Поиск по сайту

Возможности информационно-коммуникационных технологий в организации внедрения в систему образования инноваций

Автор: Афанасьева Марина Алексеевна, заведующая детским садом ГБДОУ №137 Выборгского района Санкт-Петербурга


В наше время интенсивное развитие компьютерных технологий, интернет-ресурсов создает новые возможности для использования технических средств в различных сферах деятельности. Образование становиться немыслимым без компьютеров и современной техники. В условиях бурного информационного роста специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным. В тоже время необходимость повышения квалификации в течение всей жизни развивает потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением информационно - коммуникационных технологий у дистанционного обучения появились новые возможности. Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. Доступность и открытость обучения – возможность учиться удалено от места обучения, не покидая дома. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни. Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов(не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Какие возможности ИКТ могут использовать дошкольные организации для диссеминации инновационных продуктов? Формы могут быть очень простыми – такими как рассылка кейс-портфелей и более интерактивными – такими как организация вебинаров или форумов. Но для всего этого необходимо соответствующее материально – техническое оснащение: компьютеры, техника для организации видеоконференций, веб – камеры, микрофоны и т.п. И необходимы квалифицированные кадры, способные разрабатывать и проводить дистанционные мероприятия. В данной статье я хотела бы описать опыт, полученный нашим учреждением благодаря работе в статусе Федеральной стажировочной площадки в 2011-2013 гг. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, а также приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1993 "Об объявлении в 2011 году конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования» нашему учреждению – ГБ ДОУ № 137 Выборгского района Санкт-Петербурга, участвовавшему в конкурсном отборе региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлениям "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" был присвоен статус Федеральной стажировочной площадки (ФСП). За период с 2011 по 2013 год учреждение было оснащено современным оборудованием, позволяющим организовывать дистанционное обучение участников образовательных отношений. Были разработаны программы повышения квалификации педагогов, соответствующие инновационному развитию общества и современным требованиям к образованию. К программам были разработаны и изданы 16 учебно – методических пособий. Направления, по которым ведется образовательная деятельность (в том числе и консультативная):

  • Образовательные технологии организации работы с мотивированными и способными детьми;
  • Образовательные технологии воспитания толерантности в дошкольной образовательной организации;
  • Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Программа «Образовательные технологии организации работы с мотивированными и способными детьми», разработанная педагогами ГБДОУ № 137 рекомендована к распространению на 18 Международной научно-практической конференции «Формирование психологической культуры личности, семьи и общества».

Таким образом, статус Федеральной стажировочной площадки позволил нашему коллективу разработать качественные программы диссеминации инновационных продуктов и апробировать их в течении трех лет. В процессе работы мы стало очевидно, насколько удачен формат «стажировки» при повышении квалификации педагогов. Мы использовали следующий алгоритм работы: слушатели изучали теоретические материалы, основы практических методов и должны были самостоятельно разработать проект или образовательное мероприятие на основе полученной информации. Уровень сложности проекта зависел от должности слушателя, так как то, что необходимо для воспитателя может существенно отличаться от того, что необходимо для заместителя заведующего. Особо надо отметить, что педагогам дошкольного образования важно получение практических навыков организации взаимодействия с детьми и с родителями – т.е. воспитатель должен уметь играть и говорить с детьми, и правильно взаимодействовать с родителями. Это действительно требует знания того как договориться с ребенком, как правильно похвалить его или как дать понять, что он совершил ошибку. Как организовать игру с максимальной пользой или использовать все моменты пребывания в образовательной организации в воспитательных целях. Какие методы воздействия можно применять в общении с родителями эффективно. Все это коллектив преподавателей стажировочной площадки смог донести до слушателей, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы бывших стажеров.

Замечательным опытом диссеминации инновационных продуктов, интересным и самой по себе, стала организация обучения с помощью ИКТ. За счет средств федерального бюджета, ГБ ДОУ№ 137 было оснащено оборудованием для проведения дистанционного обучения, видеоконференций и вебинаров. Все возможности этого материально – технического оснащения мы использовали для взаимодействия с регионами РФ, в том числе, Красноярским краем, Краснодаром, Казанью, Владимиром и Владимирской областью. Очень удачен был формат вебинаров, который позволяет каждому слушателю участвовать в мероприятии не выходя из дома, при этом и преподаватель и слушатель могут обмениваться комментариями к происходящему. Так же, очень полезен опыт работы с форумом – предоставляющим возможности консультативного общения между педагогами и слушателями. На форуме слушатели курсов самостоятельно могут обмениваться информацией, опытом работы, задавать вопросы – причем делать все это в удобное для себя время. Для передачи слушателям курсов теоретических материалов были разработаны «кейс-портфели», содержащие информацию в виде печатных лекций, дополненных презентациями, видеороликами, рассказами о практических случаях. Каждая лекция сопровождалась тестом и заданием на выбор слушателя, активизирующим практическую составляющую курса. Тест с ответами и выполненное задания педагоги, проходящие обучение должны были выслать своему преподавателю.

Такая модель распространения инновационного опыта может помочь решить вопрос, остро стоящий перед системой образования. Как системно и целостно внедрять инновационные продукты. Формат стажировки, интегрированный с дистанционным образованием, позволяет успешно и экономично внедрять продукты деятельности инновационных площадок.


Возможности информационно-коммуникационных технологий в организации внедрения в систему образования инноваций

Назад в раздел