Поиск по сайту

Создание интерактивной презентации с помощью программы MS PowerPoint

Автор: Суханова Ксения Дмитриевна, методист ЦИО ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе.

Одна из главных задач для нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, более наглядным, динамичным и современным. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса. И в этом педагогам пришли на помощь мультимедийные и интерактивные технологии.

Мультимединые технологии одновременно используют несколько видов информации: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественные звуковые сопровождения, видеофрагменты.

Согласно исследованиям психологов, человек воспринимает информацию на слух, через взгляд, через моторику. Образовательная деятельность, тесно связанная с использованием мультимединых технологий, позволяет максимально эффективно использовать особенности восприятия каждого обучаемого.

Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Информационные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.

В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащают аудитории и классы интерактивными досками.

Главная функция ИД – демонстрация и активная работа со всеми видами графических, текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия.

ИД позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

Благодаря возможности влиять на демонстрируемый материал, меняя порядок его подачи, изменяя и преобразовывая его, получая в процессе преобразования новую информацию, интерактивная доска хорошо сочетается с коммуникативными методами обучения, которые предполагают общение учителя и ученика как субъектов, усвоение материала через осознание и понимание.

Можно сделать и использовать интерактивные ресурсы и без интерактивной доски (ИД)!

Число программ, с помощью которых можно сделать интерактивные ресурсы самостоятельно огромно. Одни из них требуют уровня продвинутого пользователя, другие доступны и начинающим пользователям. Среди наиболее доступных программ – MS PowerPoint.

О преимуществах использования PowerPoint:

1.    Интерактивные системы, в состав которых входит ИД, в минимальной своей комплектации состоит из проектора, персонального компьютера (ПК), интерактивной доски или приставки, которая крепится к светлой поверхности или маркерной доске, и специализированного программного обеспечения (ПО). Комплекс может быть дополнен аппаратными и программными средствами, позволяющими расширить его функционал, например, возможностями проведения тестирования, одновременной групповой работы и т.д.

2.    Благодаря тесной интеграции с другими компонентами пакета MS Office пользователь имеет возможность применять уже наработанные ранее материалы. Обмен данными происходит без потерь и искажений.

3.    Очень часто учителям физики, математики, химии требуется подготовить формулы. Проблем при создании формул в PowerPoint нет, их можно создать с помощью программы Equation 3.0, а вот при использовании ПО многих досок можно столкнуться с тем, что даже подстрочные или надстрочные символы изобразить с использованием клавиатуры не так уж и легко.

4.    Возможности встроенного векторного графического редактора позволяют создать гораздо больше геометрических фигур с использованием всевозможных эффектов: тень, отражение, свечение, сглаживание, рельеф, поворот объемной фигуры.

5.    К любым объектам, которые вставляются на слайд со сканера, из файла или из другого источника применимы эти же эффекты плюс стиль.

6.    Ни одно ПО ИД не имеем такой большой коллекции эффектов анимации, используя которые можно создать, например, шторку, вертушку для выбора задания, приблизить изображение и т.д.

7.    Возможность демонстрировать презентацию на любой интерактивной доске в режиме ПК (мышка). Маркер или палец используется аналогично «мыши» для управления объектами на слайде. При этом такие функции ПО ИД как возможность затенять часть информации или использовать функцию прожектора доступны.

И в школьном, и в дошкольном обучении PowerPoint может быть полезна как просто для демонстрации чего-либо (сопровождении лекции, оформлении праздников), так и для организации взаимодействия с учащимися. С помощью программы MS PowerPoint можно подготовить различные интерактивные материалы к урокам.

И при использовании ИД, и в PowerPoint в режиме показа слайдов можно писать и чертить, выделять любым цветом, стирать и затенять слайд черным или белым цветом. Писать можно фломастером или ручкой любого цвета.

При показе слайдов можно переходить в режим ПК и получить доступ к интернету или файлам и программам.

Интерактивность достигается при помощи интерактивной навигации, анимации, триггеров, функции Фломастер.

Интерактивная навигация – это совокупность используемых средств, позволяющих осуществлять нелинейный переход по слайдам, который реализуется в РowerРoint при помощи создания оглавления, кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок.

В общих требованиях к оформлению интерактивной презентации сказано:

1. Первый слайд – это титульный лист, который содержит название презентации или проекта, имя автора, название учебного заведения, город и год.

2. Второй слайд – оглавление или содержание презентации, созданное с помощью гиперссылок.

3. Чтобы при демонстрации презентации случайно не произошла непредусмотренная смена слайда, необходимо отменить смену слайда по щелчку и предусмотреть на каждом слайде переходы на слайды: предыдущий и следующий слайды; слайд-оглавление; последний слайд; возврат на слайд, откуда был вызван подчиненный слайд и т.д.

Гиперссылка – это фрагмент текста или графическое изображение презентации, служащие для перехода к другим отдельным элементом этого документа, т.е. слайдам или любым другим объектам (файлам, папкам, приложениям), расположенные на локальном компьютере или в компьютерной сети.

Текстовая гиперссылка может выделяться определенным цветом или маркером в отличие от остального текста, и изменять свой цвет в зависимости от наступления определенного события (наведение на нее курсора, перехода по ней и т.п.).

В презентации можно создать гиперссылки на: адрес в Интернете; документ; адрес электронной почты, если материал, находящийся там, может пригодиться. К тому же это позволит сохранить время на поиск и собрать все материалы по конкретной теме в одной презентации.

Кнопки перехода – это готовые управляющие кнопки, которые можно вставить в презентацию и для которых можно определить гиперссылки. Управляющие кнопки содержат фигуры, такие как стрелки вправо и влево. Их используют как понятные всем символы для перехода к следующему, предыдущему, первому и последнему слайду. В Microsoft PowerPoint также содержатся кнопки для воспроизведения видеороликов и звукозаписей.

Анимация – это добавление к тексту или объекту на слайде, а также к переходу между слайдами специального видео- или звукового эффекта. Каждый эффект имеет ряд параметров.

Эффекты анимации делятся на 4 группы:

·      Вход

·      Выделение

·      Выход

·      Пути перемещения

Например, можно создать элементы текстового списка, влетающие (вход) на страницу слева/справа/сверху/снизу/ по одному слову/по буквам/все вместе, или добавить звук аплодисментов при открытии рисунка.

Фрагменты текста или изображение могут перемещаться (пути перемещения) в ходе демонстрации презентации, выделяться цветом, мигать (выделение) и исчезать (выход).

Правильно используя анимацию, учитель может быть уверен, что информация будет лучше усвоена и запоминаться.

Анимация позволяет сделать презентацию более динамичной и акцентировать внимание на отдельных элементах.

Например:

·      на уроках изучения нового целесообразно использовать последовательное появление фрагментов презентации и анимацию запускать по щелчку мыши;

·      при закреплении изученного – создать тест с вопросами и заданиями, при ответе на которые ученик услышит соответствующий звуковой сигнал (например, «фанфары» или «аплодисменты»– верный ответ) или на экране появиться текст «правильно» или соответствующее по смыслу изображение. Также на слайдах могут быть управляющие кнопки, при нажатии на которые всплывает подсказка или появляется правильный ответ;

·      при повторении изученного материала можно создать презентацию с обобщающим материалом, слайды и элементы которой будут меняться автоматически после заданного количества секунд и сопровождаться звуковыми эффектами.

Для одного элемента можно применить одновременно несколько эффектов анимации: например сначала эффект вхождения, а затем ‑ выхода.

Не следует забывать, что, если анимации слишком много, то это отвлекает внимание слушателей.

Триггер в PowerPoint или «горячая зона» – это объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда.

Применение триггеров в презентации придает уроку игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу учителя и по мере выполнения задания.

С их помощью можно создать интерактивную дидактическую игру, интерактивный плакат, тренажер или тест, запрограммировать вход и выход объектов в произвольном порядке.

«Горячими зонами» (триггерами) могут быть любые объекты на слайде. Триггер может быть присвоен как тому объекту, с которым по замыслу будет происходить действие, так и любому другому, щелчок по которому будет анимировать другие объекты.

При создании триггера анимация запускается при щелчке на конкретном объекте: параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке».

Например:

· детская игра «Убери лишнее. Выбери овощи».

По замыслу надо сделать так, чтобы фрукты по щелчку исчезали, а овощи оставались. Чтобы дети могли сделать выбор в произвольном порядке и даже допустить ошибку, надо применить триггеры.

Выделив объекты, надо присвоить им анимацию: фруктам – анимацию выхода, овощам ‑ анимацию выделения, например изменение размера, чтобы подчеркнуть правильность ответа.

· кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Дети и взрослые любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

· триггеры помогут при разработке интересных тематических игр на закрепление или проверку пройденного материала.

Можно разработать такие задания, например загадки, в которых верные ответы открывают скрытый объект-отгадку, что будет в некоторой степени ему наградой. Либо с помощью триггеров можно реализовать любимую игру историков «Виселица», в которой при каждом неверном ответе появляется новый фрагмент виселицы, а потом и изображение повешенного человечка. При этом учителю уже не нужно рисовать фрагменты на доске мелом. Минимизируется субъективность в оценке ответов.

Не все объекты могут быть «горячей зоной». Для таких объектов можно использовать прием прозрачных триггеров, т.е. присвоить триггер не к самому объекту, а к прозрачному прямоугольнику, наложенному на этот объект. Например:

· надписи сделанные с помощью объекта WordArt;

· если объекты наложены друг на друга, и они должны появляться последовательно по щелчку;

· можно увеличить отдельные фрагменты изображения, если поверх исходного изображения поместить увеличенный фрагмент и на нем создать прозрачный триггер.

Инструмент «Фломастер»

Данная функция позволяет при демонстрации слайдов писать и рисовать на них. Для этого в режиме показа слайдов в нижнем левом углу слайда нужно выбрать значок фломастера, в открывшемся подменю выбрать инструмент Ручка или Фломастер, цвет и форму линии.

Суханова1.JPGФункция Фломастер может применяться на уроках изучения нового, когда при объяснении материала, необходимо акцент сделать на чем-то конкретном, подрисовать связи, сделать какую-либо надпись и т.п. Ручку, Фломастер или Выделение для надписей лучше применять при работе с интерактивной доской, так как мышью неудобно писать. При работе за компьютером Фломастер может использоваться для выделения нужного ответа или фрагмента. Фломастер позволяет импровизировать и учитывать особенности аудитории. Чтобы стереть пометки или выделение можно использовать инструмент Ластик или выбрать в меню пункт Удалить все рукописные данные со слайда.

Завершив показ слайдов, можно сохранить все изменения, сделанные в процессе демонстрации.

При работе на ИД могут возникнуть серьезные проблемы со стрелкой. Обычно она появляется в автоматическом режиме и при больших паузах исчезает. В этом случае надо водить маркером впустую по экрану и «ловить» ее. В результате теряется темп урока.

Чтобы настроить стрелку надо в параметрах стрелки включить режим «видимый».

Суханова2.JPG
Для перехода в режим ПК надо кликнуть по иконке Меню слева внизу на экране, перейти на рабочий стол, выбрав пункт Экран ‑ Переключение программ:

О некоторых преимуществах использования ИД

Одно из основных преимуществ ПО интерактивной доски — это возможность передвигать объекты. В простой презентации можно задать лишь конкретный путь перемещения фигуры или картинки. То есть ученик не сможет переместить фигуру туда, куда он сам захочет. David M. Marcovitz разработал макрос Drop and Drag, с помощью которого можно перемещать объекты слайда во время ее демонстрации. Ниже представлена ссылка на сайт с презентацией, которая объясняет, как сделать возможным перемещение предметов в любом направлении c помощью макроса Drop and Drag, содержит инструкцию по его установке, содержит ссылку на сайт автора макроса, откуда его можно скачать.


Список литературы

  1. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
  2. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
  3. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15.
  4. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

5.      Комплексный подход к проектированию мультимедийных учебных продуктов

6.    Мультимедийные средства обучения иностранному языку.

7.    Демонстрация готовой презентации и слайдов.

8.    Тема 7. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами.

9.    Блог методиста Брыковой Ольги Витальевны. (Типичные ошибки в презентации).


Поделиться:


Назад в раздел