истинная цель искусства – служить не “страстям толпы”, а именно Всевышнему:

Веленью Божию, о муза, будь послушна…

Г.D.: А Вы что думаете по поводу прочитанного посвящения, господин Фет?

Фет: О творчестве К.Р. я уже писал:

Трепетный факел, – с вечерним мерцанием,

Сна непробудного чуя истому, –

Немощен силой, но горд упованьем

Вестнику света сдаю молодому.

Г.N. Ваше Высочество, неужели и Вы смущены тем, что Афанасий Афанасьевич отзывается о Вашем творчестве в столь ярких выражениях, оно, поверьте, достойно этого. Мы понимаем, почему наш великий Фет передает “факел” своего творчества Вам, называя Вас “вестником света молодым”. Право, эта ситуация напоминает ту, когда Державин слушал стихи юного Пушкина в Царскосельском лицее. Конечно, никто не может сравниться с величайшим русским поэтом, но всегда удивляет, как события последующих времен повторяют то, что происходило с нашим гением.

К.Р.:    Не ждал я, признаюсь, такого одобренья,

                 Когда печатал этот труд,

                  И не рассчитывал, исполненный смиренья,

                  Что так стихи мои прочтут.

Г.D.: Полноте, Вы так точно выразили то поэтическое кредо, кое нам завещал сам великий Пушкин.

Г.N.: Мы не преувеличиваем Ваши заслуги. Ведь Вы не повторили его слова, Вы – поэт, живущий спустя почти пол века после Пушкина, по-прежнему уверены, что поэзия, прежде всего, обращена к душе человека.

К.Р.: Позвольте о Пушкине:

Сколько чистых наслаждений,–

Сколько радужных видений

И какой небесный свет

Сладкозвучным роем песен

Пролил ты в сердцах людей!

Майков:         О мысль поэта! Ты вольна,

                Как песня вольной гальционы!

                В тебе самой твои законы,

                Сама собою ты страстна.

Г.N.: Да, Вы правы, поэзия – сама по себе величайшая ценность. Поэт – высокое назначение, и не должно быть никаких преград для излияния высоких чувств, выражать которые он должен не для толпы, а для избранных, способных его понять. “Чистое, небесное ” непонятно обывателю, в “чистой ” поэзии есть нечто неуловимое, что невозможно выразить просто словами.

К.Р.: Это “невыразимое” присутствует в поэзии Фета:

Постигнув все неслышное для уха,

Ты угадал незримое для глаз.

Г.D.: Именно об этом “невыразимом” писали еще Жуковский в своей элегии, Тютчев в стихотворении “Silentium”:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Г.N.: Выразить это “невыразимое”, не превратив его в “ложь”, и есть самое трудное. Только настоящему поэту это под силу. Таков наш Фет, испытанный годами лидер поэтов “чистого” искусства”, “неунывающий боец”, по словам К.Р.

Г.D.: Мне кажется очень важным слово “боец” – действительно, Фет – боец за настоящее искусство, и в этой борьбе он всегда был “отважен”. Поэтическое творчество есть путь, пройти который может только тот, кто видит цель этого начинания. Опять процитирую К.Р.:

И цель достигнута тобой:

Ты, веря в доброе и в Бога,

Свершил высокий подвиг свой.

К.Р.: То же самое можно сказать и о господине Полонском, еще одном нашем соратнике:

Лишь во имя того, что светло и правдиво,

Что волнует восторгами грудь,

Лишь во имя добра ты всю жизнь терпеливо

Свой тернистый прокладывал путь.

Г.D.: И здесь Вы отмечаете “тернистость”. Это так характерно для понимания назначения поэта Его Высочеством. Но обратимся к тому, к кому мы всегда мысленно возвращаемся, говоря о поэзии, – к Пушкину. Ведь еще в начале своего творческого пути он провозгласил:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Пушкин, мне думается, считал, что служить обществу поэт также должен.

Г.D.: А в наше время Некрасов заявил: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.

Полонский: Я уже отвечал господину Некрасову:

О гражданин с душой наивной!

Боюсь, твой грозный стих судьбы не пошатнет.

Толпа угрюмая на голос твой призывный

Не откликаяся идет…

            . . .

Оставь напрасные воззванья!

Не хныкай! Голос твой пусть льется из груди,

Как льется музыка, – в цветы ряди страданья,

Любовью – к правде нас веди!

Г.D.: Все-таки сомнительная необходимость “в цветы рядить страданья”.

Г.N.: Мне кажется, что самое главное слово здесь – “любовь”, которое напоминает о необходимости следования заповеди “возлюби ближнего своего”.

К.Р.:             Пой о любви толпе людской,

                 Пой величаво, вдохновенно,

                 Священнодействуя смиренно

                 Перед поэзией святой.

Г.N.: Новый Завет, который принес людям Христос, – это любовь. Муза служит не сиюминутным потребностям, а вечности, идеалу.

Полонский:           Без веры в ясный идеал

Смешно ей1 было вдохновенье,

И звонкий голос заглушал

Мое рифмованное пенье.

1. Полонский говорит о своей Музе.

К.Р.:                На лад возвышенный настрой

Свою божественную лиру,

О небесах немолчно пой

Их забывающему миру.

К добру и правде их мани

Могучей силой песнопенья.

Г.N.: Источником поэтического вдохновенья является Небо, и поэтическое слово должно быть устремлено нему. Константин Константинович, обращаясь к Майкову, уже говорил, что они едины в понимании этого. Не прочтете ли, Ваше Высочество?

К.Р.:               Забыта вновь юдоль земная,

Я будто слышу твой призыв,

И, словно крылья расправляя,

Вмиг встрепенувшись и ожив,

Душа и просится и рвется

В те неземные высоты,

Откуда голос твой несется,

Туда, откуда манишь ты.

Г.N.: Не во имя свое должен творить поэт. “Исполнись волею Моей”, – говорит пророку “Бога глас”, и этот завет Пушкина помнят наши поэты: Майков, К.Р., Фет, Полонский. О последнем, о Вас, Яков Петрович, писал великий князь:

Незабвенных поэтов бессмертную лиру

Унаследовал ты, о, певец!

Ты ревниво и свято сберег ее миру

И стяжал себе славы венец.

Г.D.: Хочу сказать, что “сбереженная миру лира” – это тоже яркий образ, символизирующий поэтическое служение, которое поэты одного поколения завещают и передают другому.

К.Р.:            Будь верен долгу своему

И, гордый званием поэта,

Преследуй песнью ложь и тьму

Во имя истины и света.

Г.N.: Быть верным своему долгу – значит быть свободным от всего суетного. Мне представляется очень важным, чтобы муза могла и “хулу и клевету” принимать равнодушно. Как вы полагаете?

Полонский:      И до сего дня муза эта

                        . . .

Бодрит и учит презирать

Смех гаера и холод света.

Фет:              Заботливо храня твою свободу,

Непосвященных я к тебе1 не звал,

И райскому их буйству я в угоду

Твоих речей не отвергал.

К.Р.:               Лишь тем, что свято, безупречно,

Что полно чистой красоты,

Лишь тем, что светит правдой вечной,

Певец, пленяться должен ты.

Г.N.: Что за блистательная полифония! Как Вы ее находите, Петр Ильич? Я вижу на вашем лице блаженную улыбку на протяжении всего диалога. Быть может, вдохновение посетило Вас, как Вашего Дамаскина, помните? Сыграйте же нам напоследок Ваше божественное “Благословляю вас, леса”.

Чайковский: Душам, постигшим Высшую гармонию, не мою, конечно.

В гостиной вновь звучит музыка, и в этот момент слабый свет свечей падает на фигуру царя Давида – ветхозаветного певца и пророка, который как бы присоединяется к благодарственному гимну его преемника Иоанна Дамаскина – новозаветного праведника, автора множества церковных песнопений, и в этом можно усмотреть благословение всем тем, кто собрался в готической гостиной…

Как видим, составной частью нашей экскурсии вполне может быть мини-спектакль. Здесь, при помощи своеобразного «мозгового штурма» создается этот мини-спектакль, который оказывает свое духовное влияние и на его участников, и на гостей-зрителей, открывая глубинные смыслы явлений отечественной культуры XIX столетия – показывает неразрывную связь «золотого века» русской литературы с представителями «чистого» искусства. Ученики осознают, что там, в глубинах этих человеческих откровений, свидетелями которых они только что были: радость, печаль, святость – все это единый поток человеческой жизни и ощутили все это благодаря поэзии, то есть живому слову. Вот во имя этого откровения, во имя возможности прикоснуться к нему, и была необходимость введения этого спектакля в контекст экскурсии. Дело в том, что ситуация «мозгового штурма» (или инсайда) это такое условие, которое помогает человеку быстро подойти к высокому уровню мыслительной концентрации и приводит к точным и правильным решениям. Человек в условиях «мозгового штурма» в жестких условиях может абстрагироваться от внешнего мира и «превратиться в мысль». Это сложный психологический процесс, но, как правило, он всегда приводит к успеху.

На таком эмоциональном подъеме и заканчивается экскурсия.

3.Подведение итогов.

Подводя итоги прошедшего занятия, преподаватель напоминает участникам о важности такого метода анализа проделанной работы каким является эксперимент, в процессе которого исследователь проверяет свои гипотезы и причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях. Выбор того или иного метода исследования зависит главным образом от природы изучаемого объекта и теоретических предпосылок исследования. Последние должны быть сформулированы заблаговременно в виде программы исследования, в которой излагается задача, цель исследования, основные понятия, относящиеся к анализу данных, предположения о возможных связях и зависимостях между существенными характеристиками изучаемого процесса (гипотезы). Затем учитель обращается к ученику-исследователю и предлагает ему кратко ответить на вопросы: Что с его точки зрения получилось, а что нет в ходе занятия? С какими неожиданностями или проблемами ему пришлось столкнуться в процессе изложения материала? Как он сам оценивает свою практическую часть работы? Какими методами он чаще всего пользовался в процессе работы над своей темой?

И, наконец, ведущий занятия просит учеников, которые являлись просто «зрителями», и не были задействованы в подготовке занятия, высказать свое мнение по поводу данного мероприятия. Их мнение особенно важно для нас – именно по их реакции мы можем судить о том, получилась ли экскурсия или нет? Смогли ли мы вместе с учениками, занятыми в ней выполнить те задачи, которые были поставлены перед нами? Учитель задает вопросы ученикам:

-Какова связь между готическим интерьером и творческим кредо поэта К.Р.?

-Почему великий князь мог писать только под псевдонимом?

-В чем особенность литературно-музыкальных вечеров, проходивших в Мраморном    дворце?

-Каков был взгляд великого князя на роль поэта в истории России?

-Что объединяло великого князя и его гостей?

-Какие методы, с которыми вы познакомились на сегодняшнем занятии, привлекли ваше внимание?

В качестве творческого задания учитель может предложить желающим написать небольшое эссе по итогам этого занятия, и указать - какие методы, с которыми они познакомились сегодня, произвели на них наиболее сильные впечатления.



Литература для учащихся-исследователей

1.      Андреев. В. Е. Долг памяти. «St. Petersburg». 1998.

2.      Баевский В. С. История русской поэзии 1730-1980. М. «Интерпракс». 1994.

3.      Власов В.Г. Стили в искусстве. т.т. 1-3. Санкт-Петербург «Кольна» 1997.

4.      Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Собрание сочинений в 10 томах. Т 9 Государственное издательство художественной литературы. М. 1958

5.      Дунаев М. М. Православие и русская литература (ч5) М. «Христианская литература» 1999.

6.      К.Р. Времена года. Избранное. С-Пб. «Северо-запад». 1994.

7.      К.Р. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма. М. «Искусство». 1998.

8.      К.Р. Избранная переписка. Издательство Пушкинского дома. С-Пб.1999.

9.      К.Р. Стихотворения 1879-1899. С-Пб.1901.

10. К.Р. Стихотворения. Избранное. С-Пб. 1998.

11. Майков А. Н. Избранные произведения МБП. Л. 1957

12. .Петроченков В.В. Драма страстей Христовых (К.Р. «Царь Иудейский»).  С-Пб. Журнал «Нева», 2002

13. . Полонский Я.П. Стихотворения. МБП. Л. 1957

14. Философский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1989.



Литература для учителя

1. Андреев. В. Е. Долг памяти. «St. Petersburg». 1998.

2 К.Р. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма. М. «Искусство». 1998.

3. К.Р. Избранная переписка. Издательство Пушкинского дома. С-Пб.199

4. К.Р. Стихотворения 1879-1899. С-Пб.1901

5. Кузьмина Л. И. Августейший поэт К.Р. С-Пб. 1995

6. Нелюбин Г. «К. Р. Критико-биографический этюд». С-Пб. 1902

7. Пчелов Е.В. Романовы. История династии Москва «Олма-Пресс» 2002.

8. Ухналев А.Е. Мраморный дворец. В Санкт-Петербурге Изд-во «Левша» С-Пб 2002.

9. Словарь искусств. ТОО «Внешсигма» 1996

10. Философский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1989.




[i] Работа ученика-члена УНИО Ломоносовской гимназии №73 Андреева Кирилла «Интерьер личных апартаментов К.Р. как отражение поэтического кредо хозяина».2001/2002 . Научные руководители: Андреев В.Е. ст.н.с. Государственного Русского музея, Масюк Е.В. учитель литературы.




Знакомство учащихся с примерами разработки и изменения типичных методов исследования: история науки и современность (методическая разработка экскурсии по теме: «Развитие русской литературы во 2-й половине XIX века»)

Назад в раздел