Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
№38 "Культуротворческая концепция общеобразовательной организации в контексте ФГОС" (ноябрь, 2019 г.)
Поиск по сайту
|
Использование технологии сотрудничества в режиме Academic Controversy для овладения умениями критического мышления
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций
Системно-деятельностный подход – основа реализации новый федеральных государственных стандартов. Основные цели современной системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Необходимо развивать такие умения критического мышления как: умение анализировать и обобщать, оценивать, формировать и формулировать свою точку зрения и аргументировать ее. Такие умения находят применение в различных видах речевой деятельности и таких видах устной речевой деятельности, как диспут, дискуссия, необходимы при аргументированном высказывании и любых суждениях. Немаловажное значение в решении этих задач в преподавании иностранных языков имеет правильная организация обучения учащихся, предусматривающая вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning). Одной из моделей обучения в сотрудничестве является Academic Controversy («решение интеллектуального конфликта», или «обмен альтернативными мнениями») – одна из моделей «обучения в сотрудничестве». При выполнении упражнений по этой модели формируется умение обобщать отобранные факты, данные, умение развивать логику общей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения. В обучении иностранному языку такие упражнения незаменимы при обучении ведению дискуссии и могут использоваться в качестве подготовительного упражнения в системе подобных, ориентированных на овладение базовыми знаниями и умениями, отдельными приемами, необходимыми для эффективного продуктивного обсуждения дискутируемой проблемы. На практике это выглядит следующим образом: преподаватель предлагает проблемную ситуацию, которая предполагают наличие как аргументов за, так и против. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Группа делится на пары, и работа идет по этапам:
1. Работа в парах: поиск аргументов либо «за», либо «против» 2. Работа в малой группе: пары высказывают свои доводы. Обмен мнениями, аргументация – двусторонний анализ проблемы. 3. Работа в малой группе – смена ролей: пары высказывают точку зрения оппонентов – прием проявления эмпатии. 4. Работа в малой группе: формулировка общей точки зрения на проблему, ее аргументация – двусторонний анализ проблемы. Подготовка общего доклада. Одна из основных задач, решаемых при формировании малых групп сотрудничества – создать условия для взаимоконтроля. В малые группы сотрудничества целесообразно объединять учащихся с разным уровнем обученности. Учащиеся должны дополнять друг друга, чтобы при необходимости быть в состоянии оказать друг другу помощь. Обучение в малых группах сотрудничества может быть эффективным, если будут выполнены следующие требования при организации работы в малых группах: · учащиеся подготовлены к сотрудничеству в малых группах; · группы сформированы в соответствии с учетом психологической совместимости и уровнем обученности учащихся; · подготовлен необходимый раздаточный материал в виде памяток, опор и т.д.; · продумана планировка рабочего места учащихся. Исходя из свойств модели, мы можем сделать вывод, что модель Academic Controversy направлена на развитие умений критического мышления, ее основными свойствами являются 1) подготовка к дискуссии (под дискуссией понимается форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную проблему). [1,2] 2) обучение аргументированному высказыванию. Работа в группе по данной технологии направлена на построение аргументированного высказывания. Но дидактические свойства модели будут зависеть от нескольких факторов, а именно: ступень обучения, уровень подготовки учащихся, уровень развития их интеллектуальных умений и умений критического мышления.
Литература: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 272с. 2. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 2002. Поделиться:Назад в раздел |