Поиск по сайту

Возможности образовательной среды общеобразовательной школы

Автор: Нарицина Людмила Григорьевна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования Российской Федерации


Как в условиях общеобразовательной школы в эпоху модернизации Российского образования, введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решить такие стратегические задачи, как доступность, качество и эффективность современного школьного образования?

Как при этом за всеми изменениями, которые происходят также в социально-экономической сфере общественной жизни не потерять ребенка? Может быть, главная задача – создать среду, помогающую детям реализоваться?

Какова стратегия внедрения стандарта, каково практическое воплощение имиджа современной школы? Помня, что главные наши инвесторы – это родители, наверное, и имидж современной школы можно представить как «зеркало социальных ожиданий Родителей, прежде всего». По крайней мере, так считает Л.С.Илюшин, д.п.н., профессор.

Возрастание требований к качеству образования обусловливает необходимость освоения школой современных подходов к его оценке, управлению, исходя из ее ресурсных возможностей, традиций, организационной культуры.

ГБОУ гимназия №92 Выборгского района Санкт-Петербурга – лауреат премии правительства Российской Федерации в области качества 1998 года, и она сохраняет свои традиции в области качества. Доминантами развития гимназии являются инновационность, качество, эффективность, доступность, открытость, конкурентноспособность.

Совершенствуемая система управления качеством образования в гимназии охватывает все грани ее деятельности, составляющие образовательного процесса. Среди них ключевое значение имеют содержание образования, педагогические технологии, учебная и воспитательная работа, повышение профессионализма учителей, управление гимназией, ее ресурсами и т.д. (все это как раз и входит в понятие «образовательная среда»).

Представим, «в чем же смысл жизни ребенка в школе? Что он будет делать? (по сути дела, это разговор о деятельности вообще, о компетентностном подходе, об универсальных учебных действиях). Кем будет ребенок? Роли? (он будет исполнителем или координатором?) Что увидит? (каков будет визуальный ряд в течение всей жизни ребенка в школе?). Что услышит? Что сможет в итоге? Какой опыт получит?»

Педагогический коллектив гимназии пытается решить проблему, используя возможности образовательной среды, формируя и совершенствуя организационно-содержательные компоненты образовательной среды гимназии: учебные кабинеты и лаборантские, оснащенные учебными, дидактическими, техническими средствами обучения; информационно-библиотечный центр (библиотека, читальный зал, медиатека, мультемедийные классы, Интернет-классы); методическую службу (методический кабинет, конференц-зал); воспитательную службу (комната школьного самоуправления, актовый зал); службу психолого-педагогческого сопровождения; комплекс «Технологии» (мастерские ручного труда, два компьютерных класса); эстетический центр (кабинеты ИЗО, музыки, музей ансамбля «Россияночка»); спортивно-оздоровительную базу (спортзалы, стадион, спортивная площадка, две столовые, буфет); медицинский комплекс (процедурный кабинет, кабинет оказания амбулаторной помощи, комплект-оборудование «Здоровый школьник»); редакционно-издательский центр, школьную типографию; используя новые модели организации образовательного процесса; структурируя содержание гимназического образования, как «взаимосвязь научного, технологического и гуманитарного образования»; совершенствуя систему предпрофильного и профильного обучения в соответствии с требованиями программы модернизации российского образования; предоставляя и расширяя возможности выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе через элективные курсы; совершенствуя и внедряя новые образовательные и информационные технологии; внедряя альтернативные школьные учебные программы с «описанием приобретенных учащимися возможностей в решении все более сложных познавательных задач, описанием поэтапного процесса повышения познавательной самостоятельности учащихся»; используя «гибкие системы оценивания» знаний учащихся, в том числе и процедуру публичного экзамена; совершенствуя систему «процедурного и оценочно – критериального наполнения оценки качества образования (опора в основном на официальные обязательные процедуры и показатели – ЕГЭ, аккредитация образовательного учреждения, статистическое наблюдение и т.д.; опора на добровольные необязательные процедуры и показатели – самообследование, аудит третьей стороны, общественные рейтинги и т.д.)»; осуществляя обеспечение спроса на дошкольное образование через группу «Ладушки»; расширяя возможности дополнительного образования на базе гимназии; организуя занятость учащихся во вторую половину дня; создавая развитую информационную среду образовательного процесса на базе локальной сети с использованием ресурсов Интернета, как-то: автоматизация процедур контроля качества образовательного процесса на базе ЭВТ и современных программных продуктов;

наращивание информационных ресурсов на электронных носителях и повышение эффективности их использования в учебно-воспитательном процессе; внедрение программы «Библиограф», предназначенной для идентификации учета книг и читателей библиотеки; совершенствование мониторинга качества образования; введение электронного документооборота, в том числе электронных классных журналов и дневников учащихся; подключение гимназии к районной и городской компьютерной сети;

повышение доступности информационных ресурсов для участников образовательного процесса.

Нарицина.jpgОстановимся на некоторых компонентах образовательной среды гимназии и ее возможностях, помогающих, по нашему мнению, реализоваться школьнику. Одной из таких возможностей является технология проектной деятельности, так как именно она формирует надпредметные способности школьников.

О.Е.Лебедев в статье «Будущее российского образования» в номинации «Школа» (Родник знаний, № 1(7), апрель 2012, с.12), ссылаясь на современные образовательные стандарты, пишет о том, что «запросы к качеству школьного образования могут оказаться различными у основных групп «социальных заказчиков». Разные «социальные заказчики» отдают приоритет различным образовательным результатам. Семья заинтересована в предметных результатах, гарантирующих возможность последующего обучения в вузах, лучше в престижных; вуз, судя по олимпиадным заданиям, тоже интересует в наибольшей мере уровень обученности».

Педагогический коллектив гимназии, как нам кажется, нашел сегодня баланс между образовательными результатами: « предметными, отражающими уровень обученности по учебному предмету, метапредметными, характеризующими уровень обучаемости (умение учиться, степень познавательной самостоятельности) и способность использовать освоенные способы деятельности (познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической) в конкретных жизненных ситуациях» и личностными результатами, отражающими « уровень готовности» школьников к самоопределению (как человека определенной культуры, как гражданина и т.д.)». Была выбрана технология проектной деятельности, формирующая универсальные учебные действия.Данная технология широко востребована в гимназии с 2005 года, достаточно сказать, что в Конкурсе инновационных разработок на Российском образовательном форуме, проходившем в 2005 году в Москве, приняло участие 17 педагогов гимназии с самыми различными по тематике проектами, выполненными совместно с учащимися при поддержке родителей (учебными, внеучебными, творческими, социальными, культурологическими). По решению Экспертной комиссии Конкурса от 13 февраля 2006 года инновационный проект «Проектная деятельность в образовательном процессе» Нарицина1.jpgвышел в финал Конкурса. Педагоги гимназии транслируют свой опыт работы по технологии проектной деятельности в средствах массовой информации, в научно-методических сборниках, учебно-методических пособиях, научно-методических журналах, на сайтах, на электронных носителях, выступая на семинарах и научно-практических конференциях районного, городского и международного уровня, как-то: газеты: «Метро», «Гимназисты», «Управление школой»; сборник Фестиваль «Портфолио»; журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»; научно-методическое пособие «Школа будущего - школа проектов»; журнал «Управление качеством образования; 200лет Российскому гимназическому образованию. Материалы Всероссийской научно-практической конференции СПб, 2009; научно-методический журнал Заместителя директора по Воспитательной работе; сайт «Образовательная галактика» Intel 2009; Учебно-методическое пособие «Формы и методы театрально-игровой деятельности»; Материалы VIII научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья. Особенности современных школьников, их потребности и запросы СПб. 2011;

Петербургский компонент в проектной деятельности учащихся. Электронный ресурс. Педсовет org. Всероссийский Интернет – педсовет; Социальная сеть работников образования (сайт учителя английского языка) 2012; Мультимедийный проект: «Страны и континенты» Социальная сеть работников образования (сайт учителя английского языка) 2012; Проект рекламного тура, поездки, экскурсий (сайт - сообщество изучающих и преподающих английский язык 2013); Культурологический проект на электронном носителе. СПб ГБОУ № 92, 2013.

Проект «Международный обмен» с гимназией Отто фон Таубе (г. Мюнхен) существует в гимназии с 1992 года. Образовательный туризм является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания школьников, создает благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, формирует активную жизненную позицию и стимулирует процессы социализации личности. Преодоление социального и языкового барьеров, дальнейший выбор профессии, расширение представлений о мире, развитие культурологических факторов играют немаловажную роль в образовательном туризме старших школьников. В связи с этим многие проблемы современного образования, например, регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, ослабление перегрузок, возникающие вследствие интенсификации процесса обучения, а также расширение кругозора детей решаются путем использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе.

Нарицина2.jpgРеализуя проект «Международный обмен», пролонгируя его, гимназия принимает группу немецких школьников в составе 17-18 человек, знакомя их с интересной экскурсионной программой в рамках долгосрочного проекта «Гид по Санкт-Петербургу».

Помимо широко используемой технологии проектного метода обучения при моделировании урока в контексте новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов учителя гимназии используют также технологию развития критического мышления: возможности стратегии «fishbone» («рыбий скелет»). И это все к вопросу о модернизации российского образования, о достижении нового качества, которое бы соответствовало Нарицина3.jpgактуальным запросам современной жизни. Проектирование учителем личностно- ориентированного урока – одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных учебных программ. Основным условием построения такого урока считается приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика главным участником образовательного процесса, приобретения им самоценного и личностно значимого субъективного опыта. Условие вариативности – определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию школьников в обучении. Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-ученики, совместный поиск истины (умение принять другую точку зрения, взаимопонимание).

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию, предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных ситуаций. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Таким образом, при использовании данной технологии педагогическая задача

состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную индивидуальность, помочь реализоваться. Эта стратегия для обучения учащихся навыкам решения проблем часто используется и в воспитательной работе, например, при анализе таких социальных ситуаций, как профилактика развития вредных привычек, подростковая преступность, подростковая мода и других.

Нарицина4.jpgИерархизированные запросы родителей сегодня на первое место ставят безопасность территории, среды (внутри школы также), деятельности. Позиция гимназии в отношении собственной безопасности является открытой. Безопасность территории, среды предполагает сегодня и комфорт, физический и психологический. Вот почему так много внимания уделяется в гимназии благоустройству пришкольной территории, реорганизации спортивной площадки, эстетике оформления школьного двора, цветочной клумбы (проект «Наш Двор – наш Дом»). Не случайно гимназия стала победителем районного конкурса «Лучшая пришкольная территория». В иерархии ценностей здоровье – это социальный запрос родителей сегодня. Важно все: и питание учащихся в столовой, и медицинское обслуживание, и уменьшение перегрузок, и комфорт, и безопасность как внешней, так и внутренней среды. Только тогда можно говорить о развитии социальном, интеллектуальном и культурном наших школьников.

Можно ли решить сегодня эти проблемы без популяризации книги, чтения, помня о том, что перед «новой» школой стоит задача воспитания «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Думается, что нет. В гимназии сложилась система работы педагогического коллектива с родителями школьников по привитию интереса к чтению на протяжении всех лет обучения, инструментарием которой является диалог с родителями в рамках развития социальной и культурной обучающей среды с включением практической деятельности.

Важный этап в диалоге с родителями будущих первоклассников – это рекомендации по привитию интереса к чтению, составленные в соответствии с требованиями нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, где четко прописано, что должен знать (стихи, рассказы, сказки, наизусть три-четыре стихотворения, автора прочитанного произведения) и уметь будущий первоклассник

Для обдуманного летнего чтения и детям, и родителям необходимо иметь списки литературных произведений с рекомендациями для ведения дневника читателя. Как правило, такие списки выдаются в конце учебного года: детям – на заключительных уроках литературы, а родителям – на родительских собраниях. Списки каждого учителя индивидуальны, за исключением программных произведений. И интересно то, что, много путешествуя летом, наши гимназисты не забывают о читательских дневниках, зная, что традиционная защита состоится в первую неделю сентября. А в традиционных же сочинениях «Как я провел лето» они, как правило, пишут, что после Франции и туманного Альбиона так хорошо быть у бабушки на даче и оформлять читательский дневник. Приятно: и связь поколений не рвется, и читают, все-таки читают наши гимназисты. В гимназии существует проект диалоговой формы с родителями учащихся по привитию интереса к чтению, куда помимо рекомендаций и списков входит также тематика читательских конференций, обучающих семинаров на базе школы для учителей словесности и т.д.

Для успешного диалога с родителями важной является информация о том, что учитель в системе повышает свой профессиональный уровень, постоянно учится. Для гимназии характерным является повышение роли научного руководства, привлечение преподавателей высшей школы как в работе с учащимися, так и с педагогами и родителями школьников: так преподаватель СПбГУ В.Е.Пугач, к.п.н., доцент, научный руководитель гимназии ведет семинар «Повышение качества преподавания словесности».

Диалоговой формой работы с родителями по привитию интереса к чтению в рамках

использования возможностей социальной и культурной обучающей среды является такая альтернативная форма итоговой аттестации, как Публичный экзамен по литературе в 9-11 классах. В качестве публики, экспертов на экзамене присутствуют и родители гимназистов, которые вместе с детьми также готовятся к публичному экзамену, читая и перечитывая огромное количество литературы как художественной, так и научной.

Сложившаяся система работы с родителями в форме диалога по привитию интереса к чтению помогает решать такие важные задачи Федерального компонента государственного стандарта по литературе, как обеспечение функциональной грамотности в современных условиях и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.Нарицина5.jpg

Интересной находкой для гимназии по популяризации книги явилась технология Буккроссинг. Эффектом «взорвавшейся бомбы» было то, что неожиданно в рекреации четвертого этажа появились красивые книжные полки. Гимназисты и педагоги поначалу были в недоумении. Зачем появилась новая мебель, каково ее предназначение? А утром на полках уже стояли книги, которые первым принес С.Б. Сочилин, директор гимназии. Скорее всего, он и автор этой идеи. Кажется, гимназисты знают все, но об этой технологии почему-то мало кто знал. Так был дан старт буккроссингу, а потом и на школьном сайте появилась информация об этой интересной технологии. Буккроссинг (англ. bookcrossing, иногда книговорот) – хобби и общественное движение, процесс освобождения книг. Проще – «Превратим весь мир в библиотеку!» В России эта технология появилась в 2004 году. Санкт-Петербург в числе немногих городов, где она активно действует, теперь и мы в этом числе.

Нарицина6.jpgВозможности образовательной среды безграничны. Практически каждый гимназист может реализоваться в День Самоуправления (или как принято его теперь называть – ДСУ), который проводится в гимназии не первый год, это уже стало доброй традицией. Педагог-организатор гимназии Е.Б. Яковлева в беседе с корреспондентом школьной газеты «Ракурс» называет несколько причин необходимости проведения ДСУ: это профориентация, воспитание лидерских качеств у администраторов-дублеров, осознание того, как это – быть учителем. И это еще праздник для учителей, который им устраивают их ученики! Почти пять причин, как в известной песне.

Таким образом, формирование и совершенствование образовательной среды, использование ее возможностей предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.



Литература

  1. Лебедев О.Е. Будущее российского образования. Ж. Родник знаний, № 1(7), 2012 апрель 2012 г., с.12

2. СаловаИ.Г., Нарицина Л.Г., Школа будущего – школа проектов: методическое пособие - СПб.: МИНП, 2008.-251 с.

  1. Калинина А.В., Нарицина Л.Г. Партнерство как залог успеха. Ж-л Управление качеством образования – 2008. № 3 С.343 - 346С.29-35

4. Нарицина Л.Г. Организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе. Ж-л Заместитель директора школы по воспитательной работе в школе. – 2009.№ 2. С.-11


Поделиться:


Назад в раздел