Поиск по сайту

Психологическое сопровождение образовательного маршрута учащихся начальной школы ГБОУ гимназии №107 в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Автор: Ширяева Т.А.


Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Программа психологического сопровождения образовательного маршрута учащихся начального общего образования гимназии №107 в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» опираетсяна развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Актуальность психологического обеспечения ФГОС определяется приоритетным направлением новых образовательных стандартов, а именно, реализацией развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: личностные, метапредметные и предметные. Необходимость оценки метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся одной из важных задач деятельности школьного психолога.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. У большинства учащихся процесс формирования УУД успешно проходит в процессе обучения в школе. Однако ряд учащихся, в силу различных причин имеют трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения, личностные проблемы. Успешное формирование УУД у этих учащихся возможно лишь при условии оказания им своевременной психологической помощи.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают создание условий для личностного развития учащихся, совершенствование образовательных траекторий каждого ребенка и оценки качества обучения в школе с учетом этих условий. Введение системы психолого-педагогических принципов (личностно-ориентированных, культурно-ориентированных, деятельностно-ориентированных) определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки всех участников образовательного процесса. Процедуры общественной экспертизы обеспечивают объективность оценивания результатов ФГОС.

Целью данной программы является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Реализация данной программы осуществляется посредством решения следующих задач:

· содействие формированию у обучающихся эффективной учебной деятельности, способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

· создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

· систематическое проведение психолого-педагогического мониторинга психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения.

Ожидаемые результаты:

1. Ожидаемым результатом программы психологического сопровождения образовательного маршрута учащихся является создание комфортной психологической образовательной среды для успешного освоения основной образовательной программы «Школа 2100» в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Создание и реализация программы психологического сопровождения учащихся начальной школы, котораявключает в себя психолого-педагогическую диагностику интеллектуального и личностного развития учащихся, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута, комплексное сопровождение каждого ученика на всех ступенях его развития, открывает возможность повышения эффективности образовательного процесса. Локусом внимания педагога-психолога является обеспечение новой иерархии образовательных результатов, определяемых ФГОС: 1. Личностные результаты. 2. Метапредметные результаты. 3. Предметные результаты.

2. Одним из важнейших условий достижения данного результата является создание системы конструктивного сотрудничества администрации, педагогов, специалистов службы сопровождения и родителей. Их взаимодействие позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы, их родителям и педагогам.

3. Создание комфортной психологической образовательной среды для успешного освоения основной образовательной программы в целом отразится на достижении учащимися следующих образовательных результатов, определяемых ФГОС:

· личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

· метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

· предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В программе психологического сопровождения учтены и отличительные особенности учебного плана Образовательной системы «Школа 2100»:

1. Интегративность: Образовательная система «Школа 2100» представляет собой систему взаимосвязанных программ, обеспечивающих определенное направление деятельности гимназии.

2. Ценности и цели программы: целью реализации образовательной программы «Школа 2100» является создание условий для развития личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа 2100».

Эта линия учебников интересна тем, что в ней предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

1) Комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения.

2) Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой, дифференцированный подход к ученикам: наряду с обязательным минимум он содержит дополнительные задания для одаренных детей.

3) Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться позволяет ребенку и дальше развивать свои способности, учит работать в коллективе, прививает навыки самостоятельности и самоконтроля.

4) Усиление гуманитарной направленности и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

5) Расширение умения работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения через организацию проектной деятельности.

3. Связь личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы.

4. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов. Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

5. Психологическая поддержка педагогов, реализующих образовательные технологии деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.

В программе «Школа 2100» рекомендованы:

5.1. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

5.2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счет изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путем создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счет обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

5.3. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)обеспечиваетпонимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанночитать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

5.4. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с ее важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

6. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов.

Особую актуальность в условиях внедрения ФГОС приобретает использование в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ресурсов дополнительного образования. Согласно ФГОС, внеурочная деятельность - это важная составляющая реализации основной образовательной программы.

Включение педагога-психолога во внеурочную деятельность позволяет осуществлять разнообразные формы психологического сопровождения учебного процесса на основе полипрофессионального взаимодействия.

Психологическое сопровождение может реализовываться также и на этапе выбора форм внеурочной деятельности, опираясь не только на желания родителей или ребенка, но и на объективно выявленные потребности его развития.

Разработанная автором статьи в 2013 году и реализуемая в нынешнем учебном году программа «Развитие самосознания и индивидуальностимладших школьников» ориентирована на учащихся 1, 2 и 3 классов для реализации в рамках внеурочной деятельности.

Основные направления реализации программы психологического сопровождения образовательного маршрута учащихся в рамках Образовательной системы Школа 2100:

Диагностико - развивающая работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка рекомендаций, программ развивающей (психокоррекционной) работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников образовательного процесса; обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование всех участников образовательного процесса – оказание помощи участникам образовательного процесса в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отношений к другим, оказание психологической помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.



Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». М. «Просвещение», 2008 г

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. «Вопросы образования» – 2008. - №3.

3. Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на 1 и 2 ступенях школьного образования. Педагогическое обозрение. 2003. - №4

4. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. «Вопросы психологии», 2001. - №5

5. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008

6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

7. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010

8. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010

9. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010.


Поделиться:


Назад в раздел