Поиск по сайту

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию с использованием художественной литературы

Автор: Кучевская О.В.


Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Это учитывается в современных школьных образовательных стандартах. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать УУД для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные УУД, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение

2) смыслообразование

3) нравственно-этического оценивания

Третий блок – линия нравственного развития личности. В начальной школе особую значимость, на наш взгляд, приобретают занятия (классные часы) связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. По сравнению с дошкольным этапом значительно расширяются контакты с окружающим миром, ширится круг общения, в определенной мере меняется социальная роль ребенка, усложняются сами жизненные ситуации, в которые попадает школьник.

Важно организовать ряд занятий, которые формируют личностные качества, где на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, можно раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Творчески работающие педагоги понимают, какую уникальную возможность для развития личности ребенка дает классный час, если его грамотно подготовить и провести. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам. Самый благодатный материал – литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл, являются источником нравственных знаний. Они не в декларотивно-плакатной, а в эмоционально-увлекательной форме, в конкретных жизненных ситуациях раскрывают такие понятия как доброта, порядочность, вежливость, воспитанность, благородство, правдивость, чистосердечность, стремление к красоте, желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Художественные тексты для чтения подбираются на основе развития в детях высоконравственных качеств, воспитания в них чувства доброты, помощи, отзывчивости, сопереживания, сочувствия. В этом возрасте дети хорошо понимают и очень чутко относятся к рассуждению о добре, справедливости, правде и проявлению самых благородных чувств. В детях все это есть, задача учителя – развить эти чувства. Кроме этого, художественный материал подбирается и с точки зрения его объема, формы, образности, силы воздействия на эмоциональную сферу слушателя. Можно сказать так: художественный текст должен быть не столько понятен и доступен, сколько приятен и образен.

Каждое новое художественное произведение нужно преподносить детям как радость, которую они испытают при восприятии его. Читать текст выразительно, эмоционально, проникновенно. Важно правильно расстановить смысловые акценты, соблюсти логические ударения и паузы, обратить внимание на повышение и понижение голоса. Используют такой прием – чтение с пропуском заглавия и конца. О чем следует предупредить детей перед чтением. Дети сами додумывают, подбирают подходящие по смыслу варианты заглавий, находят окончание, логически завершающее смысл всего художественного текста. Далее они сопоставляют свои варианты с данными автором заглавием и концом произведения, оценивают их и выбирают наилучший. Затем учитель ставит перед детьми 1 – 2 проблемных вопроса. Чтобы ответить на них, дети обращаются к содержанию и предметом анализа делают его значащие детали, помогающие им раскрыть глубинный смысл художественного текста, для чего, собственно, он был написан. Из опыта работы замечено что отношение к герою и его оценка у младшего школьника основывается, прежде всего, на анализе отдельных его поступков и очень редко – качеств, проявляющихся в них. Дети сосредоточивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенного качества. Задача учителя помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Определения нравственных понятий формируются в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога, в ходе беседы или анализа ситуации учитель подводит учеников на указание существенных признаков понятия.

В работе можно использовать прием описания детьми аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций из их собственной жизни. Прием помогает детям легко переключиться с объективно воспринимаемого содержания художественного текста на субъективно переживаемые аналогичные случаи, которые непроизвольно всплывают в их памяти. При чтении ребенок отождествляет себя с героем произведения, сопоставляет его действия со своими. Дети начинают понимать, что художественные тексты – это то, что помогает им разобраться в разных жизненных явлениях, в самих себе и, что самое главное, находить и формулировать собственную оценку поступку героя произведения и самого себя – как бы он вел себя в подобной ситуации. Именно типичность изображенной в произведении ситуации является, на наш взгляд, ее преимуществом перед жизненной ситуацией как «учебным материалом».

Уже с первоклассниками следует начать работу по формированию образов возвышенных, нравственных, благородных. Без идеального элемента не явится высоких идей, и нечему будет подражать. Однако если изображать только положительные типы то, они не будут ярки, так как нельзя будет изобразить высоких добродетелей, проявляющихся в прощении за причиненное зло или в борьбе. Такое изображение одного лишь хорошего не будет согласовываться с жизненной истиной. Дурные люди могут терпеть наказание, но в жизни не всякий дурной поступок влечет за собой явное наказание. Человек, не прощающий обиды, мстительный, честолюбивый находит себе наказание то в угрызении совести, то в самом пороке. Самое же главное воспитательное влияние которое может быть оказано на ребенка проявляется при изображении отрицательных типов – в отрицательном отношении автора произведения ко злу. Чувство автора обыкновенно передается читателю. При этом условии отрицательный персонаж будет несимпатичен ребенку и малыш не захочет ему подражать.

Один из этапов работы над художественным текстом – создание образа в воображении ребенка. Образа, которого не существует в видимом обозрении; образа, который лучше видится с закрытыми глазами, через внутренний взор; образа, который развивает детскую фантазию, творчество. Например, после прочтения рассказа можно попросить детей закрыть глаза, представить в своем воображении героя и потом рассказать о нем. Со временем дети начинают приносить в класс книги, в которых нашли сказку, прочитанную накануне, другие любимые книги (по иллюстрациям, оформлению, содержанию) и показывать всем. Итог учитель предлагает подвести самим учащимся. Это позволяет проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к мнению ученика. Дома дети делают рисунки на тему прослушанного и понятого на уроке. Со второго класса к рисункам можно писать маленькие рассказы, чтобы приучать владеть словом, выражать свои мысли, чувства. Лучшие рассказы детей можно объединить в маленький сборник. Дети все разные и каждый понимает то, что ему особенно близко, что в нем уже есть. А все они дополняют друг друга. Ученики старших классов могут напечатать книжечки на компьютере, практически знакомясь с редакционным делом. Малышам будет награда, поощрение за творческий труд.

В то же время необходимо использовать и активные формы работы, в которых реализуются творческие способности школьников: игры, игровые ситуации, инсценировки, конкурсы, турниры, викторины, совместное составление правил поведения и другие коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, рисование, составление газет.

Необходимые материалы можно найти в сборниках (см. список использованной литературы).

Следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать воспитательный эффект. Но главное – психологическая подготовка: необходимо настраивать учеников на серьезный разговор. Следует организовать работу с отдельными группами учащихся: подготовить инсценировки, выразительное чтение, наглядные пособия, предложить учащимся прочитать что-либо предварительно.

У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения.

«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности направлены на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой остается классный час.

В качестве примера предлагаем фрагменты классных часов во 2 классах.


Использованная литература

1. В.И. Попов Хрестоматия «Отблески». Книга для чтения и изучения родного языка. Репринтное издание. Санкт – Петербург. 2005г.

2. Сборник художественных текстов под ред. Ш.А. Амонашвили. Издательский дом Шалвы Амоношвили Москва 2007

3. Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009


Поделиться:


Назад в раздел