Поиск по сайту

Коммуникативное и творческое развитие: два ключа к одному замку

Автор: Лиознова Елена Викторовна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №457 Выборгского района Санкт-Петербурга


Новые Федеральные образовательные стандарты, формулируя цели образовательного процесса, в качестве ориентира воспитания и развития обучающихся предлагают "портрет выпускника школы". В нем ученик предстает, в частности, как «креативный и критически мыслящий… мотивированный на творчество», а также, как «готовый к сотрудничеству…, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать…» [1, с.4].

Нам представляется, что эти два направления развития школьника, на первый взгляд различные (первое, предполагаетскорее когнитивный, второе – социальный акцент), имеют в своей основе общие личностные характеристики и ведут к развитию одной целостной особенности – личностной зрелости. Поэтому мы считаем, что их можно рассматривать как два ключа, открывающих один замок – замок взросления.

Рассмотрим, какие качества обучающегося необходимо развивать, чтобы человек приобрел готовность и умение сотрудничать и т.п.Разработанная нами модель успешного коммуникатора [2]включает три базовые характеристики субъекта общения: 1) принятие на себя ответственности за процесс и результат взаимодействия (интернальность в общении), безусловное принятие себя (самопринятие) и отношение к партнеру как к ценности (уважение другого). Наша многолетняя практическая работа показывает, что формирование именно этих свойств у обучающегося обеспечит ему успешное взаимодействие с разными людьми в разных ситуациях, что соответствует коммуникативному компоненту "портрета выпускника школы".

Прежде чем рассмотреть эти характеристики с точки зрения их связи с творческим развитием ребенка уточним для себя понятиякреативность и творчество. «В переводе с английского "creative" – это творчество» [3].А в данном контексте мы под творчеством будем понимать не только «процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового…, т.е. создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других» [4]. Такое творчество предполагает определенную личностную зрелость или наличие гениальности, как у молодых Моцарта или Пушкина. С такими детьми мало кому доводится встречаться в общеобразовательной школе.Скорее здесь мы имеем в виду «процесс создания субъективных ценностей», новых и значимых для самого человека, а уж станет ли это объективно ценным, зависит от многих, не только личностных, факторов; да и проявиться ценность может не сразу.Важно, что

«в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности» [4].

Итак, рассмотрим, какое значение для развития креативности могут иметь, выделенные нами характеристики субъекта общения.

Принятие на себя ответственности за процесс и результат взаимодействия предполагает, что человек осознает свой вклад в общение, понимает, что может повлиять на него, изменив подвластный ему компонент – свое поведение. Благодаря этому осознанию у субъекта возникает чувство свободы – независимости от меняющихся внешних обстоятельств, особенностей поведения партнера. Есть чувство свободы в отношении своего выбора: он потенциально бесконечен. Что бы ни происходило, теоретически всегда можно подобрать подходящее ситуации поведение.Именно такое чувство свободы и безграничности выбора является, по-видимому, важной составляющейтворческого процесса в разных областях. Творец понимает, что все возможно, что только от него зависит выбор собственных действий и, что даже законы надо знать, чтобы иметь возможность им противостоять. Возможность гибкого изменения поведения становится важным компонентом творчества, как в общении, так и в деятельности. И в том, и в другом случае полезно дивергентное мышление, направленное на поискмножества решений, сильных сторон разнообразных вариантов,а не единственно верного способа поведения. Оно «проявляется в использовании разнообразных форм организации информации» [5]. А именно способность по-разному организовывать коммуникативную информацию и составляет суть коммуникативных установок, формируемых при целенаправленном развитии субъекта общения [6].

Второй компонент модели развитого субъекта общения – безусловноесамопринятие. Оно подразумевает осознание человеком своей уникальности, принятие своей безотносительной ценности – значимости своей личности без сравнения ее с другими, отсутствие страха перед оценками окружающих, устойчивую позитивную самооценку, переход от идеи ошибки к идее опыта.

Именно преодоление страха ошибки, осуждения лежит в основе выбора инновационных, креативных вариантов достижения цели.

«…Враги креативности – критика и страх ошибиться. Замечания, особенно ярко негативные, могут вызвать у человека ступор и блокировать любые мыслительные процессы. Однако гораздо хуже, когда человек сам боится ошибиться. В таком случае главное понять, что в процессе творческого поиска нового решения не бывает ошибок, и отрицательный результат - тоже результат» [3].

На идее раскрепощения человека-творца, обхода страха критики и ошибки построена одна из процедур группового поиска творческих решений – мозговой штурм, в ходе которого на одном из этапов работы критика запрещена.
Последняя характеристика успешного субъекта общения – уважение к другим, интерес к ним и терпимое отношение к их инаковости, отличии от себя. Как для успешного общения, так и для творчества полезно видеть ситуацию с разных сторон, с разных точек зрения.

Еще И. Ньютон отмечал, что чтобы «видеть дальше других» надо «стоять на плечах гигантов». Творец в любой области, как деятельности, так и общения опирается на культурный опыт предыдущих людей, интерес к их общему предмету творчества, уже опробованным способам взаимодействия с ним.

Итак, мы видим, что развитие творческого подхода к успешному общению опирается во многом на те же личностные характеристики, что и креативность в деятельности.

Некоторое время назад мы задались целью экспериментально проверить эту идею.

Задачей одной серии экспериментов было установление связей между креативностью обучающихся и успешностью их общения[7]. Уровень творческости определялся по методикам Подалко А.Е. [8]. За показатель успешности общения брался социометрический статус ребенка в коллективе сверстников. Всего было обследовано 77 обучающихся 1, 3 и 10 классов.

Полученные данные свидетельствовали о том, чтодостоверная линейная связь между коммуникативными и творческими особенности обучающихсяпроявляется лишь в начальной школе. В старшей школе креативность не определяет положение ученика в коллективе сверстников. В юношеском возрасте, очевидно, существует совокупность других, более значимых факторов.

Однако и в начальной школе полученная картина была не однородной: в 1-ом классе проявилась положительная, а в 3-ем отрицательная линейная связь. Иными словами в первом классе более творческие дети были достоверно более популярны у сверстников, а в третьем наоборот. Мы предполагаем, что такая ситуация может быть связана с отношением к творческим детям разных учителей, мнение которых во многом определяет взаимоотношения младших школьников (такие ученики бывают «не удобными» в классном коллективе), но эта гипотеза требует дополнительной проверки.

В другой серии экспериментов мы поставили задачу посмотреть не столько связь креативности и коммуникативности, сколько изменение успешности общения в результате формирующего эксперимента, направленного на развитие креативности[9].

Для этого мы сравнили два параллельных класса начальной школы, в одном из которых – экспериментальном - ребята изучали ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), а в другом – контрольном – не изучали[10]. Делалось 2 среза по аналогичным методикам: в начале года (до начала преподавания развивающего креативность предмета - ТРИЗ) и в конце года (по завершению курса в одном из классов). В результате было выявлено, что в экспериментальном классе (в отличие от контрольного), параллельно с развитием креативности, выросла интернальность (чувство ответственности за результат, как в деятельности, так и в общении); повысилась уверенность во взаимоотношениях с людьми; возросла способность эффективно выходить из конфликтных ситуаций;обогатилось умение создавать благоприятную психологическую атмосферу в общении, как со сверстниками, так и со старшими.

То есть можно сказать, что полученные экспериментальные данные подтверждают идею о параллельном развитии коммуникативной и творческой сферы, по крайней мере, в начальной школе. Хотя, очевидно, для более глубоких выводов необходимо продолжить исследования, расширив и набор показателей, и исследуемую выборку.

Поскольку, по крайней мере, в младшем школьном возрасте, дети некритично усваивают стереотипы взаимодействия с людьми, наблюдаемые у значимых взрослых (особенно от учителей), большое влияние на развитие обучающихся оказывает поведение педагогов. Напомним несколько полезных, на наш взгляд, правил поведения преподавателей с ребенком. Надеемся,они пригодятся не только учителям, но и ответственным родителям, желающим способствовать коммуникативному и творческому развитию детей.

Правила поведения взрослых, способствующие коммуникативному и креативному развитию детей:

1. Чаще формулируйте задачи с возможностью выбора объекта или способа реализации.

2. Выделяйте в высказывании ребенка то, с чем вы согласны.

3. Избегайте негативных оценок, спрашивайте у окружающих иные мнения.

4. Свое мнение предлагайте в качестве возможной идеи, а не как верное решение.

5. Чаще задавайте вопросы ребенку о его представлениях по данной проблеме.

6. Старайтесь подвести вопросами самого ребенка к необходимым вам выводам.

7. Искренне выражайте свои позитивные и негативные чувства в отношении поступков ребенка.

8. Поддерживайте ребенка своей верой в него.

9. Демонстрируйте разные подходы к решению одной проблемы.

10. Ведите дневник своих оптимальных способов поведения и возникающих сложностей.



Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования М. 2012г.

2.Лиознова Е.В. Структура субъекта общения в свете идей Б.Г.Ананьева о субъекте // Вестник СПбГУ, сер.12, 2008, вып.1, с.39-45.

3.Что такое креативность

http://www.kakprosto.ru/kak-86215-chto-takoe-kreativnost#ixzz3Rzpqex6O

4.Творчество / Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E2%EE%F0%F7%E5%F1%F2%E2%EE

5. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.http://spiritual_culture.academic.ru/665/%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

6.Лиознова Е.В. Развитие коммуникативной культуры: знания через установки. // Высшее образование сегодня, 2009, №8, с.56-59.

7. Лиознова Е.В. Творческость как фактор успешности общения младших школьников. Теория и практика образования в контексте отечественной культуры. Тезисы докладов и сообщений У111 Международнойконф. «Ребенок в современном мире. Отечество и дети». /Гл. ред. Султанов К.В. СПб.: СПбГТУ. 2001. Тир.1000 экз. С.371-373.

8. Падалко А.Е. «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся». – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

9. Лиознова Е.В. Творческая деятельность как фактор развития субъекта общения. Педагогика творчества.Тезисы докладов и сообщений У11 Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и творчество. / Гл. ред. Султанов К.В. СПб.: СПбГТУ. 2000. С.46-49.

10. Лиознова Е.В. Исследование влияния изучения ТРИЗ на психическое развитие учащихся. / Учителю о ТРИЗ. Вып.2. СПб, 1996. С.148-155.


Поделиться:


Назад в раздел