Поиск по сайту

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Автор: Асланова Лейла Аляровна, учитель английского языка ГБОУ гимназия №73 "Ломоносовская гимназия" Выборгского района Санкт-Петербурга


Задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

I. личностный;

II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

III. познавательный;

IV. коммуникативный.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В рамках изучения иностранного языка мы говорим о коммуникативных учебных действиях как:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,
  2. способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся существует множество различных технологий, таких как:

- метод проектов;

-интерактивное обучение;

- система безотметочного обучения;

- метод эвристических вопросов;

- мозговой штурм;

- индивидуальные маршруты;

- создание проблемных ситуаций;

- обучение учащихся рефлексивной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

При аудировании, ученик должен послушав определенную аудиозапись извлечь именно ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а также грамотно изложить свой ответ, используя соответствующие лексические и грамматические конструкции.

Например:

1. Послушайте аудиозапись и скажите:

- Кому какие игрушки принадлежат? (2 класс, тема:«Игрушки»);

2. Послушайте диалог и скажите:

- Что нужно надеть? (2 класс, тема:«Одежда»)

Что касается говорения, то ученик учится участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении; составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; рассказывать о себе, своей семье, друге.

Например:

диалог

  • познакомься с новым другом. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям. (Whatisyourname?How old are you? I like…, My name is…, I am…);

монолог

  • Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать). His/Her name is…, He/She lives…., He/She can…
  • Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, характер, что любит делать), не называя его. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут героя сказки.

В письме

  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
  • восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;
  • писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

Например:

  • Заполни анкету, дополнив незаконченные предложения
  • Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.
  • Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Have you got any pets? What do you like to do? What is your favourite subject?).

В чтении:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
  • читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

Например:

Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ.

Who makes the apple pie?

q Jane.

q Jane’s mother.

q Jane and her mother.

Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ.

The car is funny because….

q it’sred.

q it’sonthedesk.

q it looks like a musical box.

Использование игровых методов также эффективно развивает коммуникативные УУД особенно на начальном этапе:

На уроках используются следующие методы:

Игра с мягкой игрушкой (закрепление лексики), найди соответствие, съедобное – не съедобное.

Использование коротеньких скороговорок на определённый звук:

A fat Pat had a fat cat

Pat's fat cat sat at Pat's hat.

Различные рифмовки, которые можно также использовать в качестве физ.минутки

Hands up! Hands down!

Hands on hips! Sit down!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right!

One, two, three …Hop!

One, two, three ….Stop!

Stand still!

Слушаем и разучиваем песенки «Clap your hands», «The ABC», «What is your name».

Для лучшего запоминания новых слов часто использую «договорки»:

У елки цвет всегда один, Почему сосисок нет?

Зимой и летом это – green. Утащил их рыжий cat.

Игры быстрее помогают снять языковой барьер и помогают ученикам быстрее освоить материал на иностранном языке.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий особенно важно на начальных этапах овладения иностранным языком.


Литература:

Английский язык. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов [Текст]. – М.: Вентана-Граф, 2009. (Современное образование). - 192 с.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009.

Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений [Текст] / А. Водянский // Народное образование, 2009. - № 7. – 33 с.

Коряковцева Н.Ф. Организация самостоятельной учебной деятельности. – М.: Аркти, 2003.

Костюк Е.Н.и др. Настольная книга учителя английского языка начальной школы. – Обнинск: Титул, 2010.

Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя [Текст] / А.М.Кондаков // Педагогика, 2010.- №5.- 23 с.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики, 1989.

Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009..

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя [Текст] / Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.


Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Назад в раздел