Поиск по сайту

Влияние освоения ребенком строительных игр на его умственное развитие

Автор: Абросимов А.А.


В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей младшего дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.[i]

В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности. Большая часть задач, подлежащих анализу и решению, возникает в процессе игры, так как игра для ребенка является главным фактором умственного развития. Весьма важное центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Еще Н. К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Для детей игры имеют исключительное значение, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».[ii]

А. М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, о своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой».

Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде всего важное средство умственного воспитания и развития детей. Строительные игры или конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. В процессе конструирования у детей на протяжении всего дошкольного возраста формируется универсальная способность построения любой детской деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной и т.п.) – создание целостности из разных единиц (слов, предметов, звуков и др.) и разными способами (комбинирование, изменение пространственного расположения, убирание лишнего из целостности для получения новой и т.п.).[iii]

Игрушки и игровой строительный материал

Строительные игры — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. [iv]

Но каким критериям должна отвечать игровая строительная игрушка?

Н. К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребенка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки, которые в доступной и занимательной форме должны побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, способствовать организованности, взаимопомощи, формированию дружеских отношений, умения согласовывать свои желания с желаниями сверстников.

Строительные игрушки (игрушки конструирования) замечательны тем, что ребенок, играя с ними, решает задачу, условия которой заключаются в конструкции самой игрушки, и проверяет сам себя в процессе игры. Особый вид таких игрушек составляют конструкторы LEGO. Они стимулируют развитие воображения и пространственного мышления ребенка, позволяют активизировать процесс обучения, что способствует формированию ярких, жизнерадостных и гармоничных личностей. Основу почти всех конструктивно-строительных наборов LEGO составляют кирпичики ЛЕГО, они наиболее устойчивы и в сочетании позволяют сооружать самые разнообразные постройки. Из ЛЕГО дети возводят интересные тематические конструкции, вокруг которых организуют игры.

Конструктор LEGO – мечта многих мальчиков и девочек. Самая известная в мире игрушка была изобретена в 1932 году3.png в Дании в королевстве детских сказок, на родине Ганса-Христиана Андерсена. Именно там, в волшебной стране, с любовью к миру детства, появился замечательный конструктор. LEGO стал частью жизни Дании. В 1968-м году был построен первый Legoland — целый мир из 45 миллионов кубиков LEGO, куда с удовольствием ходят дети и взрослые. Конструктор LEGO неоднократно получал премии и награды в разных странах мира, вполне справедливо он был назван одним из самых важных изобретений 20-го века. Не одно поколение детей во всем мире оценило его по достоинству.

Строительные игры детей младшей группы

Для младших групп дается конструктор серии для малышей LEGO DUPLO, в нем кубики в восемь раз больше стандартных, следовательно, малыши не проглотят детали.

Конструктор LEGO серии DUPLO цветной, радующий детей своей красочностью, обеспечивающий успешную работу с ним. При этом детям на третьем году жизни необходимо показать, как надо строить, роль ведущего всегда берет на себя взрослый, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. В младшей группе педагог выбирает самые простые игры, целью которых является закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый) и форму (квадрат, прямоугольник) деталей конструктора ЛЕГО. Важно, чтобы первые детские постройки опирались на предметы, хорошо известные детям, — забор, ворота, стол, стул, домик, мост. Благодаря конструированию у детей развивается координация, движения становятся более точными, ловкими и уверенными.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей конструктора Лего в коробки. При этом детям можно предложить разные виды игры. Например: собери по цвету, кто быстрее соберет в коробочку.

Примеры игр4.png

1. Разложи по цвету.

Материал: кирпичики Лего всех цветов.

Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

2. Передай кирпичик Лего.

Материал: 1 большой кирпичик Лего.

Цель: развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.[v]

Строительные игры детей средней группы

В развитии самостоятельной конструктивной игры детей трех и четырех лет характерен, прежде всего, переход от процессуальной деятельности к деятельности смысловой, содержательной. Чрезвычайно важно внесение в игру с постройкой сюжетной игрушки. Это дает возможность сделать игру с постройкой содержательной и интересной. Размещение игрушек следует так продумывать, чтобы дети, закончив постройку, легко могли взять сюжетную игрушку. Ассортимент их должен соответствовать многообразию сюжетов детских построек.

5.pngС четырехлетними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их влияния на процессе конструирования. Детям можно давать схемы простых построек. Наиболее применяемыми игрушками для игр с постройками ЛЕГО являются LEGO Duplo (Лего Дупло), которые хорошо используются детьми при игре с постройкой дома, моста, мебели, лестницы, дороги. Мелких животных, птиц дети используют в игре с постройкой зоопарка, ферм, больниц для животных, конюшни. Автомашины, поезда из конструктора ЛЕГО дети широко используют в играх с постройкой улицы, моста, гаража, железной дороги — в игре с постройкой дома, кухни, плиты, детского сада. Лего конструированием дети начинают заниматься со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В игре каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, он сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. При игре с конструктором ЛЕГО наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления.

Примеры игр

Методика. Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому игры, немного усложняются. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное. Целью игр научится пользоваться карточками, запомнить названия некоторых деталей конструктора Лего. Развиваем внимание, быстроту, координацию движений, мышление.

1. Найди постройку.

Материал: карточки, постройки, коробочка

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на нее, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

2. Кто быстрее.

Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего по 2 на каждого игрока.

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

3. Лего на голове.

Материал: кирпичик Лего.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладет на голову кирпичик Лего. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз. [vi]

Строительные игры детей старшей группы6.png

В старших группах дети делают сложные постройки: красивые небоскребы, замки, модели автотехники и т. д.

К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть ее и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше использовать уже знакомый детям конструктор LEGO Duplo (Лего Дупло). Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для фермера.

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать более сложные наборы ЛЕГО. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе сюжета, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.

В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Лего – конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

Строительные игры в жизни детей старших группах занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.

7.pngПримеры игр

Старшая группа

Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышления, учимся заниматься по карточкам. В старшей группе занимаемся с любым конструктором Лего.

1. Чья команда быстрее построит.

Материал: набор конструктора LEGO, образец постройки.

Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

2. Найди деталь такую же, как на карточке.

Материал: карточки, детали конструктора LEGO, пластина.

Цель: закрепить названия деталей конструктора LEGO.

Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO. И находят такую же деталь и прикрепляют ее на пластину. В конце игры дети придумывают, что получилось.

3. Таинственный мешочек.

Материал: конструктивный набор LEGO, мешочек.

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

4. Разложи детали по местам.8.png

Материал: коробочки, детали конструктора Лего, клювик, лапка, овал, полукруг.

Цель: закрепить названия конструктора Лего.

Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.

Подготовительная группа

Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.

1. Назови и построй.

Материал: набор конструктора Лего

Цель: Закрепить названия конструктора Лего, учится работать в коллективе.

Правила: ведущий каждому ребенку по очереди дает деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий дает задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.

2. Лего подарки.

Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, Лего - подарки.

Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.

Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.

Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход.

3. Запомни расположение.9.png

Материал: набор конструктора Лего, пластины у всех игроков.

Цель: развитие внимание, памяти.

Правила: ведущий строит, какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

4. Построй, не открывая глаз.

Материал: пластина, конструктивный набор.

Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Правило:перед детьми пластина и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют. [vii]

Вывод

В процессе игры и обучения у детей с помощью конструкторов ЛЕГО появляются качества, которые открывают новые возможности для руководства строительной игрой, позволяют ставить новые воспитательные задачи: развитие сообразительности, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках, транспорте, о различных трудовых процессах. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, Безымянный1.pngактивное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Строительство из конструкторов Лего полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. У них развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Следовательно, благодаря конструкторам ЛЕГО ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструирование дает возможность ребенку изучать окружающий мир реальности не только поверхностно, но и изнутри, т.е. видеть суть явлений и предметов. Каждая игрушка Lego создана с учетом особенностей каждой детской возрастной группы. ЛЕГО конструкторы для детей до 3-х лет разработаны таким образом, что в них нет мелких деталей, которые ребенок может случайно вдохнуть или проглотить. Также предъявляются строгие требования к следующим характеристикам: острые углы и грани, маленькие части, двигатели, пружины, шумы. Каждая игрушка Lego соответствуют самым высоким европейским стандартам качества.



[i] Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

[ii] Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1973.

[iii] Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./ Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003.

[iv] Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И. Корзакова. – М.: Просвещение, 1966.

[v] Фешина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования

[vi] Фешина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования

[vii] Фешина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования


Влияние освоения ребенком строительных игр на его умственное развитие

Назад в раздел